Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде».
методическая разработка по психологии

 

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде».

Тренинг направлен на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов:

  1. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
  2. Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
  3. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_trening_no1_v_2022.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде».

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

Задачи:

  1. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
  2. Снижение эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.
  3. Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход тренинга:

Правила групповой работы.

Обращаться друг к другу по имени.

Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

Активное участие в происходящем.

Уважение говорящего.

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Упражнение «Приветствие».

Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут

Анастасия-активная

Татьяна – тактичная

Галина-галантная

После того как мы поздоровались, приступим к обсуждению основных правил групповой работы.

ЛОШАДЬ

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

Методика «Колесо жизненного баланса»

Цель:

1.Выявить

- Чем наполнена жизнь;

- Что стоит в приоритете;

- Какая сфера нуждается в дополнительном внимании.

2.Определить шаги, которые повлияют на ситуацию.

 

Время: 10 минут

Ход упражнения: Проанализировать каждую сферу (каждый сектор) по 10-бальной шкале (необходимо не просто ставить балл навскидку, а именно анализировать), какое место в вашей жизни она занимает сейчас и закрасить синим карандашом. Далее, красным карандашом отметить сферы так, как если бы данная сфера вас полностью удовлетворяла.

 

Домашнее задание: Необходимо проанализировать, что можно сделать в той или иной сфере для гармонизации жизни. Здесь все индивидуально. Нужно выровнять значения-уменьшить важность одного или сделать что-то для выравнивания других сфер. Не обязательно работать со всеми сферами.

Вопросы, на которые необходимо ответить:

  1. Какая сфера на Ваш взгляд ключевая?
  2. Какого результата Вы хотите добиться?
  3.  Как Вы это узнаете?
  4. Что это Вам даст?
  5. От чего придется отказаться?
  6. Как это повлияет на другие сферы жизни?
  7. Какие действия помогут улучшить удовлетворенность в этой сфере на +1?
  8. Какие сильные стороны В можете применить?
  9. К кому можно обратиться, чтобы получить недостающие знания или поддержку?

Далее написать 3 задачи, как это можно подтянуть. За счет чего. От кого или от чего зависит Ваш успех!!

 

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Упражнение «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

Время:10 минут.

Ход упражнения:

1) Каждому участнику игры предлагается вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2) Затем все листки собираются, перемешиваются. Участникам нужно выполнить следующую процедуру обсуждения:

каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …».

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение «Океанский берег».

Цель: для снятия напряжения, расслабление.

Время: 3 минуты.

Ход упражнения: Участники принимают положение сидя. Все части тела расслаблены, глаза закрыты. «Представьте, что Вы сидите на берегу океана (моря, реки, озера). Светит солнце, теплый ветерок обдувает Ваше лицо, тело, раздувает волосы. Вокруг шелестят зеленые, свежие листья деревьев. Поют птицы и т.д. Вы сидите на золотистом мягком песке. Вас ничего не напрягает. Состояние спокойное, дыхание ровное. Вы набираете песок в ладони и делаете глубокий вдох. Задержите дыхание и ощутите, какой песок теплый, нежный, каждую его крупинку… Затем медленно выдыхаем через рот (губы сложены в трубочку), «высыпая» песок тонкой струйкой на колени. Расслабляемся».

Упражнение повторить 3 раза.

«Разноцветные звезды»

Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает.

Рефлексия тренинга

Спасибо за внимание, удачного всем дня!

  • Поздравляем! Вы находитесь на верном пути.
  • Покорив одну гору, начинай штурмовать другую...
  • Прилив энергии поможет Вам справиться с большим объемом незапланированных работ.
  • Примите то, что вы не можете изменить, и вы будете чувствовать себя лучше.
  • Природа, время и терпение - три великих врача.
  • Пришло время действовать!
  • Пришло время закончить старое и начать новое.
  • Пусть мир наполнится спокойствием и доброжелательностью.
  • Размышляйте и не спешите с действиями.
  • Результат Ваших действий может оказаться неожиданным.
  • С этого момента ваша доброта приведет вас к успеху.
  • Сегодня у вас будет красивый день.
  • Семь раз отмерьте, один раз отрежьте!
  • Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду.
  • Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающим миром.
  • Счастливая жизнь прямо перед вами.
  • Теперь настало время попробовать что-то новое.
  • Терпение! Вы почти у цели.
  • Тот, кто не ждет благодарности, никогда не будет разочарован.
  • Удача проводит Вас через все трудные времена.
  • Физическая активность значительно улучшит ваши взгляды на жизнь сегодня.
  • Хорошее время, чтобы закончить старые начинания.
  • Хорошие новости придут к вам уже спешат.
  • Хорошо сделанное лучше, чем хорошо сказанное.
  • Хоть некоторые и пытаются вам помешать, вы все равно достигнете поставленных целей.
  • Человеку никогда не  поздно, чтобы учиться. Новые знания принесут Вам успех.
  • Что ни делается - все к лучшему.
  • Это время, чтобы двигаться. Ваше настроение улучшится.
  • Вам предстоит рассмотреть неожиданное предложение
  • Делайте то, чего просит душа и тело
  • Не оставляйте усилий и получите желаемое
  • Кто-то нуждается в вашей поддержке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

Тренинг: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики....

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели обр...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности...

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  Увеличивается не только уче...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в образовательной среде

Педагог ежедневно испытывает эмоциональные нагрузки. Появляются симптомы хронической усталости, снижается уровень работоспособности, возникают ощущения «замкнутого круга», снижается самооц...