Рабочая программа
рабочая программа по психологии

Демьянова Елена Михайловна

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psiholog_2022_-_2023g.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

 АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

 

Принято на:

педагогическом совете

МКДОУ детского сада

«Теремок»

Протокол № 1

от 10.08.2020г.

    Утверждаю:

    Заведующий

                       МКДОУ детского сада

                       «Теремок»  

    ______ С.В. Терещенко

    Приказ №

                       от «10» августа 2020г.

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога-психолога

на 2022-2023 учебный год

Разработчик: педагог-психолог

Демьянова Елена Михайловна 

с. Родино

2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ⅰ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Целевые ориентиры образовательного процесса

4

1.3.

Цель и задачи реализации Рабочей программы

5

ⅠⅠ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

6

2.1.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

6

2.2.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

7

2.3.

Направления деятельности педагога-психолога

10

2.4.

Направления психолого-педагогического сопровождения

11

2.5.

Этапы оказания психологической поддержки дошкольникам

12

2.6.

Психолого- педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста

13

2.7.

Программно-методический комплекс образовательного процесса

16

2.8.

Методики исследования особенностей развития детей дошкольного возраста

17

ⅠⅠⅠ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

20

3.1.

Формы учёта деятельности и отчётность педагога-психолога

20

3.2.

Участие педагога-психолога в образовательном процессе: формы, приёмы коррекционной работы

20

3.3.

Организация  и содержание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога

24

3.4.

Список литературы и интернет источников

29

3.5.

Лист изменений и дополнений

30

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Педагог-психолог современной дошкольной образовательной организации создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников дошкольной образовательной организации, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Взрослый – это посредник, связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать, ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата.

Рабочая программа раскрывает инновационный подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО. В основу разработки предложенной рабочей программе положен принцип амплификации детского развития (А.В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности как для удовлетворения возрастных потребностей ребенка, так и для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, что позволяет реализовать права и свободы подрастающей личности.

Предлагаемые разработки помогут педагогу-психологу создать оптимальные условия при построении образовательной работы с дошкольниками, организовать условия для продуктивного развития дошкольника, содействовать преодолению неблагоприятных вариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

 

Принципы  построения рабочей программы:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. 
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. 
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. 
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребенка.
  • Принцип комплексности подразумевает взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения. 
  • Принцип «на стороне ребенка»: приоритет интересам ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса. 
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, а научить его справляться с проблемами самостоятельно. 
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программы. 
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность. 
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка. 

Рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога-психолога современной дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ детского сада «Теремок» построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы педагога-психолога составляют:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2 4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т С. Комаровой, М А. Васильевой.
  • Закон Алтайского края от 04.09.2013 ГЫ 56-ЗС (ред. от 03.10.2014) ”06 образовании в Алтайском крае“ (принят Постановлением АКЗС от 02.09.2013 ГЫ 513).

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
  • Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.  
  • Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.  
  • Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.3 Цели и задачи рабочей программы

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель рабочей программы: создание профессионально-значимых условий для инновационной деятельности педагогов, благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе. Определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

Задачи программы:

  1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
  2. Создание системы поддержки внедрения инновационных технологий в педагогическом коллективе ДОУ.
  3. Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды.
  4. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем.
  5. Совершенствование системы подготовки детей к обучению в школе и в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.

Задачи педагога-психолога: 

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
  2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
  3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
  4. Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
  5. Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, заявленные в ФГОС дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности  и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

2.2 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от года шести месяцев до 3 лет

 Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого;

- совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

 

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

 

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.  

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

2.3 Направления деятельности педагога-психолога

  1. Психологическое просвещение

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр.    Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми.  

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

 

  1. Психологическая профилактика

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается.  

Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.  

Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

 

  1. Психологическая диагностика

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  • определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи.

4. Коррекционная работа 

Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психологомедико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

 

  1. Направления психолого-педагогического сопровождения

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
  • Психолого-педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
  • Психолого-педагогическая диагностика личностной и эмоционально-волевой сферы детей.
  • Психолого-педагогическая диагностика школьной зрелости.
  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

 

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно-образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

  • Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
  • Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
  • Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечиваются компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

  • Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
  • Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагогапсихолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

  

2.5 Этапы оказания психологической поддержки дошкольникам

  • наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития;
  • проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей;
  • включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности;
  • формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

 

В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей.

Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

  1. Адаптация ребёнка к ДОУ (по плану).
  2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме (по плану).
  3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы (по запросу).
  4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия (по запросу).
  5. Готовность ребёнка к школе (по плану).

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

     В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь - октябрь и март-апрель), допускается присутствие родителей – это позволит им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка.

 

  1.  Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста

 

Определение степени адаптации детей

Инструментарий для проведения диагностики:

  • Изучение у младших дошкольников адаптации к ДОУ (1.8-3лет). По методике Макшанцевой Л.В.
  • Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми в период адаптации в ДОУ». Коррекционно развивающая работа по проблеме адаптации. М: Книголюб. 2010. 15
  • Диагностика нервно-психического развития детей «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» – К.Л. Печёра, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

 Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

Представление результатов на  педагогических советах, совещаниях.

Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

 

Психолого-педагогическое обследование

уровня умственного развития детей (по плану)

Инструментарий для проведения диагностики:

  • «Экспресс-диагностика» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко 
  • «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» – Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»

Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»

Заключение по результатам психологического обследования

Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.

Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

 

Психолого - педагогическое обследование личностной и

 эмоционально-волевой сферы детей (по запросу)

Инструментарий для проведения диагностики:

  • Методика «Рисунок семьи» – Хоментаускас Г.Т.
  • «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. (в старшей группе) 
  • Методика «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой.
  • Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкер, М. Алворд
  • Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  • Методика «Эмоционально-цветовой аналогии» А. Лутошкин
  • Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.

Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости

Инструментарий для проведения диагностики:

  • «Психологическая готовность ребенка к школе» – Л.А. Ясюкова
  •  Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер
  •  Диагностика школьной мотивации.
  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
  • Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
  • Просветительская и психопрофилактическая работа  с педагогами и родителями
  • Организация родительских собраний в различных формах.
  • Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам современной педагогической психологии.
  • Ведение Интернет-сайта. 

Психопрофилактическая работа 

Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.

Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся подгрупповым играм.

Групповые психопрофилактические занятия:

 Младшие группы:

  • адаптация детей;
  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

Старшие группы:

  • коммуникативные навыки;
  • творческие и познавательные способности;
  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

  • готовность к школе (личностная и мотивационная);
  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;
  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.

Психологическое просвещение

Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

 В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков.  

Экспертная работа 

  1. Исследование характера влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
  2. Участие в разработке нормативно-правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
  3. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.
  4. Исследование эффективности усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.
  5. Участие в формировании развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
  6. Соблюдение профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
  7. Совместное участие с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психологопедагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

 

2.7 Программно-методический комплекс образовательного процесса

         Выбор программно-методического комплекта осуществляется согласно основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Данный перечень формируется самостоятельно или делается ссылка на используемую комплексную программу.  

 

Перечень программ, технологий и пособий

  1. Алексеенко В.В., Лощинина  Я.И. «Играем в сказку». Издательство: «ДОМ», 2003.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –пресс», 2011.
  4. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011.
  5. Епанчинцева О.Ю. «Песочный мир чудес». Профилактика эмоционального развития детей.  
  6. Катаева Л. И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе. М.: Книголюб, 2004.
  7. КатаеваЛ.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». Коррекционно-развивающая работа с детьми имеющие низкий уровень готовности к школе. Книголюб, 2004
  8. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2002.
  9. Макшанцевой Л.В. Методика изучение адаптации младших дошкольников к ДОУ (2-3 года).  
  10. Панфилова М.А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников. Профилактика школьной дезадаптации  и школьных неврозов. М.: ТЦ Сфера, 2002 г. 
  11. Петрусинский В.В. Розанова Е.Г. Психологические игры и упражнения техники игровой психокоррекции.М.: Владос, 2010. 
  12. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.:

Академия, 2002.

