Программа "Нейрошкола"
рабочая программа по психологии
Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neyroshkola.docx | 79.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Нейрошкола»
(для дошкольников 6-ти – 7-ми лет.)
Подготовила
Педагог- психолог
Смолич А.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменов у детей. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить1.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психическго онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что способствует обучению, и адекватной адаптации к процессу школьного обучения и социуму.
Новизна программы использование нейропсихологического подхода при подготовке ребенка к школе.
Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Адресат программы. Программа предназначена для дошкольников 6-ти – 7-ми лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Цель: целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний.
Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и саморегуляции для освоения новых знаний и успешной адаптации.
Задачи программы:
- Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.
- Развивающие: Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
- Психологические: Формирование адекватной самооценки, развитие потенциальных возможностей, формирование навыков поведения в обществе. Развитие саморегуляции.
Основные методы обучения:
- Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга2;
1 Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем.
2 Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования,
- Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга;
- Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга.
Принципы работы:
- Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.
- Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно- воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
- Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и познавательного потенциала.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Структура и содержание занятия:
Занятия проводятся 2 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:
- Кинезиологические упражнения.
- Когнитивные игры.
- Игры психокоррекционной направленности.
Материально-техническое обеспечение: Для реализации данной программы требуется кабинет для занятий, гимнастические коврики по количеству детей.
Формы работы с детьми в рамках программы « Нейрошкола» Реализация работы в группе:
Для эффективной работы группы формируются по количеству до 15 человек.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, за одно занятие реализуются все три направления работы.
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:
Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач.
Контроль и оценка результата:
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) нейродиагностику в результате которой оценивается уровень развития психических процессов и её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Бланк оценки представлен в приложении 1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план 1 года реализации
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |
Количество занятий | Количество часов | |||
1 | Нейроразвитие и нейрокоррекция психических процессов | 50 | 50 |
нейродиагностики.
занятия к занятию. |
Итого: | 54 | 54 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.10 | 30.04 | 27 | 54 | 54 | 2 раз в неделю |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Сказка»
«Нейрошкола»
Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы для детей 5-7 лет
Пояснительная записка
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменов у детей. С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из перечисленных проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить3. Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация- прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире —
нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт- терапевтические и др. психотехники.
Цель: целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний.
Задачи:
- Оптимизация работы всех блоков головного мозга через двигательные упражнения.
- формирование позитивной самооценки, повышение адаптационных возможностей, лучшего понимания себя и других.
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
- Развитие саморегуляции.
Основные методы работы:
- использование кинезиологических упражнений.
- когнитивные игры.
- игры психокоррекционной направленности.
Принципы работы:
- Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.
- Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.
3 Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем.
- Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие театральные методы, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.
Структура и содержание занятия:
Занятия проводятся 2 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей:
- Кинезиологические упражнения.
- Когнитивные игры.
- Игры психокоррекционной направленности.
Формы работы с детьми в рамках программы «Нейрошкола»
Групповые занятия. Состав группы до 15 человек, за одно занятие реализуются все три направления.
- гимнастические коврики.
Оснащение занятий:
- мячи теннисные по количеству участников.
- балансир.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) нейродиагностику в результате которой оценивается уровень развития психических процессов и её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Бланк оценки представлен в приложении 1.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы с родителями предполагается предварительно провести собрание, цель которого рассказать о нейропсихологическом подходе к такому процессу, как подготовка к школе. В одноименной группе ВК будет работать форма обратной связи, где будет выкладываться необходимая информация для закрепления достигнутых ребенком результатов, у родителей будет возможность задать вопросы педагогу – психологу и оперативно получить на них ответы.
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Нейрошкола»
№ занятия | Содержание занятия | Часы | |
Октябрь 1 | Психологические задачи: 1.Познакомить детей друг с другом.
