Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»
материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Удалая Алена Игоревна

Консультация для сотрудников ДОУ о необходимости и пользе создания уголка уединения и релаксации для детей в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_relaksatsii.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»

Подготовила: педагог-психолог

Удалая Алёна Игоревна

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

К РППС в ДОУ предъявляются требования ФГОС ДО, в соответствии с которыми она должна обеспечивать:

  1. Возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;
  2. Реализацию различных образовательных программ;
  3. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  5. Учет возрастных особенностей детей.

Дополнительные требования:

  1. Должна быть трансформируемой;
  2. Полифункциональной;
  3. Вариативной;
  4. Доступной и безопасной.

Примерная рабочая модель зонирования:

  • Центр физического развития;
  • Центр познавательно-речевого развития;
  • Центр социально-коммуникативного развития;
  • Центр художественно-эстетического развития.

При этом группа делится на три основные зоны:

  • Рабочая зона.  С легкостью меняет свой облик, принимая как бы три ипостаси: мастерская, лаборатория, место для свободной деятельности детей по интересам.
  • Спокойная зона. Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диванчик, 1-2 легких столика. Игровая деятельность  - настольные игры с правилами, наборы для сюжетной игры.
  • Активная зона. Ковер, который легко можно переместить или убрать – по ситуации. Для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные наборы, переносимые игровые макеты. Для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.

Мы рассмотрим подробнее спокойную зону, а именно уголок релаксации или по-простому уединения для детей. Где у ребенка есть возможность пережить свои эмоции, отдохнуть от суеты в группе, подумать над своим поступком или поведением, но не в качестве наказания. Изучим варианты наполняемости данного уголка и его оформление.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на эмоциональное равновесие.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром.

Надо нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата. Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, - это личностно-ориентированный педагогический процесс.

Предметно-развивающая среда должна стимулировать творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создавать психологический комфорт для каждого из них.

Детский сад - особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому нужно стремиться привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (предметы мебели, торшеры, холодильники и т. д.). При оформлении помещений в детском саду нужно создать цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использовать палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей детей, а также эмоциональных состояний. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому в группах должны быть созданы уголки уединения. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка. "Уголок уединения", как средство борьбы с отрицательными эмоциями у детей

Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду?
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Здесь на помощь воспитателю придут легкие конструкции: ширмы, невесомые драпировки. Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта.
При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно. Но нахождение в данном уголке не должно являться наказанием для ребенка.

Наполнение уголка уединения.

Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).

Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.

Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.

Нестандартное оборудование в уголке уединения.

Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции. С этой функцией отлично справятся:

  • Подушки для битья.
  •  Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»).
  •  «Стаканчик для гнева». Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:

«Доска настроения». Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.

«Зеркало моего настроения». Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и стабильности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный проц...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

В данной консультации предлагается материал для выступление на педсовете по вопросам просвещения родителей в формировании правильной речи дошкольников....

Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»

Доклад на тему: «Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе»...

Влияние РППС на формирование у детей эмоционального равновесия «Радуга эмоций» - уголок уединения в группе

Влияние РППС на формирование у детей эмоцианального равновесия "Радуга эмоций"- уголок уединения в группе....

Методическая разработка для педагогов ДОУ по теме: «Влияние родителей на формирование личности ребенка в возрасте трех-четырех лет».

Воспитание детей и формирование их личности является основной, и самой важной обязанностью родителей. Семья- это главная составляющая часть общества. Она влияет на ребенка, на формирование "...

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"

Консультация для педагогов "Проектный метод обучения, как эффективный способ формирования у детей знаний по ПДД"...