Как воспитать в мальчике защитника?
консультация по психологии (старшая группа)

Елена Николаевна Пигушина

Как воспитать в мальчике защитника?

Даже если мальчик не собирается стать военным в будущем, ему предстоит стать защитником для своей семьи. А это означает, что мальчик должен вырасти смелым, ответственным, решительным и мужественным. По мнению психологов, есть несколько методов, которые помогут воспитать настоящего защитника

В этом номере:

Советы педагога - психолога «Как воспитать защитника»

Мальчиковые игры от 5 до 6 лет: особенности возраста

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_fevr_22023g.docx412.52 КБ

Предварительный просмотр:


«Как воспитать защитника»

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 Не только ребенок, но и взрослый проявит мужество и заступится за слабого лишь в том случае, если уверен в собственных силах. Причем необходима уверенность не только в физических возможностях, но и психологическая установка "Я могу". Поэтому, во-первых, позаботьтесь о физическом развитии мальчика. Ребенок должен быть уверен, что в случае необходимости он в состоянии дать отпор обидчику. Кстати, в школьном возрасте дети уважают силу. Только одновременно научите ребенка применять ее лишь в крайних случаях. А во-вторых, для того чтобы воспитать психологическую уверенность в собственных силах, ребенку необходим надежный тыл. Малыш должен знать, что рядом есть родители, которые всегда помогут. Но в то же время необходимо объяснить ребенку, что всегда надо реально оценивать свои силы, а не кидаться в омут с головой. Например, если группа старших ребят обижает девочку, то не стоит мгновенно кидаться на защиту. В данной ситуации гораздо разумнее позвать на помощь.

 СОЧУВСТВИЕ

Сочувствовать - это значит понимать переживания постороннего человека, а не только свои собственные. Основной ошибкой большинства родителей является распространенная фраза: "Ты же мужчина, а настоящие мужчины никогда не плачут". Ребенок, который не может излить родителям свою боль и обиду, и сам не в состоянии сопереживать. Если малыш терпит боль и не ищет поддержки у близких людей, то аналогичного поведения он будет ждать и от окружающих. Постарайтесь научить малыша понимать чувства пострадавшей стороны. Например, если ребенок отнимает у всех игрушки, не кричите, а спокойно поинтересуйтесь: "А ты что сделаешь, если у тебя сейчас отнимут совок?" Но не ожидайте мгновенного результата. При правильном подходе дети только к 5-6 годам способны осознанно проявлять сочувствие.

 НЕЗАВИСИМОСТЬ

Для того чтобы заступиться за слабого или выступить против большинства, необходимо обладать определенным мужеством. С самых ранних лет ребенок пытается проявлять свою независимость. Не заставляйте его быть как все, даже если вам в данный момент это очень удобно. Не объясняйте ребенку поведение всех остальных как единственно правильное, например: "Посмотри, все дети пошли домой, значит, и нам пора". Поощряйте любое проявление самостоятельности.

 УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ

Умение анализировать ситуацию и соизмерять свои возможности развивается у ребенка лишь в школьном возрасте. Но для этого необходимо заложить надежный фундамент. Читая вместе книжки, акцентируйте внимание малыша на положительных поступках персонажей. То же самое можно делать и во время просмотра мультфильмов. Пусть малыш представит себя на месте главного героя (положительного) и расскажет, как бы он поступил. А вы помогите ему разыграть ситуацию. В более взрослом возрасте обсуждайте с ребенком его взаимоотношения со сверстниками, и пусть он попытается проанализировать свое поведение и сделать выводы. Если малыш спросит ваше мнение, отвечайте подробно даже на самые "глупые" вопросы. Ведь кто еще объяснит крохе, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 РЫЦАРЬ - ЭТО НАСЛЕДСТВЕННО

Наиболее важную роль в воспитании мальчика играет папин пример (или любого другого близкого мужчины), особенно его отношение к маме и окружающим. Если папа заботится о маме и детях, выполняет всю тяжелую работу, то не придется "на пальцах" объяснять сыну, что слабым надо помогать. Маленькие дети обладают удивительной способностью все запоминать. В том числе и поступки родителей (как хорошие, так и плохие). Они еще многого не понимают и считают, что все, что делают папа с мамой, - это хорошо. Поэтому обратите внимание на свои поступки!

Мальчиковые игры от 5 до 6 лет: особенности возраста

В 5–6 лет дети уже обладают немалым словарным запасом, имеют хороший уровень развития мелкой моторики и конструктивное мышление. Большинство мальчишек этого возраста уже обретают навык усидчивости, могут концентрировать внимание на разных деталях.