| Практика:
| 1 |
Октябрь 2 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: цифра «три»; раздели слово; Сколько раз? Психокоррекционные игры: Кто Я? Какой Я? | 1 |
Октябрь 3 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «остановись», «фокус» Психокоррекционные игры: За что ты можешь себя поблагодарить? | 1 |
Октябрь 4 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Сим-сим», Кинестетический праксис, «Данетка» Психокоррекционные игры: За что ты можешь себя поблагодарить? | 1 |
Октябрь 5 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: Запрещенное движение с усложнением, Кто найдет больше… (кругов, треугольников и т.п.) Психокоррекционные игры: «Поездка в другой город» | 1 |
Октябрь 6 | Психологические задачи:
отношение к миру и ситуации". | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Тик-так –бум», «придумай слово» Психокоррекционные игры: «Ищем позитив» | 1 |
Октябрь 7 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Графический узор», «Муха» Психокоррекционные игры: «Я плачу когда…» | 1 |
Октябрь 8 | Психологические задачи:
4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Фонетические хлопки», «Пространственные игры. Кто где стоит» Психокоррекционные игры: «Позы» | 1 |
Ноябрь 1 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Диспетчер и самолет», «предметы на одну букву» Психокоррекционные игры: «Царственная походка» | 1 |
Ноябрь 2 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Робот», «вопрос ребром» Психокоррекционные игры: «Кнопки на себе» | 1 |
Ноябрь 3 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «передай мяч назад», «каракули» Психокоррекционные игры: «Мои ошибки» | 1 |
Ноябрь 4 | Психологические задачи:
эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Слева-вправа в кабинете», «числа в словах» Психокоррекционные игры: «Позлись»» | 1 |
Ноябрь 5 | Психологические задачи:
эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «найди правый рукав», «что общего» Психокоррекционные игры: «дорогие мне люди»» | 1 |
Ноябрь 6 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «веселые картинки», «что перепутал художник» Психокоррекционные игры: «что думают обо мне окружающие?» | 1 |
Ноябрь 7 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «правильное зеркало», «загадки» Психокоррекционные игры: «дорогие мне люди»» | 1 |
Ноябрь 8 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «двигательный диктант», «Имя» Психокоррекционные игры: «посмотри на себя со стороны»» | 1 |
Декабрь 1 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «поставь фигуру в угол», «я знаю 5 имен…» Психокоррекционные игры: «мой самый радостный день»» | 1 |
Декабрь 2 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «работа с таблицей алфавита», «рассказ из алфавита» Психокоррекционные игры: «качества людей»» | 1 |
Декабрь 3 | Психологические задачи:
4.Развивать навыки самоконтроля. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «метафорические кубики», «слово» Психокоррекционные игры: «если бы я был тобой» | 1 |
Декабрь 4 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «найди слово в слове», «робот» Психокоррекционные игры: «какая твоя обида» | 1 |
Декабрь 5 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «найди правый рукав», «что общего» Психокоррекционные игры: «кто мне очень нравится и за что?» | 1 |
Декабрь 6 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «первая буква», «отгадай действие» Психокоррекционные игры: «Лесенка» | 1 |
Декабрь 7 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «главная буква», «четыре стихии» Психокоррекционные игры: «место за столом» | 1 |
Декабрь 8 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «расскажи сказку, используя первые слоги», «запомни порядок» Психокоррекционные игры: «похвали себя» | 1 |
Январь 1 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «запретный номер», «угадай слово» Психокоррекционные игры: «приоритеты» | 1 |
Январь 2 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «три определения», «замри» Психокоррекционные игры: «мое настроение» | 1 |
Январь 3 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «бросаемся словами», «Определения. Кто больше?» Психокоррекционные игры: «отрицательные черты» | 1 |
Январь 4 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «веретено», «синонимы» Психокоррекционные игры: «три желания» | 1 |
Январь 5 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «почему так называется?», «Антонимы» Психокоррекционные игры: «слушаем тишину» | 1 |
Январь 6 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Корень слов», «Расставь посты» Психокоррекционные игры: «как избежать ссоры» | 1 |
Февраль 1 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Новые слова», «смотри на руки» Психокоррекционные игры: «подарки» | |
Февраль 2 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «угадай по описанию», «обобщающее слово» Психокоррекционные игры: «свои праздники» | |
Февраль 3 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «превращение слов», «новые загадки» Психокоррекционные игры: «кормушка» |
Февраль 4 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «смысл пословиц», «неправильные пословицы» Психокоррекционные игры: «знакомство» | |
Февраль 5 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «рифмы», «добавь словечко» Психокоррекционные игры: «улучшим настроение» | |
Февраль 6 | Психологические задачи:
эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «дома сказочных героев», «письмо от героя» Психокоррекционные игры: «первое апреля» |
Февраль 7 | Психологические задачи:
эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «иллюстрация книги», Психокоррекционные игры: «разные приветствия» | |
Февраль 8 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «чьи это вещи» Психокоррекционные игры: «начало дня» | |
Март 1 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «сказка от лица предмета» Психокоррекционные игры: «конкурс на лучший комплимент» | |
Март 2 | Психологические задачи:
самооценки. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «из чего это сделано?» Психокоррекционные игры: «дома хороших качеств» |
