РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
методическая разработка по психологии

Валькова Наталья Викторовна

В программе подробно отражен алгоритм психологического сопровождения всех участников образовательных отношений по основной образовательной программе ДО и АОП ДО. Подробно описан охват психологическим сопровождением, всеми видами деятельности  на всех возрастных этапах пребывания ребенка в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ped-psih_valkovoy_n.v.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МБДОУ «ЦРР-Д/С №2»

г.  Сатка, Челябинской области

Вальковой Н.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1.1. Цели и задачи психологического сопровождения        4

1.2. Целевые ориентиры        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1. Основные виды деятельности педагога-психолога        7

2.1.1. Диагностика        7

        2.1.2. Консультативная работа        9

2.1.3. Просветительская работа        9

2.1.4. Экспертная деятельность        10

2.1.5. Организационно-методическая работа        11

       2.1.5.1. Тема самообразования        11

2.1.6. Коррекционно-развивающая работа        13

2.2. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения воспитательно-   образовательного процесса           14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        18

3.1. Примерный перечень программ, технологий и пособий        18

3.1.1. Диагностические пособия                                                                            18

3.1.2. Программы психолого-педагогического сопровождения                                19                                        

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы        20

3.3. Документация психолога         20

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

          В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. 

Федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

       Для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста и предотвращения нарушений психического развития  дошкольника необходимо осуществлять индивидуальное сопровождение детей педагогом-психологом образовательного учреждения.
        В процессе индивидуального сопровождения ребенка и психологического сопровождения группы детей  дошкольного возраста педагог-психолог руководствуется Положением о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации.

     Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) участникам воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающий его успешное развитие ребенка в условиях ДОУ.

Полноценное развитие ребенка на всех ступенях пребывания в дошкольном учреждении складывается из двух составляющих:

  • реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
  • реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа педагога-психолога составлена  в соответствии с ООП МБДОУ «ЦРР-Д/С№2», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и в соответствии с АОП ДО для воспитанников с ЗПР, АОП ДО для воспитанников с ТНР, АОП ДО для воспитанников с НОДА, АОП ДО для воспитанников РДА.

Разработка Программы регламентирована и соответствует    нормативно-правовым  документам:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  • Методическое письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16
  • Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
  • постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования.

1.1. Цели и задачи психологического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательной программы: создание условий для психологической поддержки всех участников образовательных отношений по реализации основной образовательной программы, обеспечивающей сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ;
  • Организация личностного и интеллектуального развития воспитанников
  • Создание атмосферы безопасности и доверия в системе воспитатель (сотрудник ДОУ) – ребенок – родитель;
  • Своевременное выявление трудностей в развитии ребенка;
  • Организация и проведение коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими трудности в развитии,  с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
  • Сотрудничество с ПМПК для организации раннего выявления проблем в развитии ребенка, сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Консультирование родителей и воспитателей по организации сопровождения детей, имеющих трудности в развитии;
  • Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации  индивидуальных программ обучения и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности
  • Повышение психологической компетентности педагогов
  • Повышение психологической грамотности родителей
  • Содействие формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития;
  • Участие в экспертизе образовательной деятельности.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения  педагог-психолог решает  вышеперечисленные задачи следующим образом:

1.Отслеживает особенности психологического развития ребенка на различных этапах нахождения в ДОУ (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2.Способствует созданию в  педагогической среде ДОУ психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

3.Консултирует по созданию и создает  специальные психологические условия для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

        Таким образом выделяются основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ, которые отражаются в перспективном планировании на год:

  •  Диагностика
  • Консультирование
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Просветительская работа
  • Эксперная работа
  • Организационно-методическая работа

1.2. Целевые ориентиры

      В соответствии с ФГТ социальный портрет ребенка 7 лет, состоит из интегративных качеств и выглядит следующим образом:

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми с сверстниками;

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основании первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

-имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире, природе;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

      Отбор качеств в «социальный портрет» ребенка осуществляется: по принципу интегративности (т.е. формирования каждого качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей):

-в соответствии с возрастными новообразованиями, появившимися у ребенка к концу дошкольного детства, если процесс был правильно организован;

-с учетом возможности формирования  того или иного качества в процесс освоения образовательной программы.

      Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

    Данная условная классификация обладает  преемственностью с классификацией планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего образования на предметные,  метапредметные и личностные.

     Предметными в дошкольном возрасте могут считаться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания  конкретных образовательных областей, а также овладения различными видами детской деятельности;

      под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности;

      под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития.

      Основанием для классификации качеств на физические, личностные и интеллектуальные является выделение основных сфер развития ребенка.  

      Соответственно:

«Личностные качества» - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие.

«Физические качества» - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели.

«Интеллектуальные качества» - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта).

      Для определения  итогового результата, физической и психологической готовности к школе проводится итоговая диагностика при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования. Для отслеживания динамики развития используется промежуточная диагностика, которая определяет  результаты освоения программы, т.е.  качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки; способы овладения ребенком той или иной деятельностью.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные виды деятельности педагога-психолога

2.1.1. Диагностика

        Основным диагностическим методом для дошкольного возраста является метод наблюдения, позволяющий проследить развитие ребенка, его умения и навыки по всем областям развития в его непосредственной деятельности.

 В дополнение к наблюдению рекомендуется использовать в ДО дифференциальную диагностику уровня психического развития детей 2-7 лет Лавровой Г.Н. Рычковой Л.С. Она позволяет  педагогу- психологу осуществить комплексную диагностику ребенка с учетом возраста и микросоциальной ситуации развития. Построение и подбор дифференцированной системы осуществлялся авторами с учетом всех имеющихся на сегодняшний день в современной науке диагностических подходов и отбором лучших отечественных диагностических методик,  таких известных ученых как Л.А. Венгер, Г.А. Выгодская, Э.И. Леонгард, С.Д.Забрамная, Е.А. Стребелева, И.А. Коробейников и др.

Данный диагностический набор позволяет определить трудности развития (как процессов: внимание, память, мышление и т.д., так и усвоение знаний и умений: навыки и общая осведомленность) уже в раннем возрасте, также определить потенциальные способности ребенка, что дает возможность составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы с ребенком на основе учета возрастных психологических новообразований, уровня развития наглядных форм мышления, представлений ребенка об окружающем мире, ведущей и продуктивных видов деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Специфика и информативность обследования заключается в системном анализе изучения развития ребенка изучения микросоциальных факторов, рассмотрения иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка, дает возможность дать качественную и количественную оценку действиям ребенка, позволяет раскрыть сущность проблем развития и четко определить задачи коррекционно-развивающей работы.

     Выявление затруднений ребенка четко обозначает сферы дальнейшего наблюдения, обследования и уточнения характера проблем, а также позволяет психологу осуществлять мониторинг психолого-педагогической ситуации образовательного процесса и консультировать педагогов по организации работы с группой и отдельными детьми.

Набор данных методик используется в качестве обязательной плановой диагностики, которая осуществляется один раз в каждом возрастном периоде и дает возможность специалисту сделать вывод о соответствии развития ребенка возрастным нормам.

Для уточнения или прояснения проблем в развитии ребенка используются «Комплект практических материалов «Лилия»» О. Усановой и методики диагностики аффективной сферы.

По запросу родителей проводится диагностика готовности ребенка к обучению в школе.

Комплексная диагностика психического развития

  1. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С.  Дифференциальная диагностика уровня психического развития ребенка 2-7-летнего возраста. – Челябинск «Издательство ЮУргУ». 2000

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии ЮУрГУ

Диагностика когнитивных процессов

название методики/процесс

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

восприятие

спрячь шарик

+

парные картинки

+

матрешка

+ (2-ух, 3-ех)

+ (4 -ех)

+ (5)

пирамидка

+ (3-ех, 4-ех)

+ (4 –ех)

+ (6)

разрезные картинки

+ (2-3 части)

+ (3 части)

+ (4)

