Статья "Когда "Доверять" ребенку ответственность?
статья по психологии
Статья, как для воспитателей, так и для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_otvetstvennost_rebenka.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда ребенку «доверить» ответственность?
Как часто вы ловили себя на мысли: «Быстрее и лучше сделать самой»? Как часто вы хватаетесь за то, что смог бы сделать самостоятельно ребенок? (Потому что некогда, потому что привыкли, потому что он еще маленький и т.д.) Задумывались ли вы, что мешает вам позволить ребенку отвечать за свои действия/бездействия?
Адаптируя ребенка к детскому саду, многие педагоги дают рекомендации родителям в стимулировании детей к самостоятельному одеванию, туалету, приему пищи и т.д. И как же часто педагог нарывается на фразу родителей: «Он же еще маленький!» Подождите! Но ведь он уже не маленький, чтобы оставить его совсем одного (без мамы в чужом, совершенно незнакомом месте – детским саду), он ведь уже совсем большой, когда радует вас своими первыми успехами? Почему же он маленький для собственной ответственности за себя самого?
Конечно, на данной почве возникают конфликты между родителями, которые не готовы возложить на ребенка такую непомерную ношу (на самом деле они подсознательно не хотят отпустить ребенка в самостоятельное плавание под названием «Жизнь», что проходит к старшему дошкольному возрасту ребенка, а пока хочется, чтобы он, как можно больше побыл еще маленьким, ведь тогда он нуждается в маме, что очень важно для нее) и педагогами, которые сами же не доверяют ребенку эту ответственность (причиной может служить лень, привычка «не видеть», когда ребенок готов к самостоятельности, немотивированность и т.д., но результат один и тот же – ребенок знает, что за него все сделают и подумают). Далее мы слышим от ребенка: «Мама не положила мне рукавички», «Мама не дала мне чистые носочки», «Мама забыла взять мою поделку» и т.д. С чего бы появиться таким словам?
Первое, что должен понимать ребенок с самого первого дня посещения детского сада – ходит в него не мама и папа, а только он, и только он знает, что нужно ему в детском саду. Так ребенок быстрее начнет осознавать свою персональную ответственность.
Понятно, что игрушки моет взрослый, и ребенка к этому глупо привлекать. Но как часто дети в вашей группе протирают пыль с полочек и игрушек? А ведь это дети способны делать уже в младшем возрасте! Проводят ли проверку своего шкафчика? В группе, несомненно, есть помощник воспитателя, но протирают ли дети за собой, когда нальют воды при умывании на пол или грязные следы после улицы? Убирают ли со стола остатки еды? Чистят ли свою уличную одежду после «удачной» прогулки? Практика показывает, что качественно убрать за собой дети способны уже в конце младшей группы, и делают это с огромной значимостью себя в данном действии. Почему бы не доверить детям такие простые действия, которые он совершает после своих же действий/бездействий?
Когда же и как приучить ребенка к выполнению простых действий, которые требуют от него персональной ответственности? Ответ простой – как можно раньше и не мешать ему в этом. Не бежать выполнять это за него, если он делает это не так, как нужно вам. Наберитесь терпения и маленькие ручки научатся делать все ловко и быстро. Ребенку очень важно быть значимым и нужным членом в обществе. Каждое самостоятельное действие для ребенка, даже самое незначительное, доверенное ему взрослым, стимулирует его на выполнение более сложных задач, инициированных им самим. Ребенок начнет сам замечать, где начинается его зона ответственности, не боясь брать на себя эту ответственность.