Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжина А.С.
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Адаптация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия «Психологическая служба»

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению

Москва

2015

ББК  88.8 Р71

Роньжина А.С.

Р71      Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.:  ООО «Национальный книжный центр», 2015.  — 72 с. + CD-диск (Психологическая служба).

ISBN 978–5–4441–0012–7

В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2–4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Материал пособия соответствует содержанию психолого-педагогической работы с дошкольниками, способствует достижению промежуточных результатов и целевых ориентиров образования в раннем возрасте, предусмотренных примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Пособие сопровождается CD-диском, который поможет оснастить занятия раздаточным материалом.

Адресовано психологам и воспитателям, работающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, может быть использовано педагогами групп кратковременного пребывания и специалистами психологических центров, проводящих групповые занятия с детьми.

ББК 88.8

Оригинал-макет данного издания является собственностью

ООО «Национальный книжный центр» (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено

           © А.С. Роньжина, 2010

          ©  Оформление. ООО «Национальный

ISBN 978–5–4441–0012–7        книжный центр», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ        5

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ        6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ        7

ЗАНЯТИЕ 1. Божья коровка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 ЗАНЯТИЕ 2. Листопад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 ЗАНЯТИЕ 3. Мячик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 ЗАНЯТИЕ 4. Прогулка в осенний лес . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 ЗАНЯТИЕ 5. Веселый Петрушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 ЗАНЯТИЕ 6. Новый год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 ЗАНЯТИЕ 7. Мячики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 ЗАНЯТИЕ 8. Зайка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 ЗАНЯТИЕ 9. Мыльные пузыри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 ЗАНЯТИЕ 10. Музыканты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

ЗАНЯТИЕ 11. Мамин день . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

ЗАНЯТИЕ 12. Мишка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 ЗАНЯТИЕ 13. Непослушные мышата . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 ЗАНЯТИЕ 14. Колобок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 ЗАНЯТИЕ 15. Котята . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ

РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ . . . . . . . .63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объе диняют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстр ой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 10–20 минут проводятся 2–3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:

  • совместные занятия являются своеобразным «мастерклассом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
  • неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

  • Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
  • Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
  • Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
  • В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и п озднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
  • Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания для детей 2–4 лет ДОУ №1397 СЗУО.

Условные обозначения:

— Приложение на CD-диске

Занятие 1  

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);
  • большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби-ки и т.п.;
  • черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме-шанная с зубной пастой[1];
  • лист с изображением  божьей коровки (для каждого ребен-ка).

Ход занятия 🡺 Приветствие.

🡺 Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

  • К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.

 Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.

  • Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

  • Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

  • Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, 

Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо, 

           

Принеси нам хлеба, 

Черного и белого, 

Только не горелого! 

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя.

Ритмично хлопают в ладоши.

Грозят указательным пальцем

 Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

  • Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте со-греем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

 Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

  • Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

 На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

  • А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились.  Кружатся.

Божьи коровки, покажите мне ваши Показывают

Головки, носики, ротики, названные Ручки-крылышки, ножки, животики части тела

  • Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи ко-ровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

  • Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.

 Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

  • Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2–3 раза.

  • Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

— Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!

Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

 На детско-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:

  • Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши-ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание.
  • Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

 При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.

  • Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих ко-ровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги  на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

  • Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

 На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.        

Занятие 2

Задачи:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  • развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

  • большой зонт;
  • магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за-писью медленной спокойной музыки;
  • два кленовых листа (для каждого ребенка);
  • желтая, красная, зеленая гуашь;
  • лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия 🡺 Приветствие.

🡺 Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

  • Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

  • Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.


[1] Во время рисования пальцами  необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Данный цикл занятий поможет детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напря...

Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Представленный материал  поможет педагогам в подборе  и проведении занятий в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"

Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий).

Цель: помочь  детям  младшего  возраста  преодолеть  стресс  поступления  в  д/с  и успешно  адаптироваться  в  ДОУ....

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)

А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)...

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению А. С. Роньжина

В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям2–4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного уч-реждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий,способствуют снятию п...