Консультация для родителей "девочки и мальчики: тонкости воспитания"
консультация по психологии

Провоторова Маргарита Николаевна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchiki_i_devochki_tonkosti_vospitaniya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

Выступление из опыта

«Мальчики и девочки:

тонкости воспитания»

Подготовил:

Педагог-психолог

Провоторова М. Н.

 

 






































 


 

Информеры

 

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

 На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня».

Именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % - с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В  решении  этой  задачи   может  помочь  народный  фольклор,  где    большое внимание  уделялось  внешним  особенностям  мальчиков  и  девочек:  одежде, прическе.

Например:

Чешу,чешу волосинки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся!  

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

 

«Еду-еду к бабе,к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке ,..»

Также  в  потешках  был  заложен  глубокий  смысл  передачи  гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе  терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.

Например,

для мальчиков:

« … Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой

Будешь рыбку ловить,

Тетерь куловить,

Будешь лес рубить,

Тятьку, мамку кормить»

Для девочек:

Аленка-малёнка
Шустра,быстра:
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Везде поспела.
В охотку ей дело.

Одним из средств народной культуры отражающим народное воззрение на  воспитание  являются  пословицы и поговорки.  Короткие, но  глубокие  по своему  содержанию,  они  оказывают  непосредственное  влияние  на нравственное  становление  личности  ребенка.  Кратко  и  образно  выражают народные  мысли  о  воспитании  мужских  и  женских  качеств,  культуры взаимоотношений полов.

«Семья вместе - душа на месте»

«Где любовь да совет, там горя нет»

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»

«Смелый боец и в ученье, и в бою молодец»

«Лучше есть хлеб с водою, чем жить со злою женою»

«Девичье терпенье - жемчужно ожерелье»

Сказка  играет огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании  его  представлений  о  семейных  отношениях,  о  типично женских и типично мужских эталонах поведения в культуре, о полоролевыхстереотипах.  Благодаря  механизму  идентификации  со  сказочными персонажами  ребенок-дошкольник  усваивает  идеальный  тип  отношений, представленный в описании жизни сказочных героев. Велика роль сказки в воспитании у дошкольников полоролевого поведения.  Благодаря  сказке  ребенок  познает  окружающий  мир,  овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношений полов.  Сказка  –  сильное  средство  воспитания  любви  к  ближнему:  матери, отцу, супругу, сыну, дочери.

Сказка  моделирует  важнейшие  ситуации  жизни,  иллюстрируя последствия  неверных  решений.  Она  научает  терпению  и  скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения  и  благородства.  Так,  русские  народные  сказки  «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и  Ленивица»  формируют  у  детей  собирательный,  обобщенный положительный  образ  девочки:  доброй,  работящей,  отзывчивой  к  чужому горю,  внимательной  и  самоотверженной.  Сказки  «Сестрица  Аленушка  и братец Иванушка», «Василиса  –  Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления детей о качествах женственности, способствуют правильному пониманию  девочками  их  будущих  женских  семейных  ролей.  Сказки  о животных такие, как например:"Волк и семеро козлят", "Петушок и курочка", "Ячменное  зернышко",  "Петушок  и  чудо  мельница",   формируют  у  детей

представление  о  заботливости,  миролюбии,  терпимости,  смелости-воздействуют  на  детей  на  подсознательном  уровне,  являясь  своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Сказки  и  былины  представляют  детям  следующие  жизненные полоролевые ситуации:

- терпение, трудолюбие, заботливость девочки - вознаграждается;

-  силой,  смелостью,  служением  родной  земле  мальчик,  юноша,  мужчина

может заслужить любовь и уважение людей;

- уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме;

- любовь  к  детям,  забота  о  них  позволяет  воспитать  достойную  смену,способную встать на защиту семьи и Родины;

Проявление  ума  и  смекалки,  как  мальчиками  (мужчинами),  так  и девочками  (женщинами)  обеспечивает  выход  из  сложных  жизненных ситуаций  и  т.д.  Они  обучают  и  создают  эмоциональную  положительную модель гендерного поведения.

Игры по гендерному воспитанию для дошкольников.

Все игры по гендерному воспитанию имеют целью работу над стереотипами, показ ребенку широту мужской и женской ролей, их схожесть и гибкость.

  1. «Мамочки-папочки». В игре дети разыгрывают семейную ситуацию. Папа ушел на работу, мама занимается по хозяйству и с ребенком. Через некоторое время ситуация меняется: у папы выходной день, он занимается с ребенком и по хозяйству, а мама пошла на работу.

2. «Где чья работа?». Задача детей: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, сковородка. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.

3. «Что нам стоит дом построить!». Детей делят на две-три группы, соединяя в одну группу и мальчиков, и девочек, и предлагают им построить красивый дом из конструктора. В конце похвалите, что и мальчики, и девочки постарались и построили красивый дом.

4. «Все к столу!». Задача игры: накрыть стол к ужину с помощью детской посудки. Девочки должны помочь мальчикам все правильно поставить. Надо побуждать девочек к тому, чтобы они давали мальчикам задание, что делать, а не все делали сами.

5. «Мальчики-девочки». Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.

игры по гендерному воспитанию

6. «Найди отличия». Задача детей сказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.

8. «Идем в гости». Разделить детей на две команды. Для каждой команды предоставить место, детскую мебель, посудку. Задача: приготовить комнату для приема гостей, сделать уборку и накрыть стол. Затем первая команда идет в гости, хозяева их принимают. После этого с ответным визитом идет вторая команда.

Советы психолога рекомендуют проводить игры по гендерному воспитанию по несколько раз, чтобы закрепить у детей правильное поведение. Свободная от предрассудков, психологически здоровая личность – вот ожидаемый результат гендерного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"

Выступление-презентация  педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....

Несколько детей в семье-тонкости воспитания.

Если в семье растет несколько детишек, вы, скорее всего, стараетесь быть справедливыми по отношению к каждому из них. Но так ли это правильно? ...

Консультация для родителей "Влияние родителей на воспитание мальчиков и девочек"

В консультации представленны рекомендации о том, чем заниматься с девочками и чем заниматься с мальчиками с целью полоролевого воспитания....

" Мальчики и девочки. Тонкости воспитания "

Некоторые секреты воспитания мальчиков и маленьких леди....

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании мальчика»

Консультация для родителей«Роль отца в воспитании мальчика»...

Консультация для родителей «Девочки и мальчики, тонкости воспитания»

Консультация для родителей "Девочки и мальчики, тонкости воспитания"...

Консультация "Девочки и мальчики, тонкости воспитания."

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.Воспитывать , обучать и даже любить их надо по-разному.Но обяза...