Особенностью детей 5–6 лет также является высокий уровень любознательности. Это маленькие почемучки, которых уже интересует абсолютно все на свете. Они могут донимать родителей кучей вопросов, на которые обязательно нужно находить ответы, чтобы развивать кругозор ребенка и дать ему нужный уровень знаний, ведь они потребуются для дальнейшего обучения в школе.

Нельзя забывать и о том, что дошкольники имеют большой запас энергии и высокую подвижность. В отличие от малышей они уже хорошо владеют своим телом, а их движения становятся более точными и рассчитанными. Для дальнейшего физического развития ребенка необходимо продолжить проведение подвижных игр, формирующих выносливость, силу, точность и другие важные навыки для мальчиков.

Развитие воображения и мышления

Игры на стимуляцию воображения и мышления – обязательная часть развития ребенка 5–6 лет. Хорошая тренировка этих навыков положительно скажется на успеваемости в школе.

Игры для мальчиков 5–6 лет на воображение и мышление:

  1. Рисуем-фантазируем. Ребенку нужно обвести свою ладошку и дорисовать что-нибудь, проявляя фантазию. Это может быть веселое дерево, какое-нибудь животное или птица.
  2. Дорисуй рисунок. Мама делает заготовку – рисует что-нибудь на листе, но не дорисовывает некоторые линии. Ребенок должен подумать, что это может быть, и дорисовать предмет.
  3. Угадай образ. В этой игре могут принимать участие несколько человек. Один загадывает образ (например, какое-нибудь животное) и показывает его, чтобы другие участники угадали, кто это. Можно проводить эту игру в танцевальной форме под веселую музыку. Тот, кто угадает, становится ведущим (загадывает и показывает образ для других участников).
  4. Фигурная мозаика. Из цветного картона вырезаются разные геометрические фигуры. Ребенок может собирать из них разные предметы, основываясь на фантазии и воображении.
  5. Исключение лишнего. Для игры потребуются рисунки с разными предметами, один из которых будет лишним. Ребенок должен его определить. Например, в нарисованном ряду изображены овощи и один фрукт, который и будет лишним в этой цепочке. Можно играть на очки, что также поможет развить навыки устного счета.

Коммуникативные навыки

У детей 5–6 лет активно развиваются коммуникативные навыки. У мальчишек уже появляются друзья в садике и во дворе, с участием которых можно проводить командные игры, необходимые для развития коммуникабельности ребенка.

Игры на развитие коммуникативных навыков:

  1. «Повтори». Игра предполагает участие нескольких детей. Один из них становится ведущим. Он выполняет какое-нибудь задуманное движение, а другие участники должны его повторить. Ведущий выбирает одного участника, который на его взгляд лучше всего справился с заданием. Тот занимает его место и также придумывает движение, которое должны повторить другие участники.
  2. «Радио». Дети садятся в круг, ведущий объявляет: «Внимание! Потерялся ребенок». Далее нужно описать его признаки. Например: мальчик со светлыми волосами, голубыми глазами, невысокого роста, в белой футболке и синих носочках. Дети должны угадать, о ком из них говорит ведущий. Такая игра развивает внимательное отношение друг к другу.
  3. Для развития навыков вежливости можно поиграть в шарик. Ведущий берет красивый воздушный шарик и говорит: «К кому шарик прилетит, тот должен сказать вежливое слово». Шарик можно вручать прямо в руки поочередно каждому участнику. Дети должны называть вежливые слова, не повторяя уже названных. В эту игру можно играть с обычным мячиком, кидая его участникам. Кто поймает, тот произносит вежливое слово.
  4. Для формирования у ребенка навыков этикета можно поиграть в игру «Гости». Разыгрывается ролевая ситуация, где несколько участников становятся гостеприимными хозяевами дома, а другие – гостями.
  5. «Зеркало». Часть участников выполняют роль зеркал, а другие – посетители зеркального магазина. Посетители подходят к «зеркалу» и показывают какие-нибудь эмоции или движения. Участники-зеркала повторяют их как отражение. После игры можно обсудить с детьми, какие эмоции или движения им было сложнее или легче копировать.

Двигательная активность

С мальчиками 5–6 лет обязательно нужно проводить игры на развитие двигательной активности. Они благоприятно влияют на общее здоровье ребенка, несут воспитательную и оздоровительную функцию.

