Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению Роньжина А.С.
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Адаптация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_psihologa_s_detmi_2-4-h_let_v_period_adaptatsii_k_doshkolnomu_uchrezhdeniyu.docx | 177.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия «Психологическая служба»
А.С. Роньжина
Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению
Москва
2015
ББК 88.8 Р71
Роньжина А.С.
Р71 Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 72 с. + CD-диск (Психологическая служба).
ISBN 978–5–4441–0012–7
В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2–4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Материал пособия соответствует содержанию психолого-педагогической работы с дошкольниками, способствует достижению промежуточных результатов и целевых ориентиров образования в раннем возрасте, предусмотренных примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Пособие сопровождается CD-диском, который поможет оснастить занятия раздаточным материалом.
Адресовано психологам и воспитателям, работающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, может быть использовано педагогами групп кратковременного пребывания и специалистами психологических центров, проводящих групповые занятия с детьми.
ББК 88.8
Оригинал-макет данного издания является собственностью
ООО «Национальный книжный центр» (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено
© А.С. Роньжина, 2010
© Оформление. ООО «Национальный
ISBN 978–5–4441–0012–7 книжный центр», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ 7
ЗАНЯТИЕ 1. Божья коровка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 ЗАНЯТИЕ 2. Листопад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 ЗАНЯТИЕ 3. Мячик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 ЗАНЯТИЕ 4. Прогулка в осенний лес . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 ЗАНЯТИЕ 5. Веселый Петрушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 ЗАНЯТИЕ 6. Новый год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 ЗАНЯТИЕ 7. Мячики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 ЗАНЯТИЕ 8. Зайка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 ЗАНЯТИЕ 9. Мыльные пузыри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 ЗАНЯТИЕ 10. Музыканты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
ЗАНЯТИЕ 11. Мамин день . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
ЗАНЯТИЕ 12. Мишка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 ЗАНЯТИЕ 13. Непослушные мышата . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 ЗАНЯТИЕ 14. Колобок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 ЗАНЯТИЕ 15. Котята . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ
РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ . . . . . . . .63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объе диняют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстр ой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Занятия длительностью 10–20 минут проводятся 2–3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.
Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
- совместные занятия являются своеобразным «мастерклассом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
- неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:
- Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
- Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
- Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
- В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и п озднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
- Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.
Надеемся, что предложенные в пособии советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания для детей 2–4 лет ДОУ №1397 СЗУО.
Условные обозначения:
— Приложение на CD-диске
Занятие 1
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
- игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);
- большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби-ки и т.п.;
- черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме-шанная с зубной пастой[1];
- лист с изображением божьей коровки (для каждого ребен-ка).
Ход занятия 🡺 Приветствие.
🡺 Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.
- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.
Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, | Ритмично покачивают ладонями. |
Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого! | Делают взмахи перекрещенными кистями рук. Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем |
Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте со-греем ее нашим дыханием.
Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
- А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. Кружатся.
Божьи коровки, покажите мне ваши Показывают
Головки, носики, ротики, названные Ручки-крылышки, ножки, животики части тела
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи ко-ровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2–3 раза.
- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
— Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
На детско-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши-ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание.
- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем черные точки на спинках божьих ко-ровок.
Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.
Занятие 2
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
- развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
- большой зонт;
- магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за-писью медленной спокойной музыки;
- два кленовых листа (для каждого ребенка);
- желтая, красная, зеленая гуашь;
- лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия 🡺 Приветствие.
🡺 Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
[1] Во время рисования пальцами необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Данный цикл занятий поможет детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напря...
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Представленный материал поможет педагогам в подборе и проведении занятий в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"
Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий).
Цель: помочь детям младшего возраста преодолеть стресс поступления в д/с и успешно адаптироваться в ДОУ....
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)...
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ...
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению А. С. Роньжина
В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям2–4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного уч-реждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий,способствуют снятию п...