Развитие психических процессов дошкольников
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
har_psihich_prots_doshk.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие психических процессов дошкольников
Дошкольный возраст – это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. Выделяют три периода:
1)младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
2)средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
3)старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.
Сравнительная таблица «Развитие психических процессов дошкольников»
Возраст | Общая характеристика | Ведущий вид деят-ти | Формы общения | Характеристика физического развития | Познавательное развитие | Развитие личности | Новообразование возраста |
3-4 | Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. | Предметно-действенное сотрудничество. Игра с воображаемыми предметами. | Ситуативно-деловая. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками | Рост тела несколько замедляется, но остается достаточно быстрым. К 3-м годам дети набирают 14-15 кг. при росте 95 см. Продолжает отвердение костей, начавшееся в младенчестве. Определяется ведущая рука. Использование физической культуры в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей, уровнем состояния здоровья каждого воспитанника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития. Важным фактором здоровья является физическая активность. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными. Основу воспитания у детей физической культуры составляют игровые методы и приемы. Приучать детей ходить и бегать свободно, естественно координируя движения рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы; добиваться овладения разными видами ходьбы и бега. Учить прыгать, энергично отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Упражнять в ползании и лазанье, бросании и отталкивании предметов при катании, ловле (не прижимая к груди). Приучать действовать совместно, в общем для всех темпе, находить свое место в групповых построениях. Упражнять в сохранении равновесия. Учить поддерживать правильную осанку. | Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Приобретают целенаправленный характер. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Мышления становится наглядно-образное. В развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Память: развитие эмоциональной памяти, сюжетной памяти. Эмоции: бурные и непроизвольные. Предметное восприятие: анализирующее, осознанное, продуктивное. Совершенствуются ориентировочно – исследовательские действия, постижение окружающего мира через наблюдение за ним (опыт). | Основу саморазвития составляют механизмы самопознания. Развитие личностных качеств ребенка обеспечивается физическим и социально-личностным развитием, игровой и познавательной деятельностью. Значимость успеха и его оценки впервые порождают у ребенка совершенно новые эмоции. Большое внимание уделяется воспитанию навыков культуры поведения и положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте у детей формируются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. | Психические новообразования: память, произвольное поведение, личное самосознание ребенка; Сюжетно-ролевая игра (предметные действия людей); -Продуктивные формы деятельности – рисование, лепка, аппликация и конструирование. |
4-5 | Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. | Совместная сюжетно-ролевая игра (отношения между людьми). | Появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. | Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. Увеличивается вес и рост ребенка (в основном за счет мышечной массы у мальчиков и за счет жировых у девочек). Заметные изменения происходят в нервной системе, мозгом. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извилины. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности, специально организованных занятиях. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх. Развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др. Формировать правильную осанку. | Характеризуется возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи. В процесс воображения включается планирование. Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. | В средней группе проводятся игры и упражнения по развитию у детей опыта самопознания. Они помогают формированию адекватного самоотношения; создают предпосылки возможной коррекции личностных затруднений дошкольников. Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Накапливание положительного опыта добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям. Процесс идентификации себя со сверстниками. Самооценка носит ситуативный, неустойчивый характер. Высокая активность, это создает новые возможности для развития самостоятельности. Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда. | -Умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями; - дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого; - внеситуативно - познавательное общение; - появление сюжетно- ролевой игры; - наглядно-образное мышление; - «планирующее» воображение; - речевая опосредованность восприятия и мышления. |
5-6 | В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями | Совместная сюжетно-ролевая игра (выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей). | Появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. | Возраст 5–7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, что требует постоянного подбора мебели соответственно росту детей. В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Дошкольники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Формируется представление о гигиенических основах организации деятельности. У старших дошкольников существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. У них появляется интерес к качеству выполнения движений и количественным показателям. Увеличиваются объем и интенсивность общеразвивающих упражнений. Наряду с упражнениями с гимнастическими палками, скакалками все шире применяются упражнения на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, а также у бревна, дерева и т. д.), парные и групповые упражнения с обручами, шестами, веревками. Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Продолжать формировать правильную осанку. | Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. | Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо; познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем; личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности. | - участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов; - интерес к будущему школьному обучению; - внеситуативно - личностное общение; - сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета; - возникновение произвольного поведения; - появление словесно - логического мышления; - ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления. |
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна | Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. | Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками. | В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. - происходит коррекция более тонких форм движений; - активно развиваются координационные способности: за счет роста пространственной ориентировки и устойчивой согласованности перекрестных движений рук и ног ребенку легче удаются технически сложные действия, чем подростку; - прирост мышечной массы и функциональных показателей существенно повышает общую и силовую выносливость детей, а также их скоростно-силовые способности. | Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. цель: запомнить и вспомнить. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. | Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. | - проявление произвольности всех психических процессов; - освоение мира вещей как предметов человеческой культуры; - дети осваивают формы позитивного общения с людьми; -развивается половая идентификация; -к концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе; - кризис 7 лет. |
Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов дошкольников с использованием приемов мнемотехники
Особенности развития психических процессов дошкольника. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому- то и способствует мнемотехника. Задачи работы пе...
Развитие психических процессов дошкольников
Развиваем внимание, память. Учимся сравнивать....
Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников
Презентация и доклад по теме " Влияние подвижных игр на развитие психических процессов дошкольников"+ методика организации и проведения подвижных игр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Опираясь на принцип постоянного наращивания трудностей и особенности психического развития детей дошкольного возраста, в коррекционной работе с дошкольниками, я использую игры с логическими блоками Дь...
Развитие психических процессов дошкольников в домашних условиях
Актуальность темы. Особенности развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развивающие игры и упражнения....
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"...