Почему детям вредно сдерживать эмоции?
статья по психологии

Причины, по которым родители стремятся ограничить эмоции ребёнка....

Чем опасно для детей сдерживание эмоций?

Как эмоциональный мир связан с развитием ребёнка?

Нарушения эмоциональной сферы у детей...

Как развиваются эмоции у детей?

Какие нарушения бывают у детей...

Чем могут помочь мать и отец?

Когда пора записаться к врачу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_detyam_vredno_sderzhivat_emotsii.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Почему детям вредно сдерживать эмоции?

Все люди обладают эмоциями. Они выражают их в зависимости от особенностей характера и темперамента — кто-то бурно, а кто-то сдержанно. Дети не являются исключением. Состояние ребёнка, также как и взрослого, зависит от того, что он чувствует в приятной или неприятной для него ситуации. Эмоции отражают внутренний мир человека, показывают его отношение к вещам или людям. Выражение эмоций — это способность освободиться от переживаний, напряженности или тревоги. В случае, когда в жизни не предоставляется возможность для их высвобождения, это может привести к проблемам, таким как стресс, депрессия, головные боли, психосоматические заболевания. Ребёнок также подвержен негативным реакциям со стороны нервной системы, когда он ограничен запретом на выражение чувств.

Причины, по которым родители стремятся ограничить эмоции ребёнка

Как правило, причины родительских запретов редко кроются в неудовлетворительном поведении ребёнка, чаще они связны с комплексами самого взрослого. Разберем их подробно:

  • Ребёнок бурно реагирует на что-то в общественном месте — в магазине, транспорте, на празднике. Истерика, которая происходит прилюдно, всегда неприятна для окружающих. Первое, что стремятся сделать родители — это прекратить ее. Часто в ход идут такие методы, как отвлечение, строгий запрет или запугивание. Мы требуем от детей «немедленно замолчать», «сейчас же прекратить плакать», не задумываясь над тем, чем может быть вызвано такое поведение.
  • Ребёнок выражает эмоции, которые «откликаются» в сознании матери или отца. Например, папе, которому в детстве строго запрещали плакать и требовать что-то для себя, может быть очень неприятно смотреть на подобное поведение. Перекликаясь с травмой детства, такая реакция малыша становится для взрослого невыносимой. В этом случае, папа, скорее всего, также будет требовать ребёнка замолчать, чтобы не испытывать душевной боли, которую ему запрещали переживать в детстве.
  • Третьей причиной может быть раздражение взрослых в ответ на гнев, злость или плач детей. Такое отношение свойственно родителям, бессознательно отказывающимся принимать безусловно своих детей. То есть, они чувствуют себя комфортно, когда дети радостны, веселы и счастливы. В ситуации эмоционального расстройства, ярости или истерики детей они переживают растерянность и не знают, как поступить. Поэтому, чтобы вернуться в состояние комфорта, родители делают то же самое — заставляют детей немедленно прекратить выражать свои чувства.

Чем опасно для детей сдерживание эмоций?

Эмоции — это неотъемлемая часть психических реакций каждого человека. Психологи считают, что запрещая детям злиться, негодовать, быть упрямым и требовательным, выражать чувства обиды или ревности, родители, тем самым, нарушают естественное развитие их психических процессов. Заглушенная или не выраженная эмоция, оказывается «проглоченной» ребёнком и она остается внутри его сознания до тех пор, пока не представится случай ее проявить.

Запретить эмоциям существовать — все равно что запретить дереву расти. Опасность резкой остановки бурных чувств заключается в том, что они все равно найдут выход, только это может проявиться позже, в личных комплексах и заболеваниях.

Невысказанные чувства никуда не уходят. Они остаются в подсознании. Повторяющиеся ситуации и отказ на выражение чувств провоцирует рост внутреннего напряжения, что может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Часто это проявляется в головных болях, неврозоподобных состояниях, аллергических реакциях, проблемах с желудочно-кишечным трактом и сердечной системой. В таких случаях врачам обычно сложно поставить диагноз, поскольку обследования ребёнка говорят о том, что он здоров. Такие нарушения здоровья относятся к психосоматическим заболеваниям. Когда ситуация является серьезной — ребёнок может задерживаться в развитии или иметь хронические заболевания — следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Кроме того, дети могут начать «сливать» накопленные эмоции в детском саду или школе — агрессивно реагировать на любое незначительное замечание, стать излишне раздражительным и чувствительным. Таким ребятам сложно наладить контакт со сверстниками, поскольку любая мелочь может легко вывести их из себя, вызвать гнев или слезы — просто их накопилось слишком много, и они требуют выражения.

Как эмоциональный мир связан с развитием ребёнка?

