Психологические приемы организации дисциплины
консультация по психологии
Предлагаю Вашему вниманию психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как поддержать дисциплину в группе. | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада
Ю.В. Кононова, педагог-психолог МДОУ д/с «Брусничка», р.п. Магистральный
Что такое дисциплина?
Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».
«Дисциплина — это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
- профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
- формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
- развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.
Что необходимо для формирования дисциплины?
Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:
- организационные (по лестнице идем друг за другом);
- коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
- коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Правила не могут быть унифицированными, общими для всех — они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.
Требования к правилам группы
Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка.
Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.
Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.
Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность — только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме). Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.
Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается всегда, желтый — изредка, зеленый — не нарушается.
Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.
Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
- систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
- моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
- акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
- обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.
- С какого возраста следует прививать дисциплину?
- Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.
- Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры.
- В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район...
Психологические приемы, которые помогут воспитателям дисциплину поддерживатьв группе
Рекомендации воспитателям какие психологические приемы они могут использовать, приучая детей дошкольников к дисциплине. Специальные иргы на освоение правил, сплочениу и умение взаимодейтсвовать....
Консультация для воспитателей "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"
Основа современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе нев...
Консультация для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе"
Основа современного дошкольного образования личностно- ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе порядка в группе добиться невозможно...
Мастер - класс для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"
Основа современного дошкольного образования — личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в...
Семинар-практикум "Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада"
Что такое дисциплина? Какие требования выдвигают педагоги к детям? Какие приемы использовать педагогам? Все это можно узнать из материала семинара-практикума....
Консультация для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в детском саду"
Психологические приемы организации дисциплины в детском саду...