  1. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2003.
  2. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми в период адаптации в ДОУ». Коррекционно развивающая работа по проблеме адаптации. М: Книголюб. 2010.
  3. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Книголюб, 2004.
  4. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия с детьми среднего дошкольного возраста. М.: Книголюб, 2004.  
  5. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшей группы. М.: Книголюб, 2004.
  6. Ясюкова Л.А. «Методика определения готовности к школе» Изучение готовности к школьному обучению детей подготовительной группы. СПб: Иматон, 1999.  

2.8 Методики исследования особенностей развития

детей дошкольного возраста  

Режим работы,  формы образовательной деятельности

Формы организации педагогического процесса

Возрастные группы

Группа раннего возраста  

младшая

средняя

старшая

подготовительная к школе группа

Адаптация

ежедневно  (в течение 2-х первых месяцев пребывания ребенка в ДОУ), далее по запросу  

ежедневно

(в течение 2-х первых месяцев пребывания ребенка в ДОУ), далее по

запросу

ежедневно

(в течение 2-х первых недель пребывания ребенка в ДОУ), далее по запросу

ежедневно

(в течение 2-х первых недель пребывания ребенка в ДОУ), далее по запросу

ежедневно (в течение 2-х первых недель пребывания ребенка в ДОУ), далее по запросу

Диагностическое обследование

По эпикризным срокам в течение года

 2 раза в год, дополнительно по запросу

 2 раза в год, дополнительно по запросу

2 раза         в год, дополнительно по запросу

2 раза         в год, дополнительно по запросу

Проведение занятий

(индивидуально, в парах, минигруппах)

не менее 2-х раз в неделю

 

 

 

1 раз в неделю

Мониторинг развития детей группы раннего возраста

 

Содержание работы

Диагностические методики

Цикличность

Адаптация детей к ДОУ

Макшанцевой Л.В. Методика изучение адаптации младших дошкольников к ДОУ (2-3 года).  

 

1 месяц посещения ДОУ.

НПР

 

Показатели  нервно-психического развития. (Н.М. Аксарина, К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина). Наблюдение, диагностическая методика  К.Л. Печоры, Г.В.

Пантюхиной.  

 

 

 

В соответствии с эпикризными сроками

 

 

Мониторинг образовательного процесса

Диагностические методики

Цикличность  

  • Семаго Н.Я., Семаго, М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста: Диагностический комплект. М.:АРКТИ, 2003.
  • Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: ЛИНКА. Пресс, 2002.

В соответствии с рекомендациями

авторов методик

По запросу

  • Ясюкова Л.А. «Методика определения готовности к школе» Изучение готовности к школьному обучению детей подготовительной группы. СПб: Иматон, 1999.
  • Макшанцевой Л.В. Методика изучение адаптации младших дошкольников к ДОУ (2-3 года).  
  • Тревожность.

 

2 раза в год

 

1 раз в период адаптации.

 

Исследование эмоционально-личностной сферы,

детско-родительских отношений

 

п/п

Автор, название методики

Примечание

1

Методика «Тест рука».

Диагностический комплект психолога (авторы Н.Я. Семаго, М.М.

Семаго).

Диагностика         активности,         пассивности, тревожности, агрессивности, директивности, коммуникация,         демонстративности, зависимости, физ.ущербности (для детей 3-11 лет).

2

Методика «СОМОР» (аналогия теста Р.Жиля).

Диагностический комплект психолога (авторы Н.Я. Семаго, М.М.

Семаго).

Оценка субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе, своем месте в системе наиболее значимых для него социальных взаимодействиях.

3

Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. Е.Е.

Данилова.

 

Изучение особенностей поведения человека в ситуациях фрустрации, возникающих в процессе социального взаимодействия.

4

«Семейный тест отношений».

(СТО). Бине-Антони, под ред. И.М.

Марковский.

Диагностика эмоциональных связей в семье, отношение ребенка к его ближайшим родственникам и самому себе, оценка субъективного представления ребенка о его положении в семейных отношениях.

5

«Неврозы у детей и психотерапия» А.И. Захаров.

Диагностика наличия страхов у детей.

 

6

Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, несуществующего животного, рисунок семьи). А.Л.

Венгер.

Позволяет оценить психологическое состояние, уровень умственного развития и отношение к разным сторонам действительности.