цветные кубики

+

+ (5)

+ (7)

конструирование

+

коробка форм «почтовый ящик»

+

+

включение в ряд

+

тактильно предметный гнозис

что в мешочке

+

+

+

мышление

достань тележку

+

достань ключик

+

+

счет

+

+

+

+

найди время года

+

группировка по способу действия

+

сюжетные картинки

+

+

дорисуй

+

+

почини коврик

+

найди место фигуре

+

группировка по количественному признаку

+

четвертый лишний

+

подбор иллюстраций к тексту

+

анализ слова

+

запоминание

послушай и выполни

+

чтение стихов

+

+

+

+

лесенка

+

опосредованное запоминание

+

общий запас знаний

беседа

+

+

+

+

+

продуктивные виды деятельности

рисование (дом, дерево, человек)

+

+

+

+

+

конструирование

+

+

внимание

зрительный диктант

+

+

лабиринт

+

наблюдение

+

построение «заборчика»

+

  1. Усанова О. Комплект практических материалов «Лилия» (предметный и картинный материал для профилактики, диагностики   и коррекции нарушения психического развития детей) – Москва, 1994 г. (что включает и фото)
  2. «Диагностика умственного развития дошкольников» / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978

     Диагностика аффективной сферы

Проективно-графические  методики диагностики:

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (Баркан А.И.)

2. Кинетичекий рисунок семьи. Р Бернс, С. Кауфман.

3. Несуществующее животное

4. Тест «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.

5. Проективный тест «Дом, дерево, человек», Дж. Бук.

6. М.А. Панфилова «Кактус»

7. Детский проективный тест тревожности  Р. Теммл, М Дорки, В. Аммен

8. САТ

9. Социометрия «Маски» (модификация метода «Социаметрия» Дж. Морено )

10. Детский тест Розенцвейга

11. Тест «Неоконченные предложения» Сакса-Леви, модификация А.Б. Орлова

12. Методика определения статуса в группе «Два дома»

13. Тест на определение уровня самооценки В. Щур «Лесенка»

14. Методика мотивационных предпочтений «Три желания» Божович Л.И.

15. Методика «Шапка невидимка»

16.  Игровая комната

17. Выбор карточки

18. Тест Рене Жиля

2.1.2. Консультативная работа

           Консультативная работа осуществляется по запросу ребенка, психолога, воспитателя и родителя и проводится со всеми участниками образовательных  отношений.

            Консультативная работа проводится как индивидуально, так и может использоваться подгрупповая форма по какой –то определенной проблеме.

             Главная задача консультативной работы: создание и организация благоприятной среды для решения проблем ребенка и его развития. Правильная и грамотная организация окружения, развивающей среды, может свести «на нет» большинство проблем в развитии ребенка. Особенно актуально консультирование родителей и воспитателей детей раннего возраста, так как коррекцию проблем в развитии возможно вести только через взрослого.

             Хорошую эффективность и популярность получило консультирование родителей по результатам диагностики по электронной почте. Также к данной форме прибегают родители, которые испытывают неуверенность в надобности психологической помощи, дистанцированное общение позволяет создать атмосферу доверия и мотивировать родителей уже на очную консультацию.

2.1.3. Просветительская работа

          Главная цель просветительской работы – повышение психологической грамотности  взрослых участников образовательных отношений.

Основной формой просвещения родителей по прежнему остаются выступления на родительских собраниях.

          Традиционно в начале учебного года на родительских собраниях озвучиваются возрастные особенности детей каждого периода, которые включают:

  • основной вид деятельности в данном возрасте;
  • социальную ситуацию развития;
  • ведущий психический процесс развития;
  • сензитивность возраста;
  • особенности интеллектуального и личностного развития;
  • основные проблемы, которые могут возникнуть в данном возрасте;
  • кризисные моменты.

Также на первом собрании родителям представляется график работы педагога-психолога и предлагается , обсудив с воспитателей или по желанию большинства родителей определить дальнейшую тематику выступлений и различные формы проведения встреч родителей с психологом.

