МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по психологии
Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус»
.МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Попадая в новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».
Суть методики «Кактус»
Приём, разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:
- отношение к миру;
- своё место среди окружающих его людей;
- сформированное мировоззрение;
- уровень умственного развития;
- психофизическое состояние.
Методика «Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики, экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или демонстративным.
Английская писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».
Процедура проведения диагностики среди младших школьников
Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах).
Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
Инструкция для ребёнка:
- Представь, что ты увидел красивый кактус.
- Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
- Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.
Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.
На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.
Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:
- Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
- Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
- Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
- Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.
Обработка и интерпретация результатов
Анализ манеры рисования
Сила нажима и характер линий
Чтобы оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости.
Отрывистые линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать ситуацию и не сомневается в своих силах.
Расположение и размер
Если малыш нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки. Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.
Также стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево — испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок, разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том, что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с ним в настоящем.
Важной характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.
Рассмотрение сюжета рисунка
К этой части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или нет).
При исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя «по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают, то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу (или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности тестируемого, богатой фантазии.
Условия теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.
Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:
- злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
- о демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
- свидетельство оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей;
- тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
- незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
- тестируемый нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
- об одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.
Толкование цветовой гаммы
Особенности психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
- зелёный символизирует постоянство и уверенность;
- жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
- синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
- красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
- серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
- белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
- чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.
Трактовка ответов на дополнительные вопросы
Ответы на вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит, что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать: он стремится к одиночеству, самостоятельности, свободе. Описание домашнего растения — показатель того, что малышу комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать, показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.
Отзывы о тестировании
Многие педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:
«О, знаю эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них».
А ряд учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что она содержит мало толкований версий рисунка:
«Попробуйте ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя, зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками, мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали, что колючки были внутри.»
«По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас будет психологически грамотным!».
Методика «Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный коррекционный план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».
Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....
Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи
В статье рассаматриваются вопросы формирования пространственно-временных представлений у детей и методы и приемы коррекционной работы....
"Взаимодействие старших дошкольников и младших школьников"
Материал для осуществления долгосрочного проекта по приемственности ДОУ и школы....
Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников
Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...
"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"
Творческая работа с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Картотека методик для диагностики дошкольников и младших школьников
Перечень различных тестов психологической диагностики...