В семьях, где родители относятся строго к проявлению эмоций, дети рискуют вырасти «зажатыми», испытывают сложности во время общения с людьми, в ситуации, которая будет требовать проявления чувств, они могут переживать сильный дискомфорт.

Резкий запрет на плач, гнев или злость, передает детям бессознательную установку «не чувствуй» и «не будь собой». Развитие ребёнка в этом случае может столкнуться с трудностями — чаще всего они касаются его личного потенциала, творческих способностей, отношений с воспитателями, учителями и другими детьми.

Родители должны формировать отношение ребёнка к эмоциям

Взрослым, которые хотят видеть детей здоровыми и счастливыми, стоит понять, что выражать чувства, даже отрицательные — это нормально. Другой вопрос — как научить маленьких людей управлять своим внутренним миром? Ведущей деятельностью детей, пока они не пошли в школу, является игра. Поэтому все, что связано с воспитанием и развитием в дошкольном возрасте, следует преподносить через игру. Когда вы видите, что малыша переполняют негативные чувства, ему хочется кричать и плакать, стоит отразить его боль, поскольку он еще слишком мал, чтобы уметь отделать свои чувства друг от друга, знать, почему они возникли и уметь успокаиваться. В этом ему может помочь взрослый.

Опуститесь перед ребёнком так, чтобы вы были на одном уровне, и проговорите вслух, что он сейчас чувствует. Начните со слов «Я вижу, что ты плачешь, потому что тебе горько (больно, грустно, обидно и т. д.)…» Эта фраза снимает душевые переживания лучше любых запретов на гнев и злость, и, к тому же, является полезной.

Следующей фразой взрослого, который хочет прекратить истерику, должно быть предложение помощи, выхода из ситуации, которая расстроила малыша или выбора вариантов, один из которого мог бы его устроить. Ключевым моментом в этой практике является отреагирование чувств (их выражение, когда у ребёнка снижается внутреннее напряжение), и ребёнок понимает, что его эмоции — это часть его, и когда он их выражает, с ним все в порядке. Такой метод подходит для более маленьких детей от 2 до 5 лет, когда им еще трудно отделять свои чувства от себя, и они больше нуждаются просто в понимании. Более взрослых детей можно приучить выражать свой гнев или другие эмоции сознательно. Заведите дома «стул обиды», «стакан для криков», «подушку гнева». Такой метод оказывается отличным психотерапевтическим способом через игру выразить негативное состояние. Пусть дети знают правила игры: тот, кто обиделся, может сидеть на «стуле обиды» и обижаться вдоволь — столько, сколько ему хочется. Важный момент — такой стул не выполняет функцию наказания, а служит местом, где можно обижаться.

«Стаканчик для криков» поможет плакать и кричать в него, пока не закончатся слезы. А «подушку гнева» можно бить и колотить, пока не станет легче.

Нарушения эмоциональной сферы у детей

Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.

Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?

  • Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
  • необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
  • агрессия;
  • страхи;
  • невозможность установить контакт;
  • сдерживание чувств.

Как развиваются эмоции у детей?

Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.

Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.

Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.

Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.

Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.

Какие нарушения бывают у детей?

Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.

Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • страхи и фобии;
  • повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
  • робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
  • эмоциональная заторможенность;
  • агрессивное поведение, склонность к насилию;
  • отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
  • раздражительность и плаксивость;
  • капризное поведение;
  • инфантилизм;
  • тревожность, расторможенность;
  • демонстративность.

Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.

Чем могут помочь мать и отец?

Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.

  • Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
  • Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.

Когда пора записаться к врачу?

Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.

Использованные источники

  1. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. - ВАК
  2. Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. - №67
  3. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. - №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психосоматика у детей- почему дети болеют?

В норме дети должны болеть остро и быстро. И у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста болезнь не должна вызывать потерю его позитивного психоэмоционального состояния, так как в этом возраст...

Вредные привычки детей! Вредно ли сосать соску-пустышку?

Многие родители сталкиваются с проблемой выбора: нужно ли давать ребёнку сосать пустышку? Можно, главное, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно......

Поведение родителей в ситуации непослушания детей. ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ СЛУШАЮТСЯ? (Консультация - рекомендация)

Что делать, если ваш малыш не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие вопросы:Почему ребенок не слушается? Что он хочет этим сказать, чего добиться?Как реагировать...

Статья: Почему детям до трех лет вредно и категорически нельзя смотреть мультфильмы и ТВ?

Елена Олеговна Смирнова – Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городско...

Вредные привычки или почему дети сосут палец в 3 года?

Сосание пальцев относится к числу наиболее распространенных вредных привычек. возникающих у маленьких детей.Маленький ребенок требует постоянного внимания и ухода, нехватка родительской опеки часто пр...