Психологическая готовность ребенка к школе
консультация по психологии

Волкова Тамара Федоровна

Что означает готовность ребенка к обучению в школе? Чем отличаются психологическая и педагогическая готовность к школе7 Об этом говорится в данной публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.  От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Неподготовленность ребенка к школьному обучению проявляется в том, что он не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе. Но нередко бывает, что у ребенка, умеющего читать, писать, владеющего навыками счета и, казалось бы, хорошо подготовленного к обучению в школе, появляются сложности в усвоении учебного материала, проблемы в общении, ребенок не хочет идти в школу. Что же произошло?

Помимо подготовленности в педагогическом плане, ребенок должен быть готов к школе и психологически. Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Психологическая готовность  складывается из таких компонентов, как интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная.

  • МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.

У ребенка должна быть сформирована учебная мотивация – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Если же ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Он негативно станет относиться к любой умственной работе, ему не нравится ни читать, ни отвечать на вопросы.

Чтобы избежать этого, ещё в дошкольном периоде можно и следует:

  • Сходить с ребенком на экскурсию в школу, показать ему, как много там детей, посетить школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
  • Рассказать ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни. Покажите свои школьные фотографии и грамоты
  • Спросить ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Поясните, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
  • Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника.

Никогда не запугивайте ребенка школой!

  • КОММУНИКАТИВНАЯ (ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ) ГОТОВНОСТЬ.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками, уметь считаться с коллективом, работать в паре, группе. Сейчас многие дети этого не умеют. Родители постоянно хвалят ребенка, выполняют все его капризы и желания. У ребенка формируется представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности. Попадая в коллектив, он сталкивается с непривычными для него требованиями, объективной (а значит, не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к такому ребенку как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность и могут возникнуть конфликтные отношения. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате -  «школа плохая», «учитель злой».

Социальная зрелость – это проявление уважения к учителю, принятие и соблюдение социальных и этических норм поведения.

Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?

  • Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
  • Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • Признавайте право ребенка на собственное мнение;
  • Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
  • Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
  • Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
  • Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
  • Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  • Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Ещё одна составляющая психологической готовности к школе — это эмоционально-волевая готовность. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания,  его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое же давление со стороны родителей может вызвать у него нежелание и страх.

         Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

Как это предотвратить?

  1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
  • Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время;
  • Уметь занять себя интересным делом;
  • Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
  • Находить время для общих семейных дел и труда;
  • Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
  1. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье, например:
  • Полив комнатных растений;
  • Мытье посуды за собой;
  • Уборка в игровом уголке;
  • Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
  1. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
  2. Приучать к тому, чтобы любое начатое дело ребенок доводил до конца;
  3. Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство

Таким образом, волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний. Это так же способность ребенка быть внимательным, быстро   включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, иметь широкую познавательную базу.

Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школе.

  • Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
  • Развивайте кругозор ребенка, ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
  • Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
  • Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
  • Хвалите за малые достижения.
  • Создайте библиотеку познавательных книг.

ЧТО  ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК  ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ  В   ШКОЛУ:

  • Фамилию, имя, отчество свое и родителей;
  •  Свой возраст (желательно дату рождения);
  • Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
  • Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день.
  • Уметь отвечать на вопросы типа  «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т.д.
  • Уметь прочитать небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  • Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  • Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  • Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет (одежда, транспорт и др.).
  • Владеть навыком исключения из ряда (из картинок, объединенных по общему существенному признаку выбрать ту, которая отличается).
  • Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок, предварительно расположив их в нужном порядке.
  •  Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), уметь их нарисовать.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – вниз и т. д.);
  • Запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов;
  • Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше – обед или ужин?  Весна или лето?»; «Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?»; «У коровы детеныш – теленок. А у лошади?».
  • Знать  10 – 12 основных цветов.
  • Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы  и т.д.)

И ещё один немаловажный фактор — это ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенка к школе.  Ведь высидеть 4 урока по 30 минут – задача непривычная для дошкольника. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л.А.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....