Конспект занятия педагога-психолога по психологической адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Дмитриева Ева Павловна

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский сад, несомненно, является еще неизведанным пространством, ребенок встречается с новым окружением и начинает устанавливать новые взаимоотношения. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.  

Для того, чтобы облегчить этот процесс, важно психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по психологической адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.

Тема: «Адаптационная игра-занятие в песочнице»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения в период адаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Прививать интерес к играм в песке.
  2. Тренировать пальцы рук, развивать мелкую моторику.
  3. Активизировать словарный запас детей.
  4. Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
  5. Научить детей управлять вдохом-выдохом.
  6. Развивать тактильную чувствительность, воображение.

Оборудование и материалы: игрушка «Песочная фея», колокольчик, песочница, песок. Фигурки-игрушки: зайка, мишка, лягушка, лисичка. Одноразовые трубочки.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия «Солнышко».

Дети и психолог встают в круг.  Психолог говорит: «Встало солнце поутру, разбудило детвору», - руки плавно поднимаются, разъединяются, плавно опускаются.  Психолог «Вышли детки погулять, стали прыгать и скакать» Хлопки ладошками по ножкам «И Полина здесь… и Владик здесь…»

Психолог через красивую игрушку Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в свой песочный мир песочницу.  Звенит колокольчик  «Песочная фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, она приглашает нас сегодня  в свой песочный мир для интересных игр.«Проходите в мой песочный дом». Дети осматриваю песочный поднос. 

«Дотроньтесь до бортиков, крышки, тихонько постучите пальчиками по крышке. Входите в мой песочный дом». Психолог снимает крышку с песочницы. Дети осматривают песочницу изнутри. Песочная фея обращает внимание на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода и море».

  1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Психолог: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Психолог от имени Песочной феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Психолог вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука к руке» или самостоятельно повторяет их. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ... зайка, мишка, лягушка, лисичка и др».

Правила игры в песочнице для малышей

Психолог: « Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

  1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

  1. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Для этой игры можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

  1. Упражнение «Необыкновенные следы»

Психолог вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука к руке» или самостоятельно повторяет их. Ребенок:

  • «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

  1. Прощание с Песочной феей и песочницей.

Звучит колокольчик. Песочная фея хвалит детей за то, как выполняли правила в песочнице, как интересно и весело играли. Приглашает в гости на следующую встречу в песочный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

В статье привед анализ понятия "адаптация" и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного у...

Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели п...

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Данная статья полезна как для родителей, так и для воспитателей...

Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

    Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна....

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.Оглавление:1. Введение.2. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ.3. Эмоциональные состояния детей в усл...

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Статья "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области  «Средняя общеобразовательная школа №11 »ОДО «Аистено...