Работа с родителями
материал по психологии
Тренинг для работы с родителями на тему "Стили воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sobranie_rod.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Суханова Наталья Владимировна
МБДОУ детский сад№6 «Колобок»
Цель: создать условия для повышения компетенции родителей на тему семейного воспитания.
Задачи:
- ознакомить родителей с классификацией стилей воспитания.
- расширить представление о влиянии стиля воспитания на развитие личности ребёнка
- мотивировать родителей на определение подходящего стиля воспитания своего ребёнка.
Участники мероприятия: родители детей старшей группы.
Планируемый результат: родители ознакомились со стилями воспитания, проанализировали свой стиль воспитания. При необходимости скорректировали самостоятельно или обратились к психологу.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация с описанием стилей воспитания, карточки на которых написаны стили воспитания, карточки на которых написаны слова, фразы подходящие к стилю воспитания, «Чудесный ларец», ручки, листочки.
Время проведения: 1,5 часа.
Ход мероприятия
Психолог: Рада вас приветствовать!!! Сегодня мы поговорим о стилях семейного воспитания и их влияния на развитие личности ребёнка. Для начала я хотела бы спросить, что для вас значит слово «воспитание»?
Ответы родителей
Метафора «Губка»
Обсуждение
Психолог: Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Классификация стилей воспитания».
Классификация стилей семейного воспитания Д. Баумринд
Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
Либеральный стиль (разрешающий) воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
Э. Маккоби и Дж. Мартин добавили пренебрегающий (индифферентный) стиль.
Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем
контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Психолог: Сейчас мы разберём как эти стили воспитания влияют на формирование личности ребёнка.
Лекция «Влияние стилей воспитания на формирование личности ребёнка»
Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.
В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.
Еще одно последствие – стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант – он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй – противоположный, когда отпрыску все разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.
Дети либеральных родителей часто ввязываются в нехорошие компании, так как там они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.
Подростки из семей часто до зрелого возраста не могут полностью определиться с желаемой профессией, неуверенны в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, так как в их родительской семье это не требовалось. Своих детей обычно воспитывают в том же стиле, так как не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются вести авторитарный стиль, но не всегда могут жестко держать границы, в результате дети быстро перестают слушаться.
Авторитетный стиль
-ребенок чувствует любовь и поддержку;
-учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
-имеет право выбора;
-может принимать решения соответственно возрасту;
-не боится обратиться за помощью к родителям;
-знает правила поведения в обществе;
-четко осознает свои психологические границы и границы других людей;
-умеет ставить цели и достигать их;
-ребенок чувствует себя уважаемым и учится также относиться к другим;
-всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
-менее подвержен влиянию негативных компаний;
-ребенок имеет адекватную самооценку и уверен в себе и своих силах.
При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.
Психолог: Я предлагаю вам поиграть в ролевую игру, для этого нужно разделиться на 4 команды. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написан один из стилей воспитания и ключевые слова, фразы, которые отражают этот стиль (прил.1). Ваша задача выбрать кто из вас будет ребёнком, остальные будут родителями. На основе фраз, слов вы должны придумать ситуации или возможно одну коллективную ситуацию которая будет демонстрировать стиль воспитания, который у вас написан на карточке и проиграть эту ситуацию. На подготовку вам даётся 15 минут.
Когда родители готовы они проигрывают ситуации после чего делятся своими ощущениями, впечатлениями как «родители», так и «дети». По желанию родители меняются ролями.
Психолог: Скажите, что было сложнее быть «ребёнком» или «родителем»? Почему? Что вы чувствовали? Подтолкнуло ли вас эта игра задуматься над тем какой стиль воспитания используете вы и что ощущает ваш ребёнок?
Ответы родителей
Психолог: Сейчас хотелось бы подвести итоги нашей встречи.
Рефлексия «Чудесный ларец»
Психолог: Я предлагаю вам написать то, что было полезно сегодня для вас, ваши ощущения, эмоции и положить в этот ларец.
Ларец пускается по кругу. Родители по желанию могут озвучить написанное.
Психолог: Я благодарю вас за активное участие, надеюсь наша встреча была вам полезна. Если у вас возникли дополнительные вопросы буду рада видеть вас на личной консультации. До свидания!
Используемые источники
Стили воспитания
Источник: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej
Метафора «Губка»
https://www.b17.ru/article/technologija_priem/
Приложение 1
Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты — неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».
Источник: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej
Примеры фраз родителей–либералов: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь», «Мне все равно, во сколько ты придешь, главное – меня не разбуди», «Мне не важно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется».
Источник: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej
Примерные фразы демократичных родителей: «я понимаю твои чувства», «я верю в твои силы», «я знаю, что ты справишься», «давай, обсудим это», «попробуем вместе».
Источник: https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/stili-vospitaniya-detej
Ключевые слова индифферентного стиля: «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои», «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком» «делай, как хочешь».
https://multiurok.ru/blog/stili-semeinogo-vospitaniia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...