         Еще одна традиционная форма просвещения родителей – размещение в родительских уголках тематических сообщений. Тематика определяется возрастом и запросом воспитателей и конкретной ситуацией развития и проблем детей.

Просветительская работа с воспитателями предпочтительно проводится в форме консультаций-практикумов, мини тренингов, бесед и деловых игр. Тематика определяется годовыми задачами и актуальными проблемами.

Эффективна просветительская работа в виде демонстрации своего опыта: открытое занятие и включение в деятельность в группе в проблемных ситуациях.

2.1.4. Экспертная деятельность

Традиционно проводится три заседания ПМПк, где озвучиваются результаты диагностики развития детей, решается вопрос о необходимости коррекционно-развивающей работы с ребенком и необходимости прохождения районной ПМПК, воспитателям даются рекомендации по организации индивидуальной работы с детьми на группе.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности

Объектом психологической экспертизы является психологическая составляющая образовательного процесса ДОУ.

Направления экспертизы

Методы

Представление результатов

экспертизы

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

  1. Наблюдение в условиях группы за адаптивными возможностями детей
  2. Наблюдение в условиях группы и организация создания благоприятных условий адаптации воспитателем
  3. Анализ наблюдений воспитателей
  4. Опрос родителей (анкетирование, опрос на родительских собраниях)

ясельная комиссия

ПМПк воспитателей групп раннего возраста

Развитие познавательных процессов у ребенка

  1. Комплексная плановая дифференциальная  диагностика психического развития ребенка 2-7 лет
  2. Уточняющая диагностика по мере надобности (при наблюдении трудностей в развитии ребенка, по запросу воспитателей и родителей)
  3. Психологический анализ организации НОД и форм совместной деятельности педагогов с детьми.
  4. Анализ организации режимных моментов ДОУ

Педагогический совет

Консультации воспитателей

ПМПк

ПМПК с целью:

  1. составления индивидуального маршрута развития группы или отдельного ребенка
  2. взаимодействие с ПМПК для определения образовательного маршрута и создания специальных воспитательно-образовательных условий

Степень освоения ребенком образовательной программы

Эмоционально-волевое развитие ребенка

Сформированность различных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, самостоятельной)

Готовность ребенка к обучению в школе

  1. Диагностика готовности к обучению в школе
  2. Психологический анализ организации НОД и форм совместной деятельности педагогов с детьми.
  3. Анализ организации режимных моментов ДОУ

Взаимодействие с семьей по реализации основной образовательной программы

Опрос и анкетирование родителей по:

  1. формированию родительского запроса (воспитательные и образовательные потребности семьи)
  2. удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ и отдельных специалистов

Педагогический совет

Консультации администрации

Консультации воспитателей

Консультации родителей

взаимодействие с семьей по психолого-педагогическому сопровождению ребенка

2.1.5. Организационно-методическая работа      

Традиционно организационно-методическая работа  включает в себя подготовку ко всем видам деятельности педагога-психолога: разработка занятий, консультаций, сообщений, подготовка дидактического материала.

    Важным моментом является оформление документации педагога-психолога: журнал учета всех видов деятельности, перспективное планирование, аналитический отчет, циклограмма деятельности, составление индивидуальных и групповых коррекционных маршрутов.

Организационно-методическую работу также входит самообразование педагога-психолога, что является важнейшей составляющей всей работы специалиста, так как формирует компетентность.

2.1.5.1. Тема самообразования

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

«Профилактика и коррекция эмоционально-личностных расстройств дошкольников »

«Работа с семьей по профилактике эмоционально-личностных расстройств дошкольников»

По наблюдениям педагогов и врачей в последние годы становится больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы: тревожных, агрессивных, возбудимых, испытывающих страхи и трудности в общении с окружающими, неуверенных в себе. Это обусловлено следующими факторами: занятостью родителей и, как следствие, низким уровнем детско-родительских отношений, «технологизацией» жизни и «эмоциональной недостаточностью» взаимоотношений, чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, недостаточным уровнем педагогической культуры взрослых, ростом агрессии в обществе.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья и определяющим в становлении личности.