7

Тест «Сказка» (10 коротких сказок). Б.Шелби «Тесты для детей»

Выявляет скрытое напряжение в эмоциональной сфере, тревожность, страхи.

8

Опросник «Взаимодействие  родителя с ребенком (ВРР). И.М.

Марковская.  

Для родителей детей и подростков.

9

Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ)

Диагностика особенности материнской чувствительности и характера детскородительского взаимодействия.

10

Тест «Лесенка».  

Т.Д. Марцинковская.

Исследование самооценки ребенка (4-6 лет).

11

Тест         «Маски»,         «Два         домика»,

«Подарок».

Исследование общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе.

12

Тест «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж.Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А.

Голынкиной, А.М. Эткинда.

Выявление         типа         локализации         контроля (интернальность-экстернальность)

13

Тест для родителей: «Какое место в вашей жизни занимают дети?»

 

14

Тесты для родителей: «Каково ваше общение с детьми?», «Каковы ваши отношения с детьми?»

 

15

Тесты на изучение социальных эмоций, проявление чувства долга, отзывчивости у детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина

(Практикум по детской психологии)

 

 

 

Перечень коррекционных мероприятий:

  • Обследование воспитанников;
  • изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
  • заполнение карт обследования;
  • анкетирование родителей;
  • диагностика детей;
  • выбор образовательного маршрута;
  • подгрупповая и индивидуальная работа;
  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;
  • консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов

Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида ведут учет проводимой работы по следующим формам:

  1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
  2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.
  3. Журнал консультаций психолога.
  4. Журнал учета групповых форм работы.
  5. Программа работы педагога-психолога с группой.
  6. Коррекционная работа.
  7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
  8. Требования к авторским программам.
  9. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

 

3.2 Участие педагога-психолога в образовательном процессе формы, приёмы коррекционной работы

 

Дети

Педагоги

Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей -проведение диагностики нервнопсихического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика возрастных и

-Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

-участие в работе проблемных микрогрупп

«За год до школы»,

- Участие в тематических встречах в Родительских гостиных;

индивид.особенностей по

запросам родителей, воспитателей -организация коррекционноразвивающей работы -проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

-проведение развивающих занятий - организация интеллектуальных

игр «Поле Чудес», «Сказочный

КВН»

«Ступеньки развития»

-участие в педсоветах, ППк, медикопедагогических совещаниях -оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования -разработка и участие в интегрированных занятиях - оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии -консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

 

   Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад, прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Содержание работы педагога –психолога МКДОУ детский сад «Теремок»

Организационно-методическая работа

№ п. п.

Содержание работы

Цель

Сроки проведения

1

Участие в семинарах, практических занятиях, тренингах

Обмен опытом, получение новых знаний

В течение года

2

Подготовка материала к педсоветам, материалам, методобъединениям, родительским собраниям

Создание условий для успешной работы

В течение года

3

Систематизация и обновление комплекта оценочных методик, составление картотеки методических пособий и игр, изготовление игр и пособий для развития познавательных процессов.

Создание условий для успешной работы

В течение года

4

Разработка информационной печатной продукции в родительские уголки в группах.

Создание условий для успешной работы

В течение года

5

Формирование индивидуальных карт психолого-педагогической помощи ребенку.

Создание условий для успешной работы

В течение года

6

Фронтальная проверка подготовительных к школе групп.

Создание условий для успешной работы, отслеживание динамики развития детей

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

7

Фронтальный контроль адаптационных групп

Создание условий для успешной работы, отслеживание динамики развития детей

Ноябрь

8

Участие в заседаниях ППк ОУ

Создание условий для успешной работы

По плану работы ППк

Работа с детьми

1

Введение в условия общественного воспитания вновь поступивших детей, помощь при адаптации. Контроль за адаптацией вновь поступивших детей.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада.

Август-октябрь

2

Наблюдение за  адаптацией детей к условиям ДОУ.

Выявление общего эмоционального фона поведения, особенностей познавательной и игровой деятельности, взаимоотношений со взрослыми и детьми, выявление реакции на изменение привычной ситуации.

Август-октябрь

3

Итоговая оценка уровня адаптированности детей к ДОУ.

