Психологическая готовность ребенка к школе
консультация по психологии
Что означает готовность ребенка к обучению в школе? Чем отличаются психологическая и педагогическая готовность к школе7 Об этом говорится в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая готовность ребенка к школе | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.
Неподготовленность ребенка к школьному обучению проявляется в том, что он не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе. Но нередко бывает, что у ребенка, умеющего читать, писать, владеющего навыками счета и, казалось бы, хорошо подготовленного к обучению в школе, появляются сложности в усвоении учебного материала, проблемы в общении, ребенок не хочет идти в школу. Что же произошло?
Помимо подготовленности в педагогическом плане, ребенок должен быть готов к школе и психологически. Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Психологическая готовность складывается из таких компонентов, как интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная.
- МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
У ребенка должна быть сформирована учебная мотивация – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Если же ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Он негативно станет относиться к любой умственной работе, ему не нравится ни читать, ни отвечать на вопросы.
Чтобы избежать этого, ещё в дошкольном периоде можно и следует:
- Сходить с ребенком на экскурсию в школу, показать ему, как много там детей, посетить школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
- Рассказать ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни. Покажите свои школьные фотографии и грамоты
- Спросить ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Поясните, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
- Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника.
Никогда не запугивайте ребенка школой!
- КОММУНИКАТИВНАЯ (ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ) ГОТОВНОСТЬ.
Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками, уметь считаться с коллективом, работать в паре, группе. Сейчас многие дети этого не умеют. Родители постоянно хвалят ребенка, выполняют все его капризы и желания. У ребенка формируется представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности. Попадая в коллектив, он сталкивается с непривычными для него требованиями, объективной (а значит, не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к такому ребенку как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность и могут возникнуть конфликтные отношения. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате - «школа плохая», «учитель злой».
Социальная зрелость – это проявление уважения к учителю, принятие и соблюдение социальных и этических норм поведения.
Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?
- Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
- Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
- Признавайте право ребенка на собственное мнение;
- Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
- Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
- Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
- Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
- Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
- Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.
- ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Ещё одна составляющая психологической готовности к школе — это эмоционально-волевая готовность. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое же давление со стороны родителей может вызвать у него нежелание и страх.
Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.
Как это предотвратить?
- Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
- Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время;
- Уметь занять себя интересным делом;
- Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
- Находить время для общих семейных дел и труда;
- Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
- Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье, например:
- Полив комнатных растений;
- Мытье посуды за собой;
- Уборка в игровом уголке;
- Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
- Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
- Приучать к тому, чтобы любое начатое дело ребенок доводил до конца;
- Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство
Таким образом, волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний. Это так же способность ребенка быть внимательным, быстро включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, иметь широкую познавательную базу.
Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школе.
- Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
- Развивайте кругозор ребенка, ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
- Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
- Хвалите за малые достижения.
- Создайте библиотеку познавательных книг.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ:
- Фамилию, имя, отчество свое и родителей;
- Свой возраст (желательно дату рождения);
- Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
- Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день.
- Уметь отвечать на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т.д.
- Уметь прочитать небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
- Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
- Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
- Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет (одежда, транспорт и др.).
- Владеть навыком исключения из ряда (из картинок, объединенных по общему существенному признаку выбрать ту, которая отличается).
- Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок, предварительно расположив их в нужном порядке.
- Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), уметь их нарисовать.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – вниз и т. д.);
- Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов;
- Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше – обед или ужин? Весна или лето?»; «Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?»; «У коровы детеныш – теленок. А у лошади?».
- Знать 10 – 12 основных цветов.
- Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.)
И ещё один немаловажный фактор — это ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенка к школе. Ведь высидеть 4 урока по 30 минут – задача непривычная для дошкольника. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....