По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия».  

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Оно является основой благополучия человека и эффективного функционирования общества.  Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде.

Социальное здоровье – это способность жить и общаться с другими людьми, способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами.

Сохранение здоровья является одной из главных задач ДОУ и приоритетным направлением нашего образовательного учреждения. Сотрудничество с начальной школой, направленное на профилактику дезадаптации воспитанников, показало, что основные проблемы в школе у детей возникают из-за эмоциональной нестабильности, слабой волевой регуляции поведения и нарушений коммуникативной активности.

В результате диагностики, из общего количества детей, посещающих группы дошкольного возраста,  нарушения эмоционально личностной сферы выявлены у 58  детей, из них: признаки агрессивности – у 10, гипервозбудимость – у 27, тревожность – у 6, застенчивость – у 4, коммуникативные нарушения – у 4, демонстративно-капризное поведение – у 7 воспитанников.

Данное исследование определило основное направление психологического сопровождения  и тему самообразования -  «Психофизиологические методы в профилактике и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста».

          Традиционно  для профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений дошкольников используют поведенческие методы, сказкотерапию, арттерапию, игротерапию, а также просвещение и консультирование взрослых по организации среды ребенка. На наш взгляд решение проблемы было бы не полным, если не учесть важный момент: эмоция – это функциональное состояние человека, сложное психофизиологическое явление, которое имеет несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий и психологический. Психофизиологию эмоций в своих трудах рассматривали П.К. Анохин, И.П. Павлов и др.

Основная цель программы – обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания. Регуляция глубины дыхания позволяет снимать возникшее эмоциональное напряжение, тревогу и способствует достижению состояния общей релаксации. Ребенок развивает или восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта и расслабления. Формирование оптимального функционального состояния сказывается на всех психических процессах, интеллектуальной работоспособности, развивает навыки саморегуляции, помогает формировать более здоровую модель поведения, повышает стрессоустойчивость и адаптивность. Программа позволяет работать уже с трехлетними детьми. Обучение происходит в игровой форме: сопровождается интересными слайдами, музыкой, видео и даже мультфильмом, развитие сюжета которого зависит от умения ребенка управлять дыханием.

 В дополнение к данной методике оборудована сенсорная комната, позволяющая воздействовать на другие анализаторы: зрение, слух, тактильные ощущения. Журчание водопада, цветовые переливы фибероптической занавеси, грациозно плавающие рыбки в пузырьковой трубе способствуют расслаблению и концентрации ребенка на различных ощущениях. Кривое зеркало позволяет экспериментировать с  восприятием своей внешности, раскрепощает. Дети испытывают удовольствие, становятся более открытыми и доверчивыми.

Повторные исследования всех детей, имеющих проблемы и получающих коррекцию с использованием психофизиологических методов в эмоционально-личностном развитии, показали положительную динамику: снижение тревожности, возбудимости, агрессивности и улучшение эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности.

Однако в ходе работы над темой, как и предполагалось, большую роль имеет консультирование родителей и сотрудничество по профилактике и коррекции нарушений. Родители всегда включены в патологический процесс, грамотная работа с ними дает большой процент успешности в решении детских проблем и оздоровлении внутрисемейной ситуации.

 В рамках данной темы прошла обучение:

  • дистанционные курсы повышения квалификации по теме  «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста» в Педагогическом университете «Первое сентября» факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова М.В.
  • консультативный семинар «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС)». Программа функционального биоуправления «Волна». Получила сертификат, который дает право работать на приборах и программах ООО «НПФ «Амалтея»
  • дистанционные курсы повышения квалификации по теме «Работа психолога с родителями: концепция и технологии». Педагогический университет «Первое сентября»

2.1.6. Коррекционно-развивающая работа

           Программы коррекционно-развивающей работы

В результате проведения диагностической работы ежегодно выявляются дети испытывающие трудности в развитии,  с которыми проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа, список детей определяется и утверждается на ПМПк.

