Статья для родителей на тему: «Роль метода Sand-Art - песочного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
статья по психологии (средняя, старшая группа)

Макаренко Мария Сергеевна

Развивающий потенциал метода Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста как метод, имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочное рисование очень эффективно в контексте помощи ребенку при становлении гармоничной и целостной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему:

«Роль метода Sand-Art - песочного рисования

в развитии творческого потенциала дошкольников»

Подготовила:

 Макаренко Мария Сергеевна,

педагог- психолог ГБДОУ №85

Приморского района Санкт- Петербурга

В процессе работы с детьми в дошкольном учреждении необходимо постоянно применять новые современные технологии для гармоничного развития воспитанников.         Так, одним из популярных видов рисования, доступным и интересным для детей дошкольного возраста, является рисование песком на песочном столе –«Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий. Создание ребёнком картины из песка – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

Ребенок рисует «везде и всем»: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр. Для раннего возраста игры с песком в песочнице используются в период адаптации - важного момента в жизни ребенка. Для старшего дошкольного возраста можно предложить песочные столы с подсветкой.

Метод Sand- Art полезен  для:

  • развития когнитивных процессов;
  • раскрытия и развития творческого потенциала;
  • формирования коммуникативных навыков;
  • развития мелкой моторики рук;
  • развитие крупной моторики;
  • гармонизации психоэмоционального состояния.

Игры с песком достаточно разнообразны:

  • рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
  • обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
  • познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
  • проективные игры (развитие творчества и фантазии).

При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, у ребенка происходит развитие межполушарных взаимодействий, что в дальнейшем положительно отражается на функции письма. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Дети учатся рисовать кулачком, ребром, ладошкой. На песочном столе можно использовать пальчиковые игры, закреплять все основные темы занятий.

Развитие общей моторики и координации: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, помогает снять напряжение. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.

Песочные столы имеют цветную подсветку, благодаря чему в работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.

В песок, как среду для игры и проявления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских идей.

В детском возрасте увлажненный песок в основном используется как средство для конструирования: лепки куличей, создания разнообразных формочек, постройки различных сооружений (замков, мостов, пещер, дорог, домов), среды для сюжетных игр с маленькими игрушками.

Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники - «Sand-Art».

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели или мелков, но и с помощью песка.

Также для рисования можно использовать и другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку, кофе и другие. Однако они имеют ярко выраженную кристаллическую форму, поэтому могут быть использованы в качестве дополнений к уже готовому изображению.

Изобразительная деятельность осуществляется на столах (планшетах) с прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также цветные оттенки) размером 50х70 см или 30х40 (для детей 3-4 лет).   Также используются большие световые столы или планшеты для демонстрации изображения или коллективной работы. Планшеты в целях техники безопасности должны быть желательно изготовлены производственным способом, и иметь сертификат соответствия.

Стол или планшет устанавливаются таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у него была возможность подойти к столу с нескольких сторон. Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это были предметы, изготовленные из мягкой пластмассы, резины или силикона, чтобы они не царапали поверхность стола (планшета).

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. В соответствии с ФГОС они предполагают: 

-обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и продуктам изобразительной деятельности.

-формирование и поддержка у детей положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержка проявления индивидуальности и самостоятельности в процессе рисования, выражения своих чувств и мыслей в изобразительной деятельности;

-создание условий для свободного выбора способа, приема рисования, сюжета песочной картины, выбора детьми материалов, недирективной помощи детям, поддержки инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми на занятии, в том числе имеющими различные особенности; коммуникативных способностей детей, развития включаться вместе со сверстниками в коллективное творчество.

В качестве одного из важных психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей.

Таким образом, песочное рисование является здоровьесберегающей технологией и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.

 

Список литературы:

  1. Грабенко Т.Н.,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии СПБ., Речь,2003г.
  2. Зеленцова - Пешкова Игры с песком для детей раннего возраста.
  3. Никитина О.Н. Соснина М.В. Метод «Sand-Art». Ресурсы рисования песком. Спб,2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»

Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников  использовать нетрадиционные техники р...

Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников

Доклад  нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...

Статья в Наукоград по теме: "Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей"

В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потен­циала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии худо...

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Статья Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности. 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...