сборник релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
картотека по психологии
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил (прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.)
Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения. Упражнения можно сопровождать стихотворным текстом, доступным для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения рекомендуются к использованию как педагогами в группе, на музыкальных, физкультурных, логопедических занятиях, так и родителям. Совместное с ребёнком расслабление поможет и родителям восстановить душевное равновесие после напряжённого трудового дня. Главным условием овладения навыком расслабления является систематичность. Выберите подходящее в течение дня время для релаксации и выполняйте по одному - два упражнению. Обязательно после этого улыбнитесь! Ваш организм замечательно отдохнул!
Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:
Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут;
Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц. Расслабляться лучше с закрытыми глазами;
Проведение релаксационных упражнений рекомендуется проводить в день по два упражнения:
1-е – мышечное расслабление по контрасту с напряжением;
2-е - релаксацию по представлению.
Во время выполнения упражнений на релаксацию нужно учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности;
Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно;
Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_relaksatsionnyh_uprazhneniy.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Релаксация для детей дошкольного возраста
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил (прослушивании шелеста листьев и пенья птиц, шума дождя и журчания ручья. Эти звуки избавляют малыша от беспокойств и страхов. Они дарят ему уверенность и хорошее настроение. Специалисты рекомендуют сочетать спокойные мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.)
Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения. Упражнения можно сопровождать стихотворным текстом, доступным для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения рекомендуются к использованию как педагогами в группе, на музыкальных, физкультурных, логопедических занятиях, так и родителям. Совместное с ребёнком расслабление поможет и родителям восстановить душевное равновесие после напряжённого трудового дня. Главным условием овладения навыком расслабления является систематичность. Выберите подходящее в течение дня время для релаксации и выполняйте по одному - два упражнению. Обязательно после этого улыбнитесь! Ваш организм замечательно отдохнул!
Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности в их проведении:
Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут;
Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц. Расслабляться лучше с закрытыми глазами;
Проведение релаксационных упражнений рекомендуется проводить в день по два упражнения:
1-е – мышечное расслабление по контрасту с напряжением;
2-е - релаксацию по представлению.
Во время выполнения упражнений на релаксацию нужно учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности;
Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно;
Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
Расслабление мышц рук
Упражнение «Кулачки»
Педагог: Сожмите пальцы и кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза.)
А теперь слушайте и делайте, как я.
Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох — выдох...
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.
Упражнение «Олени»
Педагог: Представим себе, что мы олени. (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Педагог проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох! (Два раза.)
Посмотрите: мы — олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь — немного лени...
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны...
Педагог легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко... ровно... глубоко...
- Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!
Упражнение "Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
Упражнение "Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Упражнение «Шалтай - Болтай».
«Шалтай – Болтай сидел на стене, (поворот туловища влево – вправо),
Шалтай – Болтай свалился во сне» (наклон туловища вперёд, свесив голову и руки) (3 раза).
Упражнение «Шишки».
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…
Упражнение «Сосулька».
И.п.: стоя, руки – вверх. (Сосулька замёрзшая).
1) – повисли кисти рук. (Начала таять).
2) - повисли руки до локтя.
3) – повисли руки до плеч. (Совсем растаяла сосулька)
Повтор 3 раза.
Расслабление мышц ног
Упражнение «Загораем»
Педагог: Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Педагог показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! (Педагог подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!..
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загорели! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол.)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны...
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.
Расслабление мышц рук, ног и корпуса
Педагог: Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я: (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)
Упражнение «Штанга»
Педагог: Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
(Наклониться вперед.)
Штангу с пола поднимаем...
(Распрямиться.)
Крепко держим...
Педагог прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.
И бросаем!
(Упражнение повторяется три раза.)
Наши мышцы не устали -
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление — приятно.
Упражнение на расслабление мышц живота
Педагог: Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Упражнение на расслабление мышц шеи
Педагог: Дети! Начнем игру. Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повторяются кратко упражнения для расслабления мышц живота.)
Упражнение на расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти)
Упражнение "Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнение "Злюка успокоилась"
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычанием всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнение «Горка»
Педагог показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горочкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения педагог обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение.
Педагог: Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Релаксационные упражнения
Настрои для релаксации
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
Отдых на море (фонограмма шум моря)
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно. Ваше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать. А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.
Водопад (фонограмма водопада)
Мы с вами стоим у водопада. Отличный солнечный день, небо голубое безоблачное. Легко дышится горным свежим воздухом. Наш водопад необычный, в нем нет воды, на нас падает белый свет. Мы с вами стоим под водопадом изумительный белый свет касается головы. Вот он уже струится по лбу, по лицу, шее. Вот уже белый свет заполнил наши плечи, и они становятся мягкими, расслабленными. А ласковый белый свет течет все дальше по груди, по животу. Нежный белый свет гладит ваши ручки, пальчики. Он течет по ногам, и вы ощущаете себя спокойно легко. А теперь потянемся и на счет «три» откроем глазки. Волшебный нежный белый свет наполнил вас силой и энергией.
«Снежная баба»
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
«Бубенчик»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.
«Летний денек»
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, Но на солнце не гляжу. Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.
«Медузы»
Выполнение соответственно тексту: Я лежу на спине, Как медуза на воде. Руки расслабляю, В воду опускаю, Ножками потрясу И усталость сниму.
«Загораем»
Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги поднимаем, держим. Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушаем и делаем. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем, Выше руки поднимаем, Держим, держим, напрягаем… Загорели! Опускаем!
«Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
« Порхание бабочки»
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движение ее крыльев. Бабочка села на цветок рядом с вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев — линии, темные пятна, светлые пятна! Вот бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двжутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат....и откройте глаза».
«Полет высоко в небе».
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Может быть непроизвольной и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологич...
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста.
Желание помочь детям в нарушении равновесия и подвижности между процессами возбуждения заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков является разработанная мной система мер по ...
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста...
Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста
В материал входят упражнения, как с текстовым соправождением так без него. Упражнения для расслабления можно использовать для нормализации ЧСС, психического равновесия и для общего улучшения сам...
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В консультации для педагогов, вы узнаете о том, как организовать релаксационные упражнения в детском саду, а также познакомитесь с упражнениями, которые можно использовать в своей работе....
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультационный материал для педагого ДОУ о том, как организовать отдых детей с помощью релаксационных уаражнений....
Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста в стихах
Релаксационные упражнения...