Буклеты: Возрастные особенности детей 5-6 лет и 6-7 лет.
материал по психологии (подготовительная группа)

 Мазитова Лейла Акрамовна

Дети нашей группы с каждым годом растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать их взрослыми?  С ними непросто, ведь возрастные особенности детей отличаются друг от друга.       Существует несколько особенно ярких кризисных периодов. К ним стоит подготовиться, ведь это происходит абсолютно со всеми. Меняется ребенок, его восприятие мира, отношение к себе и другим. Все это — совершенно нормальные процессы. Дети очень быстро из милых малышей превращаются в своенравных подростков. Конечно же, каждый родитель желает, чтобы его малыш вырос, увидел мир и знал только лучшие его стороны. От самих родителей зависит, будет ли это так.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_vozrastnye_osobennosti_detey.docx483.83 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6-7 лет

http://900igr.net/up/datai/74284/0001-001-.png

Воспитатель:

Мазитова Л.А.

В возрасте 6 - 7 лет формируется внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, т. к. мотивом общения выступает не предметный мир, а мир людей.

Ведущая форма общения со сверстниками: внеситуативно- деловая. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.

Ведущая потребность- в общении.

Ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра.

Способ познания: самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками и взрослыми.

Характерной особенностью данного возраста является значительное развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Развитие психических процессов

Восприятие. Накопленные знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание. Характерно интенсивное развитие произвольного внимания. Длительность сосредоточения составляет 20-25 мин. Объем внимания 10-12 предметов.

Память. К 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания, т.е. ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Также ребенок может использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Характерно развитие долговременной памяти. Объем памяти 6-8 предметов из 10.

Мышление. На основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Происходит развитие элементов абстрактного  мышления.

Воображение. Появляется собственное словесное творчество в виде различных считалок, дразнилок, стихов.

Речь. У ребенка 6-7 л. совершенствуется связная, монологическая речь. Развивается внутренняя речь.

 Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы.

Общение. Дети 6-7 лет стремятся много общаться со своими сверстниками. Проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Формируется их избирательность в отношениях, в этот период зарождается детская дружба. Наблюдается активное взаимодействие детей между собой, что включает и конкурентные отношения. Значит, в общении ребенок стремится проявить себя и привлечь внимание к себе.

В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Игра

 Детям доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Как правило, это длительные игровые объединения, в которых дети демонстрируют умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).

Развитие личности

К 7 годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Ребенок способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Специфической особенностью в данном возрастном периоде является возникновение плана действий: ребенок способен что-либо планировать в уме, а не только с помощью наглядного примера.

Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка.

Гендерная идентификация

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).

Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин.

Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Новообразования возраста:

1. Внутренний план действий.

2. Развитие произвольности всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

4. Возникновение первой целостной картины мира.

5. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/10/kartinki_detey_v_detskom_sadu_6.jpg

Воспитатель: Мазитова Л.А

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие интеллектуальной, эмоционально- волевой, личностной сфер. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.

Период 5-6 лет называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении.

 Отношения со взрослыми носят характер внеситуативно-деловых, а также внеситуативно-личностных, т.е. взрослый воспринимается ребенком как источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками приобретают форму ситуативно-делового общения: углубление интереса к сверстнику как к партнеру по играм; характерно проявление предпочтений в общении.

Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Способ познания: общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Развитие психических процессов

Восприятие. Накопленные знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание. Начинает формироваться произвольное внимание, предполагающее сознательно регулируемое сосредоточение на заданном объекте. Длительность сосредоточения составляет 15-20 мин. Объем внимания 8-10 предметов.

Память. Характерно развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10.

Мышление. Преобладающий вид мышления- наглядно- образное, которое предполагает, что дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. На основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления, т.е. развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Воображение. Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии. Активно развивается творческое воображение. 

Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.

Речь. Совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Речь ребенка достаточно развита, активна. В ходе общения ребенок пользуется развернутыми фразами.

Общение. Для детей 5-6 лет характерна высокая мотивация общения: общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

Общение со сверстниками характеризуется: яркой эмоциональной насыщенностью, преобладанием инициативных действия над ответными, преобладанием действий над анализом ситуации, эгоцентризмом – только действия  самого ребенка, его точка зрения, его видение ситуации является правильной.

Игра

 Характерно усложнение игровых замыслов, создание длительных игровых объединений (что говорит об интенсивном развитии игрового творчества). Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения.

Участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации. 

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Также дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Развитие личности

Развитие произвольности способствует развитию у детей умения управлять своим поведением, изменений в представлениях ребенка о себе (самосознании, самооценке). Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.

Развивается представление о себе, благодаря чему он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Это приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам др. детей. Происходит разделение детей на популярных, пользующихся симпатией, уважением сверстников, и детей малозаметных.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

Гендерная идентификация

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).

Дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются «мальчишеским» обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.

Новообразования возраста:

1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результата деятельности.

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Возрастные особенности детей шестого года жизни""

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка....

Буклет - Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко воз...

Буклет "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Буклет разработан для работы с родителями...

Буклеты "Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей  5-6 лет"...

Буклет "Возрастные особенности детей 4-5 лет

Буклет "Возрастные особенности детей 4-5 лет...

Буклет (возрастные особенности детей 5-6 лет)

Возрастные особенности детей 5-6 лет...