Статья: "Уроки добра"
статья по психологии (старшая группа)

Юргапова Екатерина Васильевна

В основе  проводимых занятий  лежит система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе Ш. А. Амонашвили, лечебной педагогики А.А. Дубровского, коррекционно-развивающая программа С.И. Семенака «Уроки добра», программа эмоционального развития детей  Крюковой С.В.и Слободяник Н.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Уроки добра»

коррекционно - развивающея программа для учащихся начальных классов

Юргапова Е.В., педагог-психолог МБОУ СОШ №81 г.о.г. Воронеж

« - Погрузить Ребенка в море доброты, и всякое зло, если есть в нем, потонет.

-Держите Ребенка в мире Красоты, и все безобразное, если ест такое, покинет его.

- Бросайте Ребенка в огонь Любви, и всякая ненависть, если есть в нем она, сгорит».

Ш. Амонашвили

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации как взрослого, так и ребенка из семьи мигрантов.

Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Период, когда в жизни ребенка происходят  существенные изменения, является одним из самых трудных. К сожалению, не все дети справляются с этими трудностями, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми. Поэтому, работа  школьного психолога  направлена, прежде всего, на формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения, отработку необходимых поведенческих навыков.

   В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит, и, хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

  Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям нашего образовательного учреждения   по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно-развивающей программы, получившей название «Уроки добра».

 Цель программы состоит в гармонизации индивидуальных проявлений ребенка через развитие в нем способности открыто выражать свои эмоции и сопереживать, формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознание отношений к нормам социального поведения.

  В предлагаемой программе успешно решаются следующие задачи:

- снижение эмоционального напряжения;

- создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;

- перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

- развитие внутренней активности детей;

- формирование адекватной самооценки детей;

- развитие социальных эмоций;

- развитие коммуникативных навыков.

  В основе  проводимых занятий  лежит система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе Ш. А. Амонашвили, лечебной педагогики А.А. Дубровского, коррекционно-развивающая программа С.И. Семенака «Уроки добра», программа эмоционального развития детей  Крюковой С.В.и Слободяник Н.П.

   Гуманная  педагогика  своими основными постулатами верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленностью на служение добру и справедливости зажигает искры для рождения новых педагогических идей.  На «Уроках добра» мы вместе ищем и открываем, выбираем и обосновываем, удивляемся, восхищаемся и утверждаем. На этих занятиях не ставят оценок. Для нас главное создать условия,  чтобы каждый ребенок  нашел в себе ранее скрытую неповторимость, творческую уникальность, смог проявить ее в деятельности, испытал радость познания.

   Каждому ребенку, особенно в адаптационный период, необходимо внимание, уважение, понимание и участие, а также ощущение тепла и уюта. Отсюда и характер общения: знакомство с познавательными задачами урока, нашептывание ответа, учет желаний детей, возможность быть учителем, создание сюрпризов, которые удивляют и радуют, восхищают, побуждают каждого творить.

  Приведу пример одного из упражнений. Это упражнение называется «Волшебная чашка» (релаксация под музыку).

Дети под музыку для релаксации выполняют задания ведущего...

          Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран. Сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Радом еще пустая чашка, еще и еще... Отливаете из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?... Ваша чашка особенная - волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка - твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Обсуждение.

    Завершив упражнение, дети рассказывают о том, какие чашки видели, обмениваются мнениями, почему чашка всегда оставалась полной.  

Ведущий задает вопросы:

Почему чашка становилась все полней, хотя из нее отливали напиток в другие чашки? (Чем больше отдаешь доброты другим, тем больше доброты получаешь обратно.) Как узнать о доброте другого человека? Кто назовет добрых людей? Кто очень добрый в классе? Как вы узнали об их доброте? Можно ли всем стать добрее? Как?

Задание.

  Нарисовать свою чашку доброты и написать на ней «Моя доброта».

  Тема доброты помогает детям понять, что за мыслями всегда следуют дела, мысли руководят нашими поступками. Знать, как действовать половина дела, другая половина – знать, как совершать действие. Для того чтобы все узнали, какой ты добрый, нужно проявлять свою доброту, а это значит - совершать добрые поступки. Чем больше добрых поступков, тем ты добрее, как в случае с чашкой, поэтому она и называется «Чашкой доброты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Уроки мужества"

В статье говориттся о мероприятиях по нравственно-патриотическому воспитанию,проводимых в канун Дня Победы, знакомящих детей с историческим прошлым нашей родины,...

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...