Технология "Сказкотерапия"
статья по психологии
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как метод работы со страхами
Т.А.Голенко,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бобровский детский сад №3»Солнышко», г. Бобров
Актуальность: Для настоящего времени характерной является тенденция возрастания числа детей, имеющих страхи. Обусловлено это не только особенностями их развития или личностными аспектами, но и некоторой неопределенности, беспокойства взрослых, окружающих детей.
Страх стоит рассматривать в качестве одной из самых опасных эмоций. Множество исследований, посвященных ему, существенно расширяет представления в области; литературных источников по теме также предостаточно. Однако актуальность такой проблемы, как страхи у старших дошкольников, сохраняется и по сей день. Она прорабатывается педагогами и психологами множества дошкольных учреждений, так как сохранение и укрепление психики, эмоционального благополучия детей – одна из ключевых задач, стоящих перед образовательно-воспитательной работой.
Особенно актуальной для психологии и педагогики в данном контексте становится задача поиска продуктивных методик выявления и коррекции психических нарушений у детей.
Одна из основных технологий диагностики в данном контексте – так называемая сказкотерапия. Она дает возможность работать с детьми, столкнувшимися с эмоциональными и личностными нарушениями.
Проблематика возрастных страхов и способов их диагностики коррекции встречается в исследованиях А. И. Захарова, К. Изарда, А. М. Прихожан, Е. В. Лисиной, Н. С. Карпенко, М. В. Осориной, Л. С. Акопян, А. И. Тащевой, О. М. Скляренко и др.
Страхи дошкольников специфичны относительно возраста, достаточно разнообразны и требуют индивидуального подхода при их коррекции.
С целью снижения уровня страхов и тревожности у детей дошкольного возраста была разработана коррекционно-развивающая программа «Волшебная страна». Коррекционная программа рассчитана для детей 5 - 7 лет с целью создания оптимальных условий в преодолении имеющихся страхов у детей.
Методы и техники, используемые в программе: словесные (рассказывание, рассматривание и анализ сюжетных картинок, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка); игровая терапия (игровые упражнения и задания); дыхательная гимнастика; арт-терапия; рефлексия, релаксация, сказкотерапия, моделирование ситуации, консультации для педагогов и родителей.
Программа включает два направления деятельности:
1) коррекционно-развивающую работу с детьми на основе методов сказкотерапии, непосредственно направленную на снижение у них уровня тревожности;
2) информационно-просветительскую работу с родителями, опосредованно направленную на снижение уровня тревожности у детей через повышение психологической культуры родителей.
При проведении занятий наибольший сказкотeрапевтический эффект достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: созданием музыкального образа сказки, наличием сказочного волшебного пространства, созданного с помощью светотeхнических эффектов, эмоциональное рассказывание сказки и участие персонажей сказки в кукольном театре.
Коррекция сказкотерапией состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (2 занятия) включает в себя общий настрой на работу, рассказывание на нейтральные темы, беседы, игровые упражнения.
Задачи:
- знакомство с участниками группы,
- установление контакта с психологом и другими детьми,
- определение целей и правил работы на занятиях.
- обучение методам саморасслабления;
- расширение эмоционального репертуара.
Обучение детей методам саморасслабления является важнейшей задачей на этом этапе, потому что дети с высоким уровнем тревожности находятся в постоянно напряженном состоянии. Это проявляется и в речи (голос тревожного ребенка тихий, дрожащий, ребенок может заикаться), и в поведении (в присутствии других сидит на краешке стула, походка неуверенная, ребенок может постоянно двигаться, теребить одежду, накручивать волосы, стучать ногой).
Также необходимо снимать напряжение для устранения соматических симптомов тревоги, которые нередко проявляются болями в животе, головокружением, сухостью во рту, учащенным сердцебиением, головными болями, затрудненным поверхностным дыханием.
Тревожный ребенок скован в проявлении чувств, часто у него преобладают негативные эмоции, которые он либо скрывает, либо выплескивает через агрессию и аутоагрессию. Поэтому важно научить ребенка произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает, научить различать и сравнивать ощущения, определять их характер.
2.Основной этап (10 занятий) включает в себя: беседы, игровые упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, рассказывание сказок на определенные психологом темы, релаксацию, рефлексию.
Задачи:
- снижение количества дневных и ночных страхов;
- формирование навыков выражения эмоционального настроения,
- содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,
- совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке,
- анализ своей деятельности на занятии.
Старший дошкольный возраст, по мнению А. И. Захарова, характеризуется наибольшей выраженностью страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности [2]. Наиболее распространенными в этом возрасте являются страх смерти, который объективируется через страхи животных, пожара, глубины, страх сказочных персонажей, страхи перед засыпанием.
На этом этапе используются классические приемы сказкотерапии: рассказывание сказок с последующим их анализом, драматизация сказки.
Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с главным героем, проблемы которого созвучны его собственным, при этом ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Важно не просто рассказать сказку, а обсудить ее с ребенком, вместе подумать, о чем она, что случилось с героем, почему он поступил так, а не иначе. По словам Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании» [26, с. 27].
3. Заключительный этап (2 занятия)
Задачи:
- закрепление полученных знаний и умений;
- развитие уверенности в собственных силах;
- способность наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
У ребенка в дошкольном возрасте формируется устойчивая самооценка. Содержание самооценки заключается в осознании практических умений, поступков, моральных свойств, которые ребенок обнаруживает в себе, соотнося их с требованиями взрослых. Самооценка включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты.
В результате прохождения программного материала у ребенка должен снизиться уровень страхов, тревожности, напряжения и скованности. Дети обретают уверенность в себе, начинают играть со сверстниками, получают дальнейшее развитие основные двигательные навыки, гармоничное развитие личностных качеств (целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и саморегуляция поведения), осознание своего образа «Я», своих возможностей, перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.
Список использованной литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебное пособие / Г.С. Абрамова. - 6-е изд. – Москва : Академический проект: Альма Матер, 2016. – 672 с.
- Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога / Ю.А. Алимова. – Санкт-Петербург : Речь; Москва : Сфера, 2012. - 176 с.
- Аникин В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – Москва : Просвещение, 2015. - 360 с.
- Афанасьев А.Н. Доброе слово : народные русские сказки / А.Н. Афанасьев. – Москва : Радуга, 1998. – 250 с.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки / А.Н. Афанасьев; под ред. М.К. Азадовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова. – Москва : Academia, 2016. - Т. 1. - 1936. - 639 с.
- Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В.Н. Белкина. – Москва : Акад. Проект : Гаудеамус, 2017. – 253 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - 2-е изд. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2017. – 349 с.
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – Москва : Академия, 2012. – 240 с.
- Болотова М.С. Сказкотерапия в детском саду / М.С. Болотова, Т.Н. Казакова, Н.И. Полубояринова // Современная образовательная среда: теория и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 151-154