Март 3 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «что будет дальше?» Психокоррекционные игры: «отдыхаем вместе» | |
Март 4 | Психологические задачи:
4.Формирование навыка умения справляться со своими негативными эмоциями. | Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «Изобретения» Психокоррекционные игры: «обними мысленно …, …, весь мир» | |
Март 5 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «путешествие с закрытыми глазами» Психокоррекционные игры: «радуем близких» | |
Март 6 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «приметы» Психокоррекционные игры: «джентльмены и леди из сказок» |
Март 7 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «научиться у животных» Психокоррекционные игры: «Что такое честность» | |
Март 8 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «угадай звуки» Психокоррекционные игры: «Улыбка» | |
Апрель 1 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «расставь животных по размеру» Психокоррекционные игры: «добрые дела» | |
Апрель 2 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «фигуры на листе» Психокоррекционные игры: «теплые слова» |
Апрель 3 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «рисунок по точкам» Психокоррекционные игры: «санитарная инспекция» | |
Апрель 4 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «невиданное растение» Психокоррекционные игры: «мамы всякие нужны» | |
Апрель 5 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «лабиринты» Психокоррекционные игры: «обязанности по дому» | |
Апрель 6 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «пропавшие картинки» Психокоррекционные игры: «наведи порядок» |
Апрель 7 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Когнитивные игры: «дорисуй картинку» Психокоррекционные игры: «дерево» | |
Апрель 8 | Психологические задачи:
| Практика: Кинезиологические упражнения: Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, нормализующие мышечный тонус, углубляющие позитивное отношение, повышающие энергетические возможности ребенка. Заключительная психодиагностика Психокоррекционные игры: «книга жалоб и предложений» |
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:
Личностные результаты: развитие познавательного интереса ребенка, формирование коммуникативных навыков, самооценки. Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач.
Контроль и оценка результата:
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов. Для оценки результата проводится входная и заключительная диагностика сформированности психических функций и навыков. Бланк оценки представлен в приложении 1.
Содержание обучения
- Раздел: Кинезиологические упражнения
Нейропсихологические задачи: нормализация работы всех блоков головного мозга, формирование целостного восприятия информации.
Практика:
- Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие,
- Упражнения нормализующие мышечный тонус,
- Упражнения углубляющие позитивное отношение,
- Упражнения повышающие энергетические возможности ребенка.
2. Раздел: Когнитивные игры
Психологические задачи: развитие умения анализировать информацию, быстро думать в условиях ограничения времени.
Практика:
- Математические игры;
- Речевые игры;
- Игры на развитие внимания;
- Игры на развитие пространственных представлений.
3. Раздел: Психокоррекционные игры
Психологические задачи: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Формирование представлений о себе, социальных отношениях, развитие уверенности в себе.
Практика:
- Кто Я? Какой Я?
- Буду добрым и хорошим;
- Я взрослею.
Список литературы
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
- Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
- Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с.
- Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для отличной учебы. – М. : Мозаика-синтез, 2016-112 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
- Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.
Приложение 1
Памятка. На что обращать внимание при диагностике.
Правила диагностики:
Дружелюбная среда (однако, ребенку можно напомнить, что это про школу и поэтому есть свои правила. Например, «я спрашиваю, ты отвечаешь, почти как в школе»)
Уважение к ребенку (Я – взрослый, который готов тебе помочь, для этого хочу понимать, как ты развиваешься). Чем младше ребенок, тем больше игровых элементов.
Корректная обратная связь (учитывает возрастные потребности, родители получают обратную связь либо в нейтральной форме, либо в позитивной, с позиции, что надо делать, на что обратить внимание, где произвести изменения)
Нейтральность (не слишком хвалим ребенка, не ругаем и не оцениваем. Можно немного подбадривать, если видим, что ребенок тревожится за результат, или переживания неудачи разрушает способность отвечать)
Знакомство.
На что обращаем внимание:
Как ребенок владеет речью? Какие речевые конструкции использует? Все ли буквы выговаривает? Окончания? Как переключается от вопроса к вопросу? На сколько ему легко дается общение с посторонним взрослым? Какие эмоции у него вызывает школа? Есть ли признаки учебной мотивации?
Общая осведомленность
Общая осведомленность: | На что обращать внимание |
просы | |
1. Как тебя зовут? | Имя, фамилия. Использует ли отчество (или знает, что есть, но не использует) |
2. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? | На сколько легко и точно дается ответ |
3. Где ты живешь? | Есть ли понятие адрес? Есть ли последовательность Город, улица, дом, квартира. Обращает ли внимание ребенок на такие категории. |
4. Как зовут твоих родителей? Где и кем они работают? | Использование ФИО. Разбирается ли в профессиях, есть ли категория профессии. |
5. Какое сейчас время года? | Ориентировка во временах года. Обращает ли внимание на то, что происходит вокруг. На сколько легко? Имеет ли для ребенка это какой-то смысл или он заучено это говорит. |
6. Сколько глаз у куклы? | Как быстро отвечает? |
7. Сколько пальцев на руке? | Есть ли затруднения при ответе? |
8. Сколько ног у собаки? А у петуха? У кого больше? | |
9. Напиши свое имя. |
Межполушарная ассиметрия.
