Конспект занятия педагога-психолога по психологической адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является еще неизведанным пространством, ребенок встречается с новым окружением и начинает устанавливать новые взаимоотношения. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Для того, чтобы облегчить этот процесс, важно психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по психологической адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.
Тема: «Адаптационная игра-занятие в песочнице»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения в период адаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Прививать интерес к играм в песке.
- Тренировать пальцы рук, развивать мелкую моторику.
- Активизировать словарный запас детей.
- Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
- Научить детей управлять вдохом-выдохом.
- Развивать тактильную чувствительность, воображение.
Оборудование и материалы: игрушка «Песочная фея», колокольчик, песочница, песок. Фигурки-игрушки: зайка, мишка, лягушка, лисичка. Одноразовые трубочки.
Ход занятия:
- Ритуал приветствия «Солнышко».
Дети и психолог встают в круг. Психолог говорит: «Встало солнце поутру, разбудило детвору», - руки плавно поднимаются, разъединяются, плавно опускаются. Психолог «Вышли детки погулять, стали прыгать и скакать» Хлопки ладошками по ножкам «И Полина здесь… и Владик здесь…»
Психолог через красивую игрушку Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в свой песочный мир песочницу. Звенит колокольчик «Песочная фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, она приглашает нас сегодня в свой песочный мир для интересных игр.«Проходите в мой песочный дом». Дети осматриваю песочный поднос.
«Дотроньтесь до бортиков, крышки, тихонько постучите пальчиками по крышке. Входите в мой песочный дом». Психолог снимает крышку с песочницы. Дети осматривают песочницу изнутри. Песочная фея обращает внимание на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода и море».
- Упражнение «Здравствуй, песок!»
Психолог: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.
Психолог от имени Песочной феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Психолог вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука к руке» или самостоятельно повторяет их. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ... зайка, мишка, лягушка, лисичка и др».
Правила игры в песочнице для малышей
Психолог: « Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
- Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».
- Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Для этой игры можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
- Упражнение «Необыкновенные следы»
Психолог вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука к руке» или самостоятельно повторяет их. Ребенок:
- «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
- Прощание с Песочной феей и песочницей.
Звучит колокольчик. Песочная фея хвалит детей за то, как выполняли правила в песочнице, как интересно и весело играли. Приглашает в гости на следующую встречу в песочный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
В статье привед анализ понятия "адаптация" и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного у...
Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"
Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели п...
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
Данная статья полезна как для родителей, так и для воспитателей...
Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна....
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста.Оглавление:1. Введение.2. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ.3. Эмоциональные состояния детей в усл...
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
Статья "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области «Средняя общеобразовательная школа №11 »ОДО «Аистено...