Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
методическая разработка по психологии
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_s_pedagogami.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.
Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи:
1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.
2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива
Приветствие
Добрый день, уважаемые педагоги!
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности.
- Групповая игра «Здравствуй, друг! »
И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи.
Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"
Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:
"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)
"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)
"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)
"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)
"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)
"Хорошо! "(обнимаются)
- Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие.
3. Упражнение “Ведро мусора”
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”,и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Причин стрессов множество, хотя очень многое зависит от индивидуальности. Определить причину стресса, порой очень просто, а вот справиться со стрессом намного труднее.
Поэтому сейчас я бы хотела рассказать и показать на практике, какие приемы могут помочь нам справиться со стрессом и напряжением.
Обычно для снятия мышечного и нервно-психического напряжения используются различного рода упражнения. 2 из них мы сейчас выполним.
5.Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
6.Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
- Еще одним действенным способом борьбы со стрессом и напряжениям являются:
Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Очень большой плюс использования аффирмации в том, что вы имеете возможность применять их где хотите и когда хотите. Вы можете создавать и использовать какие угодно аффирмации, независимо, что происходит у вас в жизни. Выберите себе такую аффирмацию, которая при однократном повторение и мысли о ней, вызывает море положительных эмоций. Каждый человек уникален, потому я не могу дать вам какую-либо конкретную аффирмацию именно для вас. Поэтому сейчас я предлагаю вам придумать и записать свою аффирмацию, а затем проговорить ее вслух.
7. Придумывание аффирмаций.
Зачитывание своей аффирмации:
Я такая лапочка! Я такая ЦАЦА!
На меня красавицу - не налюбоваться!
Я такая умница! Я такая Краля!
Вы такой красавицы сроду не видали!
Я себя любимую холю и лелею,
Ах, какие плечики, ах, какая шея!
Талия осиная, бархатная кожа!
С каждым днём красивее, с каждым днём моложе!
Зубки, как жемчужинки, с каждым днём прочнее!
Ножки - загляденье, с каждым днём стройнее.
Волосы шикарные, Вам и не мечталось,
На троих готовили, мне одной досталось!
Никого не слушаю, коль стыдят и хают.
Потому что ЛУЧШАЯ!!! Потому что ЗНАЮ!!!
8. «Разноцветные звезды»
Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.
Рефлексия тренинга
Спасибо за внимание, удачного всем дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов
Содержание:1. Разминка.2. Упражнение "Мои ресурсы".3. Упражнение "Я отдыхаю".4. Упражнение "Когда душа поёт".5. Упражнение "Защита".6. Игра "Паутинка".7. Подведение итогов. Получение обратной связи....
Тренинг профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, профилактика эмоционального выгорания. Здоровый педагог - здоровые дети....
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распредел...
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Данный тренинг направлен на знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении п...
Тренинг: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия...
Семинар с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
В материале представлена информация о понятии эмоционального выгорания и пособах его профилактики. Разработан совместно с заместителем директора МБОУ ОШ № 12 Комар Татьяны Викторовны...