«Безбарьерная среда: «Адаптация и реабилитация детей с ОВЗ»
консультация по психологии
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья важное условие социализации, а для детей – инвалидов интеграция. Будущая самостоятельная жизнь, активное включение в качестве полноценных членов сообщества, напрямую зависит от успешной социальной адаптации. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем мире, научиться играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_i_reabilitatsiya.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья важное условие социализации, а для детей – инвалидов интеграция. Будущая самостоятельная жизнь, активное включение в качестве полноценных членов сообщества, напрямую зависит от успешной социальной адаптации. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем мире, научиться играть.
Об адаптации говорят, когда у человека меняется окружающая среда, происходят перемены в жизни. Такие перемены бывают в жизни любого человека. У ребенка дошкольного возраста это поступление в детский сад, взаимодействие со сверстниками на игровых площадках. Происходит процесс адаптации, который протекает и на психологическом, и на физиологическом уровне.
Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном сообществе.
Сегодня мы поговорим об особенностях социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Когда речь идет о детях с особыми потребностями, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить данной категории детей не только вхождение в социум, но и реализацию своих потенциальных возможностей.
Родители детей с ОВЗ часто ограждают ребенка от общения с другими детьми, отказываясь посещать детские дошкольные учреждения, массовые мероприятия, думая, что в детском саду за ними не будет должного ухода, а на мероприятиях он будет испытывать определенный дискомфорт. Но именно в детстве в ребенка закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Навыки социального общения и поведения особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
В процессе курса реабилитации специалисты находят подход к каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных особенностей и заболевания несовершеннолетнего. Специалисты, создают атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребёнок чувствует это тепло, постепенно исчезают его волнения и страхи. Несовершеннолетний легче идет на контакт с детьми и взрослыми, становится намного общительней, формируется доверие к взрослым, умение просить о помощи, если возникают трудности. В благоприятной обстановке у ребенка могут раскрыться творческие способности, он с интересом и вниманием участвует в игровой деятельности, активнее ведет себя на занятиях, он подвижен и активен, его словарный запас обогащается, так намного легче проходит адаптация.
Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире, и о действующих в нем правилах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации. Все специалисты отделения помогают ребенку, большую роль в процессе социальной адаптации играет опытный психолог и воспитатель, но эффективность будет значительно меньше, если в процессе не примут участие родители. Именно родители, находясь с ребенком, постоянно существенно влияют на социальную адаптацию и на жизнь ребенка в целом.
Формы и методы работы с детьми, направленные на социальную адаптацию:
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в учреждении. Игровые упражнения, ситуации, различные виды игр в самостоятельной деятельности и во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Через игру и развитие игровой деятельности у детей происходит активное взаимодействие со сверстниками, закрепляются навыки общения, активно развивается познавательная деятельность, улучшается настроение. Во время игры происходит коррекция и развитие ребенка.
Для детей с ОВЗ важно развивать крупномоторные навыки для понимания потребностей собственного организма, контроля поведения, координации движений, что очень важно для социальной адаптации ребенка, для развития вышеперечисленных навыков в работе специалисты организуют занятия на тренажерах, бизибордах.
Снять психоэмоциональное напряжение, улучшить самочувствие, настроение, повысить активность специалистам помогают арттерапевтические методики:
- занятия с песком и водой,
- рисование различными красками,
- лепка, в том числе из теста,
- аппликации,
- коллажи,
- сказкотерапия с использованием возможностей сенсорной комнаты и аудиовизуальных эффектов,
- использование в работе необычных материалов мелкие предметы, крупа, фасоль, пена для бритья, гидрогель, слайм, массажные мячи для сенсорной коррекции и многое другое.
Экскурсии и целевые прогулки по городу, игровые программы на открытом воздухе способствуют закреплению навыков социального поведения, расширение кругозора, повышение познавательной активности.
Формы работы с родителями (законными представителями) используемые в работе специалистов отделения):
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Информационные стенды;
- Группа взаимопомощи;
- Совместные экскурсии и целевые прогулки;
- Анкетирование;
- Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов;
- Служба ранней помощи
Каждый ребенок индивидуален и каждый по-своему реагирует на процесс адаптации, при прохождении мероприятий комплексной реабилитации. Кто-то сразу вливается в коллектив детей, начинает общаться, играть и приходить каждое утро с хорошим настроением. А есть такие, кому очень сложно привыкнуть к данной обстановке.
Они с неохотой заходят в группу, часто плачут, не отходят от родителей, которые вынуждены их сопровождать. Даже по прошествии 15 дней курса реабилитации, они не могут привыкнуть к воспитателю и другим детям. В этом случае можно говорить о том, что адаптация затягивается или вовсе терпит крах. И называется такая реакция дезадаптацией.
Социальная дезадаптаация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия ребенка с социальной средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.
На основе всего изложенного можно сказать, что социальная адаптация ребенка - это важнейший этап социализации, на котором закладывается фундамент для дальнейшего развития и вхождения ребенка в социум. Успешная адаптация - залог нормального развития ребенка, приобщения его к нормам и ценностям, принятым в обществе. Партнерские отношения специалистов отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и родителей воспитывающих детей с особыми потребностями это залог эффективной реабилитации и успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями.
Совместными усилиями, а иногда ежедневным трудом можно научить ребенка использовать его адаптационные возможности, которые на протяжении его дальнейшей жизни неоднократно будут ему необходимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей....
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходи...
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где прои...
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множ...
ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множ...
Использование элементов Реджио педагогики для социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ
Использование элементов Реджио педагогики для социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ...
Создание универсальной безбарьерной среды для детей ДЦП
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ...