«Игры в адаптационный период по развитию сенсорики. Дары Фребеля №1. Волшебные мячики»
учебно-методическое пособие по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
Актуальность
Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.
Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.
Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте. Наряду со всеми этим мяч я очень активно использую в адаптационный период. Появление «Волшебного» мячика из мешочка/коробки – это всегда радостно для детей. Так как его можно взять в руки, пощупать, а в моем варианте даже понюхать, ведь мячики обладают еще и запахом.
Речь идет о Даре Фребеля №1 – текстильном мячике с веревочкой в виде петельки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация -игры "Дары Фребеля №1" Щеголева А.В. | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад
«Игры в адаптационный период по развитию сенсорики.
Дары Фребеля №1. Волшебные мячики»
Подготовила: педагог-психолог МДОАУ №170
Щеголева А.В.
Актуальность
Упражнения с мячом активно применяются в различных сферах образовательной деятельности в дошкольном детстве. Это прежде всего связано с тем, что ведущей деятельность детей, по мнению, Л.С. Выготского, является –игра. Кроме того мяч- это очень удобный игровой инструмент, который разнообразен, а значит вариативен.
Для психолога, упражнения с мячом прежде всего входят в работу с высшими психическими функциями, так как здесь задействуются и внимание, и самоконтроль, и межполушарное взаимодействие и сенсомоторная координация, развиваются навыки саморегуляции.
Иногда уходит очень немного времени при фиксации нужного навыка в игре с мячом, чтобы ребенок усвоил необходимый ему опыт и перенес его в реальные условия жизни – это еще раз говорит нам об универсальности и нужности применения игр с мячом в дошкольном возрасте. Наряду со всеми этим мяч я очень активно использую в адаптационный период. Появление «Волшебного» мячика из мешочка/коробки – это всегда радостно для детей. Так как его можно взять в руки, пощупать, а в моем варианте даже понюхать, ведь мячики обладают еще и запахом.
Речь идет о Даре Фребеля №1 – текстильном мячике с веревочкой в виде петельки.
Ф. Фребель - немецкий педагог, создатель понятия «детский сад». Именно он впервые задумался о том, что ранний возраст - это нужный и необходимый этап развития ребенка. «Дары Фрёбеля – это первые в мире – систематизированные дидактические игры с предметами. Система развития ребенка по Фрёбелю – это игры с «дарами».
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!
Первое впечатление при знакомстве с Даром Фрёбеля №1 – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Могу сказать, что совершенно необязательно покупать готовые мячики Фрёбеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики. Причем играть с мячиками детям в ДОУ довольно безопасно. Что способствует более легкому взаимодействию детей с педагогом и друг другом, а в период адаптации это очень важно.
Игра «Вязаные мячики»
В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.
2-3 года.
Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:
1.Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание,
метание, ловля и катание).
2.Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету»,
«Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?»,
«Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков», «Подбери по цвету».
3.Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения
- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности
- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности
- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности
- «Мячик катится по тропинке» - движение по кривой поверхности
4. Знакомство с направлением движения: упражнения
- «Пила» (движения вперёд-назад)
«Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю,
Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»
-«Скачут мячики» (движения вверх-вниз),
- «Часики» (движения маятниковые),
- «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»
- «Рыбка» (плавательные движения),
- «Голуби» (летательные движения)
5.Знакомство с окружающим:
6. Хороводы с использованием мячей
Каждое занятие с мячами Фрёбеля сопровождается детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:
Вот и кончается наша игра
Мячик, с тобой расставаться пора.
Мы, возвратимся снова домой,
Вспомним, где побывали с тобой.
Вот и закончилась наша игра,
Нам отдохнуть настала пора.
Скоро мы снова придём поиграть.
Будем о чём-то новом с тобой узнавать!
3-4 г.
Задача даров Фридриха Фрёбеля, кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Таким образом, Фрёбель ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.
Отсюда возникает идея по работе с мячиками на развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации, моторного планирования, межполушарного взаимодействия.
