Статья для родителей на тему: «Роль метода Sand-Art - песочного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
статья по психологии (средняя, старшая группа)
Развивающий потенциал метода Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста как метод, имеет глубокую психологическую основу, оказывающую влияние на саморазвитие. Поэтому песочное рисование очень эффективно в контексте помощи ребенку при становлении гармоничной и целостной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод Sand-Art рисование песком на световых столах | 609.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей на тему:
«Роль метода Sand-Art - песочного рисования
в развитии творческого потенциала дошкольников»
Подготовила:
Макаренко Мария Сергеевна,
педагог- психолог ГБДОУ №85
Приморского района Санкт- Петербурга
В процессе работы с детьми в дошкольном учреждении необходимо постоянно применять новые современные технологии для гармоничного развития воспитанников. Так, одним из популярных видов рисования, доступным и интересным для детей дошкольного возраста, является рисование песком на песочном столе –«Sand-Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий. Создание ребёнком картины из песка – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Ребенок рисует «везде и всем»: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр. Для раннего возраста игры с песком в песочнице используются в период адаптации - важного момента в жизни ребенка. Для старшего дошкольного возраста можно предложить песочные столы с подсветкой.
Метод Sand- Art полезен для:
- развития когнитивных процессов;
- раскрытия и развития творческого потенциала;
- формирования коммуникативных навыков;
- развития мелкой моторики рук;
- развитие крупной моторики;
- гармонизации психоэмоционального состояния.
Игры с песком достаточно разнообразны:
- рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
- обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
- познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
- проективные игры (развитие творчества и фантазии).
При рисовании песком используются обе руки, порой одновременно, у ребенка происходит развитие межполушарных взаимодействий, что в дальнейшем положительно отражается на функции письма. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Дети учатся рисовать кулачком, ребром, ладошкой. На песочном столе можно использовать пальчиковые игры, закреплять все основные темы занятий.
Развитие общей моторики и координации: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является эффективным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, помогает снять напряжение. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.
Песочные столы имеют цветную подсветку, благодаря чему в работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.
В песок, как среду для игры и проявления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских идей.
В детском возрасте увлажненный песок в основном используется как средство для конструирования: лепки куличей, создания разнообразных формочек, постройки различных сооружений (замков, мостов, пещер, дорог, домов), среды для сюжетных игр с маленькими игрушками.
Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники - «Sand-Art».
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели или мелков, но и с помощью песка.
Также для рисования можно использовать и другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку, кофе и другие. Однако они имеют ярко выраженную кристаллическую форму, поэтому могут быть использованы в качестве дополнений к уже готовому изображению.
Изобразительная деятельность осуществляется на столах (планшетах) с прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки: теплый белый свет, холодный белый свет, а также цветные оттенки) размером 50х70 см или 30х40 (для детей 3-4 лет). Также используются большие световые столы или планшеты для демонстрации изображения или коллективной работы. Планшеты в целях техники безопасности должны быть желательно изготовлены производственным способом, и иметь сертификат соответствия.
Стол или планшет устанавливаются таким образом, чтобы ребенок мог работать стоя, и у него была возможность подойти к столу с нескольких сторон. Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, мячики и другие предметы с шипами, зазубринками. Необходимо позаботиться, чтобы это были предметы, изготовленные из мягкой пластмассы, резины или силикона, чтобы они не царапали поверхность стола (планшета).
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. В соответствии с ФГОС они предполагают:
-обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и продуктам изобразительной деятельности.
-формирование и поддержка у детей положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержка проявления индивидуальности и самостоятельности в процессе рисования, выражения своих чувств и мыслей в изобразительной деятельности;
-создание условий для свободного выбора способа, приема рисования, сюжета песочной картины, выбора детьми материалов, недирективной помощи детям, поддержки инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми на занятии, в том числе имеющими различные особенности; коммуникативных способностей детей, развития включаться вместе со сверстниками в коллективное творчество.
В качестве одного из важных психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности выступает взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей.
Таким образом, песочное рисование является здоровьесберегающей технологией и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
Список литературы:
- Грабенко Т.Н.,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии СПБ., Речь,2003г.
- Зеленцова - Пешкова Игры с песком для детей раннего возраста.
- Никитина О.Н. Соснина М.В. Метод «Sand-Art». Ресурсы рисования песком. Спб,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников
Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...
Опыт работы « Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников»
Пройдя обучение на авторском семинаре И.А.Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников использовать нетрадиционные техники р...
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «Использование народного декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности»
Данная консультация будет полезна воспитателям детских садов, которые работают над данной темой....
Статья в Наукоград по теме: "Роль и значение песенного фольклора в развитии творческих способностей детей"
В качестве доминирующего ресурса художественно-творческого потенциала традиционной народной культуры выступает песенный фольклор как важнейший компонент в развитии худо...
Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...
Статья Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности. 2024г.
Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...