На что обращаем внимание:
- Как принимает инструкцию
- Есть ли четкое предпочтение или ребенок пытается менять глаза.
Комбинации глаз, рука и ухо могут быть любыми. Важно! К 7 годам у большинства детей латеральный профиль полностью сформирован и уже не будет меняться. В более раннем возрасте подвижки возможны.
Дополнительные пробы:
Неврологическая зрелость | На что обратить внимание |
1. Дотянуться рукой, которой пишешь, до противоположного уха | Какую руку использует, легко ли выполняет инструкцию |
2. Сесть на пол без помощи рук. | Как выполняет инструкцию, как двигается. Скорость выполнения. |
Межполушарное взаимодействие.
Обратите внимание на:
- Легко ли ребенок понял инструкцию
- Как зрение помогает выполнять пробу
- Ошибки
- Скорость (быстро, медленно)
Произвольные движения и действия.
Обратите внимание и отметьте для себя:
- Контроль выполнения за ходом выполнения (от начала к концу)
- критичность по отношению к ошибкам
- запоминание положения руки
- утомление (способность выполнять задание более 30 сек без потери темпа и ошибок). Графическая проба
На что обратить внимание:
- Проба выполняется карандашом, а не ручкой и фломастером.
- Как меняется нажим при выполнении
- Какой темп
- Какие ошибки при выполнении, есть ли критичность, как реагирует на критику
- Легко ли переключается от забора к забору
- Есть ли укрупнения букв
- Удерживает ли горизонтальную линию.
- Как помогает себе Копирование по образцу На что обратить внимание:
- Перед выполнением уточните, знает ли ребенок прописные буквы. Он не должен их знать. Если ребенок знает прописные буквы, то пропустите это задание или дайте написание на иностранном языке.
- Сохраняет ли ребенок строку
- На сколько точно копирует, все ли элементы точно повторяет
- Критичность (замечает ли свои ошибки и пытается исправить)
- Темп (на сколько быстро справляется)
- Утомляемость (вызывает ли задание утомление от начала к концу)
- Тонус в руке (легко ли писать, есть ли особенности нажима).
Фонематический слух.
Запишите ошибки
Память.
- Обратите внимание, как ребенок запоминал, использовал какие-то средства и придумывал себе помощь?
- Были ли трудности? Особенности?
Восприятие пространства
На что обратить внимание:
- Как ребенок использует предлоги. Легко ли он находит и называет отношения между предметами.
- В какой последовательности ребенок выбирает картинки. Есть ли последовательность или выбор осуществляется хаотично.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (6-7 ЛЕТ)
Ф.И., возраст
I. Общее развитие:
Дата обследования
- Как твои имя и фамилия?
- Сколько тебе лет? , сколько будет через год? , через два?
- Как зовут маму?
Как зовут папу?
- Где и кем работают родители?
- Где ты живешь?
- Какое сейчас время года?
- Сколько у тебя пальцев на руке?
- Сколько глаз у куклы?
- Сколько ног у собаки? у петуха?
- Напиши свое имя.
Межполушарная ассиметрия.
- Вопросы:
какой рукой:
у кого больше?
пишешь держишь ложку расчесываешься
- «Ручные» пробы:
рисуешь держишь зубную щетку режешь ножницами
переплетение пальцев «поза Наполеона»
аплодирование
- Определение ведущего уха:
«часы»
- Определение ведущего глаза:
игра в мяч
«подзорная труба»
Межполушарное взаимодействие
реципрокная координация
Произвольные движения и действия.
КЛР: пр. рука л. рука_ графическая проба: 1 этап
- этап
- этап
Фонематический слух. бочка-почка дочка-точка точка-тучка
точка-кочка магнолия-Монголия полковник-половник
Память.
1. Две гр.по 3 слова: 1- холод, цветок, книга; 2- слон, вода, пол
1/? 2/?
- повтор
1/? 2/?
- повтор
1/? 2/? отсроч.
Восприятие пространства.
