Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста.
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В последнее время увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Растёт число детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Дети сейчас начинают говорить позже, чем их сверстники 10 – 15 лет назад. Все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Очень важно использование в работе различных методов и приёмов – как традиционных, так и нетрадиционных.
Нетрадиционные методы воздействия становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием платочков, бигуди, гороха, зубных щёток, шестигранных карандашей, резинок для волос, щёток для одежды, губок для посуды, бус, то есть тех предметов, которые окружают ребёнка в быту, а значит, могут использоваться и родителями этих детей при игре дома.
Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно – образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.
Коррекционно – развивающие задачи:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, выразительности речи.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- Создание у детей эмоционально приподнятого настроения.
- Воспитание внимания и восприятия обращённой речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Прежде чем показать ребёнку игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте её сюжет сами.
При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой. Играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, увлечение, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
Работу следует проводить регулярно, систематически. Игры с нетрадиционным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концепцию внимания в течение дня..
Играя с детьми, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомление ребёнка. Занятие с детьми 3 – 4 лет недолжны превышать 15 минут, с детьми 5 – 6 лет – 25 минут.
Оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Упражнения должны выполняться без лишнего напряжения.
Применение нетрадиционного оборудования способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Повышает работоспособность головного мозга, детям даётся мощный толчок к познавательной и творческой активности. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Игры в стихах с применением нетрадиционного оборудования:
- Игра с платком «Портной»
Дети берут платочек за уголок и собирают его в ладонь пальцами одной руки.
Лоскутки лежат из шёлка,
Тёплой шерсти и из меха.
У меня в руках иголка –
Мне сегодня не до смеха.
Шью одежду я для мишки –
Не позволю простудиться,
Шью рубашку и штанишки,
Шью пальто и рукавицы.
За окном снежок порхает,
За окном давно не лето,
Нас зима не напугает –
Мишка мой тепло одетый!
- Игра «Поезд и самолёт»
Дети катают бигуди между ладонями вперёд – назад, руки держат перед собой.
Поезд песенку поёт:
«Ту – ту – ту – у – у – у!»
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
«Чу – Чу – чу – чу!
Далеко я лечу!»
Улетает самолёт
В высоту:
«У – у – у – у – у!»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки:
«Ту – ту – ту – у – у – у!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...
«МАНКОГРАФИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Косультация для родителей и педагогов...
Использование нетрадиционной техники рисования ( рисование цветной солью) как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Основная цель работы - это способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования цветной солью....
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...