В какие игры можно поиграть:

  1. Прыжки на одной ноге. Можно начертить прямую или кривую линию, по которой должен проскакать ребенок на одной ноге. Далее задача усложняется: скакать придется не по линии, а с двух ее разных сторон, чередуя вправо-влево от линии. Ребенок должен проскакать всю дистанцию.
  2. Можно устроить соревнования «Прыжки с мячом». Рисуется линия старта и финиша. Участники делятся на 2 команды. Первые два участника зажимают мячик между ног и скачут до финишной линии. Далее бросают мяч второму участнику своей команды, который должен проделать аналогичный путь. Побеждает команда, которая быстрее доскачет с мячом до линии финиша.
  3. Игра «Кошки-мышки». Дети выбирают двух участников, один из которых будет кошкой, а второй – мышкой. Остальные участники становятся в круг и берутся за руки. Кошка будет бегать за мышкой, стараясь ее поймать. Можно бегать за пределами круга и внутри него. Участники могут поднимать руки, чтобы мышка быстрее попала в домик. Как только кошка поймает мышку, дети меняются ролями, кто-то становится кошкой, мышкой, другие образуют новый круг. Эта игра хорошо развивает реакцию и ловкость рук.
  4. Игра «Поезд». Дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи или на пояс стоящего впереди участника. Первый участник – паровозик, другие – вагончики. Они не спеша передвигаются по комнате, как будто едет поезд. Ведущий может называть остановки, указывать замедление хода или «поезд набирает скорость». Дети должны выполнять эти задания. Игра хорошо развивает практику совместных действий и учит соблюдению порядка движений.
  5. «Бездомный зайчик». Для этой игры понадобятся обручи. Выбирается один участник, который будет волком. Остальные – зайчики, у них есть домики-обручи. Но домиков меньше, чем зайчиков (если детей 6, выкладывается 5 обручей). Зайчики гуляют по полянке, выходит волк и пытается их поймать. Они должны быстро спрятаться в домики, но одному из них домика не хватит. Он может убегать от волка, пока его не поймают. Потом участники меняются местами, пойманный зайчик становится волком, а тот – зайчиком. Во время этой игры дети могут прыгать, приседать, бегать, наклоняться. Все эти упражнения являются хорошей физической тренировкой. Игра также развивает быстроту реакции и воображение.

Занятные игры для пятилетних, шестилетних мальчиков

Заинтересовать 5–6-летних мальчиков могут веселые и занятные игры, которые можно проводить дома и на улице во время прогулки. Все они направлены на развитие определенных навыков у дошкольника.

Командные и подвижные

Очень полезны для мальчиков этого возраста командные подвижные игры, формирующие у детей навык совместных действий, направленных на достижение общей цели. Ребенок учится подстраиваться под общие интересы, воспринимать свою значимость в команде, нести ответственность за свои действия. Результат игры зависит от стремления каждого участника, поэтому все дети стараются проявить себя, сделать все возможное, чтобы победить в игре. Это хорошая практика и опыт для дошкольников.

Подвижные игры имеют состязательный спортивный характер, развивают физическую выносливость, ловкость, координацию движений, быстроту реакций. Все эти навыки очень важны для будущих мужчин.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнять которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не для этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать её в уступку ребенку, в милость по принципу “чем бы дитя не тешилось”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как воспитать из мальчика настоящего мужчину."

При воспитании из мальчика настоящего мужчины, идеально будет окружить ребенка как можно большим количеством мужчин....

КАК ВОСПИТАТЬ В МАЛЬЧИКЕ ЗАЩИТНИКА: 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМА.

КАК ВОСПИТАТЬ В МАЛЬЧИКЕ ЗАЩИТНИКА: 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМа.  Даже если мальчик не захочет посвятить себя военной карьере, ему все равно предстоит стать защитником – хотя бы для себя и своих...

Консультация для родителей "Как воспитать из мальчика мужчину!"

Рекомендации по воспитанию настоящих мужчин...

Как воспитать из мальчика настоящего мужчину

Мужчина - это надежность, порядочность и ответственность. Поэтому с самого раннего возраста сына категорически отучаем от позиции Жертвы: жалобы, разговоры об обстоятельствах, несчастные глаза и...

Консультация для родителей «Как воспитать в мальчике мужчину?»

Психологи убеждены, для того чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо почаще хвалить и поменьше ругать. Большая часть родителей делают все наоборот. По данным института возрастной физи...

Консультация "Как воспитать из мальчика мужчину"

Многие считают, что мальчиков намного труднее воспитывать, потому что от природы им свойственна непоседливость, стремление к выдумкам, познанию нового, шумным подвижным играм.С самого раннего детства ...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...