         Коррекционно- развивающая работа проводится по рекомендациям ПМПК И ИПР.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы, в котором отражаются особенности психологического сопровождения ребенка педагогом-психологом даже в условиях подгрупповой работы.

         В коррекционно-развивающей работе используются готовые программы, но педагог-психолог оставляет за собой менять отдельные задания в конспектах занятий по программам, что обязательно отмечается в журналах учета.

         Учет индивидуальной коррекционно-развивающей работы ведется в «Журнале учета индивидуальной коррекционно-развивающей работы».

Учет подгрупповой коррекционно-развивающей работы ведется в «Журнале учета подгрупповой коррекционно-развивающей работы».

        Для осуществления коррекционно-развивающей работы используются следующие программы:

  1. Коррекция коммуникативной активности и эмоционально-волевой сферы
  •    Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. Программы групповых профилактически-развивающих занятий для детей 3-4 лет, 4-5 лет , 6-7 лет направленных на сохранение психологического здоровья дошкольников. – М: «ЭКСМО-Пресс», 2001 г.
  • Куражева Н.Ю. «Цветик –семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5,  5-6, 6-7 лет. – Санкт- Петербург – Москва, 2014 г. 
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Австигнеева Т.Д.  Песочная игротерапия 
  • Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М., 2005.
  • Комплексная образовательно-профилактическая антистрессовая программа «Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления/ научно-методическая разработка - В.Ю. Ледина, программное обеспечение – А.В. Черниговский. – Санкт-Петербург, научно-производственная фирма «Амалтея», 2007 г.
  1. Коррекция познавательной сферы, стимуляция познавательной деятельности
  • Конспекты коррекционно-развивающих занятий Шарохиной В.Л. для младших,  средних, старших и подготовительных групп (Серия «Психологическая служба» Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. Демонстрационный и раздаточный материал – М, 2011 г.)
  • Руденко Т.А. Психологическая подготовка к школе «Год до школы от А до Я». – Москва 2012 г.
  • Машталь О.Ю.  Подготовка ребенка к школе. – СПб, «Наука и техника»
  • Машталь О.Ю.  Лучшие методики развития способностей детей 4-6 лет. – СПб, «Наука и техника»
  • И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР.

2.2. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса на разных этапах пребывания ребенка в ДОУ со всеми участниками образовательных отношений

период

участники

воспитательно-

образовательного

процесса

содержание деятельности педагога психолога

предадаптационный

родители

  1. Знакомство с родителями детей нового набора.
  2. Анкетирование по режимным моментам, развитости навыков самостоятельности у детей, представлений родителей о работе ДОУ
  3. Выступление на родительском собрании по организации подготовки детей к ДОУ в целях благоприятной адаптации.
  4. Индивидуальное консультирование по запросу родителей.
  5. Выявление семей, имеющих детей с ОВЗ и детей инвалидов.  Информирование о возможностях получения специального образования в ДОУ города и службах сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии.

ясельная группа

( 1-2 года)

1 младшая группа

(2-3 года)

дети

  1. Сопровождение адаптации по мере надобности.
  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения  образовательного маршрута.

родители

  1. Выступления на родительских собраниях

- по вопросам адаптации

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

            познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

            развития, развитие навыков самообслуживания

          - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по созданию развивающей среды для ребенка

          - по интересующей родителей тематике

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или   воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Участие в ясельной комиссии
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

2 младшая группа

(3-4 года)

дети

  1. Сопровождение адаптации к условиям новой группы.
  2. Комплексная диагностика психического развития детей.
  3. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  4. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения и уточнения  образовательного маршрута.
  5. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
  6. Сопровождение и наблюдение детей в условиях группового взаимодействия
  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий
  8. Развивающие-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства» для детей 3-4 лет (Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.)

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

- по вопросам адаптации

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

            познавательный процесс, особенности познавательного и эмоционального

            развития, развитие навыков самообслуживания, кризис 3-х лет и т.д.

          - по созданию развивающей среды для ребенка

          - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

средняя

(4-5 лет)

старшая

(5-6 лет)

группы

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.
  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  3. Направление и представление детей, имеющих проблемы в развитии (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) в районную ПМПК для определения  и уточнения образовательного маршрута.
  4. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии
  5. Сопровождение и наблюдение детей в условиях группового взаимодействия
  6. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий
  7. Развивающие-профилактические групповые занятия по модифицированной программе «Мы и наши чувства»  для детей 4-5 лет, 5-6 лет (Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.)

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, ведущий  

             процесс развития, социальная ситуация, особенности познавательного и

           эмоционально- волевого   развития  и т.д.

         - по гармонизации детско-родительских отношений

          - по созданию развивающей среды для ребенка

         - по интересующей родителей тематике.

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).

подготовительная

к школе группа

(6-7 лет)

дети

  1. Комплексная диагностика психического развития детей.
  2. Выявление детей имеющих проблемы в развитии.
  3. Большая диагностическая игра по определению готовности к школе (совместный проект педагога-психолога и учителя логопеда по подготовке детей к школе).
  4. Совместное сопровождение с учителем-логопедом подготовки детей к школе.
  5. Сопровождение и наблюдение детей в условиях группы.
  6. Коррекционно-развивающая индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  7. Проведение промежуточной и контрольной диагностики детей для оценки эффективности коррекционно-развивающих мероприятий.
  8. Групповые развивающие-профилактические занятия по модифицированной  программе педагога-психолога «Формирование внутренней позиции будущего первоклассника».
  9. Направление и представление ребенка на выпускную районную ПМПК, имеющего проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети инвалиды) и нуждающегося в организации специальных образовательных условий.
  10. Диагностика готовности детей к обучению в школе.

родители

  1. Выступления на родительских собраниях:

          - по особенностям возрастного периода: ведущая деятельность, особенности

          познавательного и эмоционально-волевого развития, кризис 7-ми лет,

          подготовка ребенка к школе, формирование готовности к школьному

          обучению

         - по гармонизации детско-родительских отношении

         - по интересующей родителей тематике.

2. Демонстрация большой диагностической игры по определению готовности

    к школе (в рамках совместного проекта педагога-психолога и учителя -  

    логопеда по  подготовке детей к школе)

  1. Индивидуальное консультирование по запросу родителей или   воспитателей.
  2. Консультирование родителей в форме сообщений в родительских уголках

по подготовке детей к школьному обучению.

воспитатели

  1. Психологическое просвещение
  2. Индивидуальное консультирование
  3. Сотрудничество в рамках ПМПк
  4. Консультирование по созданию развивающей среды и индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии (дети с ОВЗ, дети-инвалиды).
  5. Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей. Готовность детей к обучению в школе.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1. Примерный перечень программ, технологий и пособий, используемый для психологического сопровождения основной образовательной программы

        3.1.1. Диагностические пособия

Комплексная диагностика психического развития

  1. Лаврова Г.Н. Рычкова Л.С.  Дифференциальная диагностика уровня психического развития ребенка 2-7-летнего возраста. – Челябинск «Издательство ЮУргУ». 2000. Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии ЮУрГУ
  2. Усанова О. Комплект практических материалов «Лилия» (предметный и картинный материал для профилактики, диагностики   и коррекции нарушения психического развития детей) – Москва, 1994 г.
  3. методика диагностики готовности детей к обучению в школе. – управление образования г. Челябинск – 2000 г.
  4. ДУМ-1. Диагностика учебной мотивации. Мельникова Н.Н., Полев Д.М.- Челябинск, 1999 г.
  5. Л.А. Венгер и соавторы. Психолог в детском саду. – М. 1995г.

     Диагностика аффективной сферы

Проективно-графические  методики диагностики:

1.Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (Баркан А.И.)

2. Кинетичекий рисунок семьи. Р Бернс, С. Кауфман.

3. Несуществующее животное

4. Тест «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф.

5. Проективный тест «Дом, дерево, человек», Дж. Бук.

6. М.А. Панфилова «Кактус»

7. Детский проективный тест тревожности  Р. Теммл, М Дорки, В. Аммен

8. САТ

9. Социометрия «Маски» (модификация метода «Социаметрия» Дж. Морено )

10. Детский тест Розенцвейга

11. Тест «Неоконченные предложения» Сакса-Леви, модификация А.Б. Орлова

12. Методика определения статуса в группе «Два дома»

13. Тест на определение уровня самооценки В. Щур «Лесенка»

14. Методика мотивационных предпочтений «Три желания» Божович Л.И.

15. Методика «Шапка невидимка»

16.  Игровая комната

17. Выбор карточки

18. Тест Рене Жиля

 «Диагностика умственного развития дошкольников» / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978

    ЭОР

    Пакет психодиагностических методик. Тест. Версия 1.10., МПС Психологический центр «Катарсис», Луганск 1992 г.

    В практической работе возможно использование для уточняющей диагностики и сопровождения семьи (диагностика родителей):

  1. Тест родительских отношений (Варга А.Я., Столин В.В.)
  2. Тест мотивации одобрения (Краун Д., Марлоу Д.)
  3. Тест Баса-Дарки «Исследование агрессивных тенденций»

Автоматизированная система психологических тестов. Версия ОР.10

  1. Цветовой тест Люшера (возможно использование в работе с родителями и старшими дошкольниками)

3.1.2. Программы психолого-педагогического сопровождения

  • Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. Программы групповых профилактически-развивающих занятий для детей 3-4 лет, 4-5 лет , 6-7 лет направленных на сохранение психологического здоровья дошкольников. – М: «ЭКСМО-Пресс», 2001 г.
  • Фоппель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М., 2005.
  • Конспекты коррекционно-развивающих занятий Шарохиной В.Л. для младших,  средних, старших и подготовительных групп (Серия «Психологическая служба» Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия. Демонстрационный и раздаточный материал – М, 2011 г.)
  • Маркова Л.С.  Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. Методическое  пособие. – «Айрис-Пресс», 2005 г.
  • Куражева Н.Ю. «Цветик –семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5,  5-6, 6-7 лет. – Санкт- Петербург – Москва, 2014 г.
  • Руденко Т.А. Психологическая подготовка к школе «Год до школы от А до Я». – Москва 2012 г.
  • Машталь О.Ю.  Подготовка ребенка к школе. – СПб, «Наука и техника»
  • Машталь О.Ю.  Лучшие методики развития способностей детей 4-6 лет. – СПб, «Наука и техника»
  • И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Австигнеева Т.Д.,  Песочная игротерапия.
  • Комплексная образовательно-профилактическая антистрессовая программа «Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления/ научно-методическая разработка - В.Ю. Ледина, программное обеспечение – А.В. Черниговский. – Санкт-Петербург, научно-производственная фирма «Амалтея», 2007 г.
  • Игровой набор «Дары  Фребеля»

  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Оснащение кабинета педагога-психолога

  1. Детская мебель: столы (3 ) и стулья (9)
  2. Демонстрационная доска
  3. Стол для песочной терапии с набором кварцевого песка
  4. Маты напольные (2)
  5. Кресло-пуф (2)
  6. Комплект светонепроницаемых штор «Блэкаут»
  7. Панно «Кривое зеркало»
  8. Стена индивидуальная – «Водопад»
  9. Фибероптическая занавесь с источником света и настенным креплением
  10. Сенсорный уголок – с пузырьковой трубой и рыбками
  11. Стеллаж для книг и дидактических пособий
  12. Ноутбук с установленной  образовательно-профилактической антистрессовой программой «Волна» для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции на основе технологии функционального биоуправления
  13. Игровой набор «Дары Фребеля»
  14. АРМ педагога-психолога
  15. Палас

  1. Документация педагога-психолога
  1. Личные данные: сведения об образовании, стаже работы, прохождении курсов повышения квалификации
  2. Аттестационный лист
  3. Должностная инструкция
  4. Перспективный план работы
  5. Циклограмма деятельности
  6. График работы
  7. План работы на неделю
  8. Аналитический отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...