Выявление уровня адаптированности детей к условиям ДОУ

Октябрь

4

Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам родителей, педагогов.

Выявление уровня развития познавательных процессов, эмоционального состояния, личностного развития. Развитие познавательной  и личностной сферы. Составление заключений, психологических характеристик на детей.

В течение года

5

Мониторинг уровня дошкольной зрелости воспитанников

Выявление уровня дошкольной зрелости воспитанников. Проведение мониторинга

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

6

Индивидуальная работа с детьми - инвалидами

Выявление уровня развития познавательных процессов, эмоционального состояния, личностного развития. Развитие познавательной и личностной сферы. Работа по индивидуальным маршрутам.

В течение года

7

Организация игровых занятий по обеспечению успешной адаптации детей

Улучшить социальную атмосферу. Развивать эмоциональную сферу детей.

Октябрь-май

8

Индивидуальная работа с детьми.

Выявление уровня развития познавательных процессов, эмоционального состояния, личностного развития. Развитие познавательной и личностной сферы.

В течение года

9

Организация и проведение развивающих занятий по подготовке детей к началу школьного обучения

Повышение уровня готовности детей к школе, развитие коммуникативных навыков.

Октябрь-апрель

Работа с родителями

1

Анкетирование родителей «Индивидуальные особенности ребенка»

Сбор информации о детях для оказания помощи в адаптации

Август-сентябрь

2

Выступление на родительском собрании по теме «Адаптация детей к условиям ДОО»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Сентябрь

3

Выступление на родительском собрании по теме «Психологическая готовность ребенка к школе»  

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Сентябрь

4

Индивидуальные беседы, консультации с родителями вновь поступивших детей.

Оказание помощи в вопросах адаптации к ДОУ.

В течение года

5

Индивидуальное консультирование проблемам  воспитания и развития по запросам родителей.

Оказание помощи в вопросах воспитания и развития детей.

В течение года

6

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе».

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Сентябрь

7

Письменные консультации в родительских уголках в соответствии с годовым планом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, обучения и развития.

В течение года

8

Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей на мини сайте педагога-психолога

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, обучения и развития.

В течение года

 Взаимодействие с педагогами

1

Участие в работе педсоветов, семинаров, совещаниях по плану учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

2

Индивидуальные консультации по проблемам  воспитания и развития детей.

Психологическое просвещение и помощь в работе с детьми.

В течение года

3

Консультации для воспитателей адаптационных групп «Первые дни ребенка в детском саду»; «По итогам адаптации детей к ДОУ».

Психолого-педагогическое просвещение.

Сентябрь-октябрь

4

Консультации для воспитателей подготовительных групп «Готовность детей к обучению в школе»

Психолого-педагогическое просвещение.

Октябрь, апрель

5

Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий, конкурсов (по плану ДОО).

Методические консультации

В течение года

6

Письменные и дистанционные консультации для воспитателей по вопросам развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое просвещение.

В течение года

3.3 Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога

 

Кабинет психолога располагается на первом этаже детского сада, в правом крыле здания. Площадь кабинета 8 м2. Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.

Краткое описание использования кабинета

Основной функцией кабинета педагога-психолога является осуществление   профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, социального благополучия воспитанников их родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения в ДОУ.  

Консультативная деятельность.

Аналитико-прогностическая деятельность.

Методическая деятельность.

При обеспечении режима, санитарных требований, правил пожарной безопасности и техники безопасности.

Оборудование кабинета: 

Наименование имущества

Кол-во

Технические средства

1

Ноутбук

1

Предметы мебели

1

Шкаф для методической литературы разработок и документации, материалов по продуктивной деятельности

1

2

Полки  для дидактических игр и игрушек

1

3

Стулья для взрослых

2

4

Стол рабочий компьютерный  

1

5

Тумбочка

1

6

Столик для игр с песком

1

7

Подушки - пуфы

2

8

Столик для детей

1

Дополнительные средства

1

Стенд

1

2

Лампа освещения

1

Примерный перечень рабочего материала: 

Наименование имущества

Кол-во

Технические средства

1

Ноутбук

1

Предметы мебели

1

Шкаф для методической литературы разработок и документации, материалов по продуктивной деятельности

