Значение игры в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Карловская Оксана Анатольевна

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

«Игра порождает радость,

свободу, довольство,

покой в себе и около себя,

мир с миром»

Фридрих Фребель

Почему ребёнку нужна игра? О значении игры в развитии ребёнка написано очень много. Но, к сожалению, многие родители не понимают, недооценивают важность игры. Говорят, что на игры уходит очень много времени, а свободного времени у них и так мало. Для них проще, чтобы ребёнок сидел у компьютера, телевизора, смотрел мультфильмы, слушал сказки в записи и т.д. А в игре он разбросает игрушки, испачкает что-нибудь или сломает, порвёт. А новые знания и общение он и так получит в детском саду. Не задумываются родители и о том, что игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра, является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная цель использования коммуникативных игр - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

В игре у ребёнка формируются начала коллективизма. Он учится общаться, правильно выражать свои мысли, развивает речь, доверять друг другу, а также приобретает новые знания и закрепляет уже полученные. Развивает любознательность, активизирует словарь. С помощью игры формируются нравственные качества: воля, выдержка, смелость, умение уступать, быть целенаправленным.  В каждой игре есть свои условия и правила, которым ребёнок должен следовать. В игровой деятельности у дошкольника воспитывается отношение к людям, к жизни. Он осваивает опыт человеческой деятельности в игре через прожитые переживания и изображает то, что видел.

Отсутствие положительного опыта общения ребёнка приводит к стихийному возникновению у него негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дошкольник стремится, но часто не умеет вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. Отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на формирование умений избегать конфликтных ситуаций и на развитие эмоций. А также игры, направленные на установление эмоционального контакта и доверия детей к окружающим.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Таким образом, игра как средство коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000 г. - №7. - М. - С.16 - 19.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. М., 1997.

3. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - М. - С.2 - 7.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ // Методическое пособие. – 2007. – М. – С. 47-56.

5. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. - 2005. - №21. - М. - С. 41 - 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельн...

"Игры для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Игры для развития коммуникативных навыков, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....

Картотека "Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста"

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры мож...

Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста»

laquo;Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....

Картотека «Игры для развития коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста

Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.От того, насколько успешно удается...

ПАМЯТКА Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Данные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности....