Периодизация детского развития
презентация к уроку по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например , когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее. Новообразования возраста К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА Новообразование кризиса – автономная речь Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением. Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности . Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
РАННЕ ДЕТСТВО (1-3 ГОДА) В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная . Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии .
КРИЗИС 3-х ЛЕТ Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет . Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие . Стремится все делать сам. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3-7 ЛЕТ) Ведущая деятельность – игра . Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами . Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий
КРИЗИС 7-ми лет Это кризис саморегуляции , напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие. Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизации возрастного развития детей
Вашему вниманию предлагается работа на тему: "Периодизация возрастного развития детей". Надеемся, что даная работа пригодится вам в работе или в учёбе....
Периодизация речевого развития детей дошкольного возраста.
Презентация может использоваться как информационный и методический материал для родителей. Воспитателям поможет грамотно и своевременно выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной ра...
Консультация Периодизация психического развития
Периодизация психического развития...
Возрастная периодизация психического развития(по Д.Б.Эльконину)
Возрастная периодизация психического развития...
Консультация для педагогов "Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."
quot;Периодизация детской игры по Кравцовой Е.Е."...
Периодизация психического развития
Периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину...
Критерии периодизации возрастного развития.
Критерии периодизации возрастного развития....