памятка для родителей "Развиваем память"
консультация по психологии
В данной памятке рассматривается такое понятие, как память, так же особенности памяти у дошкольников. Прописаны советы родителям, как лучше развивать память у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка по развитию памяти | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем память
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Что такое память?
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание - это процесс образования и закрепления информации в виде нервных импульсов в нервных клетках головного мозга. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи - пути поступления и извлечения информации. При запоминании происходит установление связи между новой и уже существующей информацией. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.
Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, "оживают" быстро без вспомогательной, опорной информации. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект запоминания
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают три основных вида памяти:
- наглядно - образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее;
- словесно - логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух;
- двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
2. Степень волевой регуляции памяти
По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс, который требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
3. Длительность сохранения информации в памяти
По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.
От чего зависят способности к запоминанию?
Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности.
Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к одним из определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д.
Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.
Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.
На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить.
По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Особенности памяти дошкольника
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых.
Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности.
Именно поэтому новые знания должны иметь для ребёнка какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Как развивать память у ребенка?
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры.
Как только ребёнок произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице.
Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно малыш присоединится к игре.
Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Успехов вам в общении с ребенком!
Наш адрес:
Иркутская обл. Казачинско-Ленский район,
п. Магистральный, ул. Пионерская 10
тел. 8(39562) 4-12-64
Официальный сайт:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детски сад «Брусничка»
Развиваем память
Педагог - психолог
Ю.В. Кононова
2023 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Как тренировать память"
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную, логическую...
Памятка для родителей "Развиваем память у дошкольников"
Несколько советов, которые помогут родителям в развитии у детей памяти....
Памятка для родителей "Развиваем память"
Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все,что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок....
Памятка для родителей «Играем – память, внимание, мышление развиваем»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ «Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, де...
Памятка для родителей «Развиваем память! Учимся считать»
Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами• Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например...
Памятка для родителей «Развиваем память и учебную мотивацию»
Рекомендации по формированию учебной мотивации у дошкольников Во-первых, нужно объяснить ребёнку, зачем дети ходят в школу. Но это не так-то просто сделать, как кажется н...