«Бочка и ящик»
Оценка интеллектуальной и речевой готовности к школе
Категории ответов | |||
Правильный полный | Частичный | Ошибочный ответ | |
1.Какое животное больше лошадь или собака? | Лошадь 0 | Не правильный ответ -5 | |
2.Утром вы завтракаете, а днем… | Обедаем, едим суп, мясо 0 | Ужинаем, спим и любой другой ошибочный ответ -3 | |
3.Днем светло, а ночью… | Темно 0 | Неправильный ответ -4 | |
4.Небо голубое, а трава.. | Зеленая 0 | Неправильный ответ-4 | |
5.Черешни, груши, яблоки, сливы это то? | Фрукты 1 | Неправильный ответ-1 | |
6.Почему раньше, чем пройдет поезд опускается шлагбаум? | Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд 0 | Неправильный ответ-1 | |
7.Что такое Москва, Ростов, Киев? | Города 0 | Неправильный ответ-1 | |
8.Который час показывают часы (показать стрелочные часы с цифрами) | Хорошо названо 4 | Названы только час 3 | Не знает часов 0 |
9.Маленькая корова это теленок, маленькая собака- это..., а маленькая овечка | Щенок, ягненок 4 | Только один ответ из двух 0 | Неправильный ответ-1 |
10.Собакеа боле похожа на курицу или на кошку? Чем похожи, что у них общего? | На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобиям 0 | На кошку без объяснения -1 | На курицу-3 |
Почему во всех автомобилях тормоза? | Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановится в случае опасности, вообще останавливаться 1 | Одна причина 0 | Неправильный ответ (например, он бы не хал без тормозов) -1 |
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? | Два общих признака (они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди) 3 | Одно подобие 2 | Неправильный ответ 0 |
13.Чем похожи друг на друга белка и кошка? | Определение, что это животные, или приведение двух признаков (хвосты, | Одно подобие 2 | Неправильный ответ 0 |
шерсть, четыре лапы, умеют лазить по деревьям 3 | |||
14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед тобой? | Гвоздь гладкий, а винт с резьбой 3 | Винт закручивают, а гвоздь забивают 2 | Неправильный ответ 0 |
15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание это | Спорт, физкультура 3 | Игры(упражнения), гимнастика состязания 2 | Неправильный ответ 0 |
16.акие ты знаешь транспортные средства? | Три наземных, самолет или корабль 4 | Только три наземных, или полный набор с самолетом и кораблем, но только после объяснения, что такое транспортные средства 2 | Неправильный ответ 0 |
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? | Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще болеет, скорее умрет 4 | Одно или два различия 2 | Неправильный ответ (он курит, у него палка) 0 |
18.Почему надо заниматься споротом? | По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы быть подвижнее, чтобы держаться прямо, чтобы не быть толстым, добиться результатов 4 | Одна причина 2 | Неправильный ответ 0 |
19.Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? | Остальные должны за него работать (причиняет ущерб), мало работает, мало денег, не может себе покупать необходимое. Он ленивый 2 | Неправильный ответ 0 | |
20. Зачем на конверт надо клеить марку? | Так платят за пересылку письма 5 | Тогда тот другой будет платить 2 | Неправильный ответ 0 |
Ребенок готов к школьному обучению, если набрал более 13 баллов.
Особенности поведения ребенка и родителя/взрослого в процессе:
Оцените состояние ребенка к концу обследования (устал, наросло/снизилось напряжение, оживился) (учитывайте время дня и длительность встречи)
Когда ребенку было легче выполнять задания вначале или конце.
Какие пробы в целом давались легче, где надо было двигаться или отвечать на вопросы. Как реагирует родитель на критику, на самокритику ребенка
Обращается ли ребенок за поддержкой к родителю/взрослому и как ребенок ее чувствует. Как родитель дает поддержку и как справляется с ошибками ребенка.
Ответьте на вопрос (по желанию): Готов ли ребенок к школе? Почему вы сделали такой вывод?
Протокол фиксации результатов и оценки динамики
Ф.И. возраст
Начало года | Середина года | Конец года | |
Общее развитие | |||
Межполушарная ассиметрия | Ведущая рука Ведущее ухо Ведущий глаз | Ведущая рука Ведущее ухо Ведущий глаз | Ведущая рука Ведущее ухо Ведущий глаз |
Межполушарное взаимодействие | Понимание инструкции Участие зрения Ошибки Скорость | Понимание инструкции Участие зрения Ошибки Скорость | Понимание инструкции Участие зрения Ошибки Скорость |
Произвольность движений и действий | Графическая проба Копирование по образцу | Графическая проба Копирование по образцу | Графическая проба Копирование по образцу |
Фонематический слух | |||
Память | |||
Восприятие пространства | Предлоги Понимание направлений | ||
Вывод: |