1

2

Полки  для дидактических игр и игрушек

1

3

Стол для детей

1

4

Стулья для взрослых

2

5

Стол рабочий компьютерный  

1

6

Тумбочка

1

7

Столик для игр с песком и водой

1

8

Подушки - пуфы

2

Дополнительные средства

1

Стенд

1

2

 Прозрачный мольберт

1

3

Бизиборд «Домик»

1

4

Бизиборд «Панель»

1

5

Лампа освещения

1

6

Светодиодный

1

7

Сухой душ

1

8

Качалка-балансир «Чаша»

1

9

Качалка-мостик «Радуга»

1

10

Сухой бассейн с шарами

1

11

Дорожка ортопедическая

1

12

Бизиборд «Умные тропинки»

1

13

Говорящий сортер «Квадрат»

1

14

Картотека пальчиковых игр и гимнастики

2

15

Дорожка из упругих объёмных элементов с наклонными поверхностями

1

16

Комплект терапевтических мячиков

2

17

Комплект «следочков» ладоней и ступней

1

18

Тактильные сенсорные доски

2

19

Логические блоки «Дьёнеша»

1

20

Развивающая игра «Книга лабиринтов»

1

21

Сенсорные наборы Монтессори и Фребеля

1

 

Циклограмма работы педагога-психолога

День недели

Время

Направление деятельности

Понедельник  

8.00-9.00

Посещение групп, беседы с педагогами, наблюдение за детьми

9.00-9.10

Подготовка к групповым (индивидуальным) занятиям

9.10 -11.00

Занятия индивидуальные

11.00-12.30

Работа с документацией (заполнение отчётной документации, анализ и планирование деятельности)

12.30-14.00

Обед

14.00-15.00

Консультирование педагогов

15.00-16.40

Консультирование родителей (законных представителей)

Вторник

Д. с. «Теремок»

8.00-9.00

Посещение групп, беседы с педагогами, наблюдение за детьми

9.00-9.10

Подготовка к групповым (индивидуальным) занятиям

9.10-11.00

Занятия индивидуальные

11.30-12.30

Работа с документацией (заполнение отчётной документации, анализ и планирование деятельности)

12.30-14.00

Обед

14.00-15.00

Консультирование педагогов

15.00-16.40

Консультирование родителей (законных представителей)

Среда

Методический день

Посещение семинаров МО психологов района;

Анализ и планирование деятельности;

Оформление документации;

Подбор диагностического материала;

Анализ научно-практической литературы;

Разработка методических рекомендаций;

Самообразование.

Четверг

8.00-9.00

Посещение групп, беседы с педагогами, наблюдение за детьми

9.00-9.10

Подготовка к групповым (индивидуальным) занятиям

9.10-11.00

Занятия индивидуальные

11.00-12.30

Работа с документацией (заполнение отчётной документации, анализ и планирование деятельности)

12.30-14.00

Обед

14.00-15.00

Консультирование родителей

15.00-16.40

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа

Пятница

8.00-9.00

Посещение групп, беседы с педагогами, наблюдение за детьми

9.00-9.10

Подготовка к групповым (индивидуальным) занятиям

9.10- 9.40

Занятие групповое

9.50-11.00

Занятия индивидуальные

11.30-12.30

Оформление текущей документации

12.30-14.00

Обед

14.00-15.00

Консультирование педагогов

15.00-16.40

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа

3.4. Список литературы

  1. Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика. – М., 2001.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
  3. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб., Речь, 2010.
  4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.,  2001.
  5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника:  2-е изд., доп. и перераб. –  СПб.,  Речь, 2005.
  6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М., Айрис-пресс, 2006.
  7. Лебединская К. С., Никольская О. С., Боенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М., 1989.
  8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб., 2008.
  9. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.
  10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.
  11. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/ Под ред. Е. А.Стребелевой. – 2-е изд. – М., 2004.
  12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
  13. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М. М. Семаго. –  М., 2001.
  14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.
  15. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной –  М., 2003.
  16. Роньжина А.С., Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб003
  17. Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет – М., АНО «ПЭБ», 2007
  18. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.
  19. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009.

3.5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Дата

Содержание

Примечание

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...