Семинар-практимум
консультация по психологии
Семинар практикум для педагогов на тему "Нейропсихологические техники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_neyropsihologicheskie_tehnologii.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических технологий в работе с детьми дошкольниками 5-7 лет
Цель:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2.Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Существенный вклад в изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, внесла нейропсихология. Один из еѐ создателей, отечественный психолог Александр Романович Лурия установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трѐх основных блоков человеческого мозга, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.
1-ый блок – энергетический
Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребѐнок рождается с уже практически сформированным 1-м блоком мозга на 75%.
1 блок мозга участвует в организации внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга
Снижение активности - это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребѐнок пассивен, вял, его не интересует окружающее. Его познавательная и двигательная активность минимальна, повышена утомляемость, характерна эмоциональная неуравновешенность. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, - гипо или гипертонус. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма), вычурные позы, дизартрия, дисграфия, сужение полей зрения; слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз. Также, часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте), хорошо развитое мышление.
2-ой - блок получения, переработки и хранения информации
Информационный мозговой блок отвечает за приём, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет нам слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными.
Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
Признаки нарушений в развитии 2 блока мозга
Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений.
Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребѐнок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.
3-ий - блок программирования, регуляции и контроля
Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
В третий блок входят префронтальные, лобные отделы головного мозга. Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур - это накопление правил и алгоритмов. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.
Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных и глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам.
Первое, что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны к любому роду деятельности.
Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется «полевым». Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач. В письме - это пропуски букв, слова не дописываются, задания не доделываются до конца. У этих детей крайне бедная речь.
Третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребѐнок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.
\\Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Равнополушарный тип— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Если мы видим в онтогенезе (онтогенез - индивидуальное развитие организма от его зачатия до конца жизни) ребенка какие-либо отклонения, нужно понимать, что это следствие либо дисфункции или несформированности отделов головного мозга. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты в единое целое и лежат в основе так называемого «отклоняющего развития». Например, дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела, т.е межполушарное взаимодействие.
У детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак - нарушение речи.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Упражнения и игры на развитие мозга детей дошкольного возраста.
.
Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться.
Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счѐт трѐхмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.
Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой - круг.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с СДВГ.
Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние под релаксационную музыку. Ведущий дает зрительные образы:
«Представьте, что вы лежите на пляже, солнце не жаркое, шум волн успокаивает вас, вокруг тишина, только вы и море и т. д.». Иногда визуализация замещается направленностью на само тело: «Ваши веки тяжелеют и закрываются, вы делаете глубокий вдох, еще один. Руки, ноги тяжелеют, вы чувствуете, что все ваше тело начинает расслабляться и т. д.».
Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга.
Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста широкое применение с нейродинамической гимнастикой получили карандаши.
Положите карандаш на ладонь, прикройте его другой ладонью и прокатывайте карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.
Мы, как древние индейцы
Добываем огонек.
Дружно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
Перебираем пальцами обеих рук карандаш, удерживая карандаш вертикально, чередуем большой – указательный; Большой – средний; Большой - мизинец;
«Качели»
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.
Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
На качели мы поднялись.
Очень сильно раскачались!
Подлетаем выше, выше!
Достаём до самой крыши.
А потом всё ниже, ниже.
И качаться стали тише.
«Крюки Деннисона»
Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности. Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.
Часть 1
1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
Часть 2
1.Поставьте ступни параллельно.
2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.
3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык попрежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.
«Кнопки мозга»
Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма.
1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.
2. Положите одну руку ладошкой на пупок.
3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.
4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.
«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот. Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.
«Зеркальное рисование»
Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
«Мельница» Рука и противоположная нога крутятся.
«Игра попробуй повтори»
Список использованной литературы:
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика.- М., МПСИ, 2001.
2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 128 с.. 2008
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008.
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
6. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М.: ПИТЕР. 2008.
7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь .СПб.,1996.
10. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практимум для педагогов ДОУ "Пути повышения подготовки детей к школе. Методы и приемы"
Старый, как мир, вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? – давно потерял свою актуальность. Стремительность XXI века внесла коррективы и в эту проблему: рост информации, интенсификация обучения...