Для этого, заготавливаются специальные карточки с заданиями.
1. Игра «Волшебное облако». (На основе игр по карточкам Домана).
Цель: развитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, различения сенсорных эталонов- цвета.
Материалы: несколько наборов «Волшебных мячиков», схемы с заданием (карточки с маленькими облаками), поле для выполнения задания (большое облако).с пустыми круглыми проемами.
Проведение игры.
Посмотри на наше облако. Что с ним не так? Верно, оно прохудилось, давай мы с тобой сделаем его волшебным, добавим ему немного цвета. (В начале игры, советую разрешить малышу самостоятельно заполнить поле.) Затем предъявляются карточки-схемы и добавляется инструкция: вверху ряда, внизу ряда, в середине ряда – выложи как на схеме.
«Веселая гусеница».
Цель: развитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, различения сенсорных эталонов- цвета, счет.
Материалы: несколько наборов «Волшебных мячиков», схемы с заданием (карточки ), поле для выполнения задания гусеница, с пустыми круглыми проемами.
Ход игры.
Педагог предлагает детям рассмотреть карточки-гусеницы. Что с ними не так? Давайте поможем гусенице стать красивой. Нарядим ее в разноцветные шарики. Посмотрите на схему, выложите так же.
Игра «Ладушки».
Вначале игры хлопаем в обе ладоши, затем по очереди левой и правой. Когда ребенок усвоил эти движения добавляем мяч. Далее усложняем ход игры - при каждом соприкосновении обмениваемся мячиками, передавая их друг другу. Упражнение проигрывать возможно сопровождая стихотворением, тем самым развиваем еще одну регуляторную функцию – речь.
Игра «Лягушка-хохотушка».
Цель: развитие взаимодействия с ребенком- налаживание контакта, развитие ВПФ: памяти, активного внимания, межполушарного взаимодействия, моторики рук.
Материалы: Мячики Фребеля по количеству пар детей
Ход игры.
Рассаживаем детей в пары сначала учим их передавать мяч из рук в руки, повторяем несколько раз. Усложняем задание: перекрещиваем руки, во время передачи мяча. И добавляем речитатив:
Лягушка-хохотушка
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
Днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Игры с мячом Фребеля для развития навыков саморегуляции.
Для развития навыков саморегуляции возможно использовать различные психологические игры. «Беги –стоп», «Солнце и дождь» и многие другие.
Но есть игры с мячом, которые очень часто я использую когда необходимо помочь ребенку, быстро усвоить навыки саморегуляции.
Игра «День –ночь».
Цель: развитие навыков саморегуляции.
Индивидуально.
Я буду читать тебе стихотворение, рассказ, сказку, а ты каждый раз, когда услышишь слово «день» или слово «ночь» подкидывай мяч вверх.
В группе.
Возможно играть в эту игру и в группе, только тогда разбиваем детей на пары, и каждому из них даем по мячику. Каждый раз когда вы услышите слово «день» или слово «ночь» обменивайтесь мячами. Я для этой игры использую «Дары Фрёбеля» - вязаные мячики. Для первоначальной игры используем короткие рассказы и стихи, счасто встречающимися словами-активаторами, далее усложняем и все реже даем слова-активаторы. Таким образом увеличивая время – (Выдержку).
Литература
1.Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».2019
2. Мухаматулина Е., Михеева Н. «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра», Издательство: Генезис, 2021 год.
3. Баум Х. «Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.», Издательство Теревинф, 2020 г., с.-144.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...
«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...
НОД во 2 младшей группе с использованием «Даров Фребеля» Тема: «Волшебная страна»
Занятие во 2 младшей группе с использованием "Даров Фрбеля"...
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....
Познавательное развитие с Дарами Фребеля
Познавательное развитие с Дарами Фребеля...
Консультация для родителей "Игры для детей раннего возраста по технологии Дары Фребеля"
Фридрих Фрёбель признал, что мяч - это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата и удержания. Ребёнок формирует свои первые впечатления о физическом мире во время игры -...
- Мне нравится (1)