Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям.
статья
Среда - одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.
Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению с взрослым в ней. Освоение среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает их психофизическое благополучие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям.
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта.
Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед глазами детьми весь спектр возможной среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.
При проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать следующие факторы:
-индивидуально социально-психологические особенности ребенка;
-своеобразие его эмоционально-личностного развития;
-индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируется при построении предметно-развивающей среды.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединение. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» - специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: любимую игрушку, открытку, украшения, подарки от друзей и т.д. Большое значение придается организации экспозиции фотографий детей и членов их семей, личных альбомов. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в процессе экспонирования разнообразных детских работ.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами. При этом используются разнообразные конструкторы, авторское оригинальное оборудование, природный и бросовый материал и т.д.
Также учитывается возрастная адресованность оборудования и материала. Так, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет – конструктивная зона.
С наступающим Новым Годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».
Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта....
Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...
Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"
Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"...
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как основа индивидуального подхода к детям
семинар-практикум для педагогов...