РОЛЬ ЭМПАТИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья по психологии

Лубинец Оксана - психолог

А. П. Чехов писал

 «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь никакими белилами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_empatiya_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭМПАТИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

А. П. Чехов писал

 «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь никакими белилами».

          Дошкольный возраст является сензитивным для развития социальных эмоций,  в частности эмпатических переживаний. У детей больше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

          Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого, стремление облегчить или разделить его состояние.

          Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла.

Развитие эмпатии - это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей.

          По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.

         Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми. Семья, родители, детство оказывают огромное влияние на развитие человека. В семье обычно проходят первые, решающие для становления развития и формирования, годы жизни человека. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В семье закладываются нравственные, социальные качества.

         Ребенок — отражение семейных отношений, воспитывать его надо личным примером, стать для него образцом, поддерживать и направлять усилия ребёнка.  

         Дети, имеющие близкие теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще могут делиться с ними своими проблемами (рассказывать ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей.  

         Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, формирование личности ребенка.

         У маленького ребенка нет опыта наблюдения многих реакций, и он не способен на сопереживание, даже основанное на предположении. Он плохо еще знает, что такое боль, причиняемая другим, и может мучить кошку или сверстника, совершенно не сопереживая причиняемым страданиям.

          По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в "ситуацию симпатии". На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. "Ситуация симпатии" подготавливает его к "ситуации альтруизма".

На стадии альтруизма (4-5 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения [12.C.257].

Этапы развития эмпатии в период дошкольного детства

Начальный этап «эмоционального заражения» 

-1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;

-2-й год жизни - малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);

-на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей);

-В 4-6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» Ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

-Заключительный этап «со-радости» (ощущение радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка прошло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную помощь.

Структурные компоненты эмпатии

- Эмоциональный компонент, выражается в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека;

- Когнитивный компонент, выражается в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого человека, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира, проявлением сочувствия;

- Поведенческий компонент, следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками; умение использовать виды взаимодействия, облегчающие страдание другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого.

            По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.

Необходимые условия для формирования эмпатии

- Получение своего положительного опыта.

- Осознание собственных эмоций и чувств.

- Осознание того, что должен чувствовать другой.

Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.

Основные факторы формирования эмпатии у ребёнка

- индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;

- мотивирующие характеристики;

- формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;

- социальные и моральные отношения и требования;

- степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;

- интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.

Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.

Игры и занятия, развивающие эмпатию

Что касается занятий, способствующих развитию эмпатии, будут уместны любые занятия, где есть примеры взаимодействия и отношений между участниками. Это сюжетно-ролевые игры, художественная литература, кино, да и просто качественное живое общение. Все это помогает учиться проявлять участие, доброту, сочувствие. В процессе таких игр разыгрываются различные сценарии, сюжеты. Ребенок может придумать сюжет по аналогии с реальной жизнью, проигрывать различные бытовые ситуации (например, кукольное чаепитие или урок в школе).

Играя мягкими игрушками или куклой, ребенок, так или иначе, примеряет на себя различные социальные роли, пробует, как это — заботиться о ком-то, помогать, ругаться, а потом мириться (игры в дочки-матери, больницу, магазин). Еще лучше, если малыш играет в компании с кем-то, так появляется больше вариантов сюжетов и ролей, а игра постепенно становится более сложной и интересной. Играя, дети учатся вести себя как взрослые, усваивают новые способы взаимодействия, что, в норме, практически невозможно без участия эмоций. 

Если говорить о литературе, здесь перед ребенком открывается невероятное количество сюжетных линий, персонажей с уникальным характером, разнообразие культур, которые могут отличаться от привычной для ребенка среды. Это все здорово обогащает мировосприятие, воображение, эмоциональную сферу. Читая вместе, вы можете останавливаться на моментах, где происходит взаимодействие персонажей, и обращать внимание ребенка на нюансы отношений. Можно задавать наводящие вопросы (как на уроках литературы в школе): "Как ты думаешь, что почувствовал главный герой, когда узнал о...?", "Какое чувство подтолкнуло его на такой-то поступок?" и так далее. Если ребенок читает самостоятельно, но делится с вами впечатлениями, можете выделить отдельное время для обсуждения эмоций и мыслей, которые возникли у ребенка в процессе чтения. Если родители "в теме", хорошо будет, если они тоже поделятся своими впечатлениями. Так ребенок будет видеть больше примеров проявления тех или иных эмоций. 

Читает ли ребенок сам, или же вы читаете вместе, книги — это всегда невероятно богатая информационная среда. Отождествляясь с персонажами, дети открывают для себя совершенно новые переживания. Проживая вместе с героями их истории, ребенок расширяет свой эмоциональный спектр, обогащается новым эмоциональным опытом. Выбирая качественное кино, можно добиться схожего эффекта. Однако, как и с книгами, важно подбирать тему так, чтобы ребенку было комфортно психологически. Несмотря на современные тенденции, ужастики, боевики и триллеры оставим все же подросткам и взрослым. Для детского просмотра подойдут фантастика, фэнтези, приключенческие, семейные фильмы и не слишком тяжелые драмы.  

Необходимо следить за психическим здоровьем ребенка так же внимательно, как и за физическим. 

Быть «хорошей» ролевой моделью для своего ребенка

Сегодня многие родители знакомы с таким понятием, как "ролевая модель". Растущему ребенку очень важно иметь образец для подражания. В период раннего детства и дошкольничества это происходит неосознанно, ребенок активно копирует действия родителя своего пола. Подражая, он примеряет на себя ту или иную социальную роль. Так, в дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться в социуме (сад, школа), учиться коммуницировать и эффективно взаимодействовать. Поэтому для родителя так важно стараться быть "хорошей" ролевой моделью, качественной. Ведь подражая ему, ребенок учится, усваивает определенный способ поведения и мышления.  

Становясь старше, он ищет ролевую модель более осознанно. Однако такое моделирование поведения — это больше, чем просто подражание кому-либо. Ребенок ищет человека, который стал бы для него тем, на кого можно равняться, до кого можно дорасти как личность, чтобы самому стать лучше. Такой человек позиционируется ребенком как вдохновитель и пример для подражания.  

Если ребенок будет иметь перед глазами живой пример человечного отношения к нему самому и окружающим, он и сам будет так относиться к другим. И если родитель сумел стать старшим другом ребенку, уважающим его, поддерживающим и вдохновляющим, у него есть все шансы оставаться для него примером для подражания и в будущем. 

           

Литература

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. -- М.. Аст-Пресс, 1999.

2. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.

3. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 107-114.

4. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис....канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -- М., 1997.

7. Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 348 с.

8. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

9. Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 157 с.

10. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. -- Нижний Новгород, 1999.

11. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). 2-е изд. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

12. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис....канд. психол. наук. Гродно, 1989. 182 с.

13. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. М.: Класс, 1994. 144 с.

14. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.

15. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.

16. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с.

17. Сивицкая Л. А. Социально-педагогические основы развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1998. 157 с.

18. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. -- М., 1997.

19. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

20. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. ...д-ра. психол. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...

Роль традиций в воспитании дошкольников.

Традиции  организуют связь поколений, на них держится духовно - нравственная жизнь народа. Они сопутствуют каждому шагу человека . Предложенный материал может быть полезен педагогам при подготовк...

Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть сво...

Роль сказки в воспитании дошкольника.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

РОЛЬ ЭМПАТИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Как часто в наше время звучат такие слова как «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто мы слышим «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны...