«Психологические особенности детей 3 х-4 х лет»
консультация по психологии
«Психологические особенности детей 3х-4х лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_3-4_let.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологические особенности детей 3-4 лет»
Цель:
- повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;
- познакомить родителей с психологическими особенностями развития детей 3-4 лет;
- объяснить необходимость учитывать в воспитании и развитии характерные для этого периода особенности;
- подвести родителей к выводу, что интеллектуальное развитие ребенка начинается именно в семье;
- познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию ребенка;
- продолжать укреплять взаимодействие с семьей в интересах развития личности ребенка;
- активизировать родителей на совместную деятельность.
Ход заседания
Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о развитии интеллекта наших детей. Ни для кого не секрет, что все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, счастливыми, развитыми как в физическом, так и в интеллектуальном смысле, все мы желаем детям только добра. В настоящее время многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. В магазинах много книг на эту тему, методических материалов для родителей, большое количество развивающих игр.
Педагог: Давайте попробуем определить, что мы понимаем, когда говорим интеллект. (Ответы родителей.)
Интеллект – общие способности к познанию, пониманию и решению проблем.
Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение
Педагог: Когда стоит начинать: с рождения или с 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу? (Ответы родителей.)Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, к четырем годам структура мозга сформирована у малыша уже на 90 процентов, а к восьми - практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.
Что относится к биологическим факторам, как вы думаете? Социальным? (Ответы родителей.)
Биологические - хромосомные аномалии, заболевания в период беременности, употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития
Социальные факторы:
- социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
- особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;
- психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых – развивающая среда (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);
- число детей в семье,
- обучение, развивающие программы.
Педагог: Раннее развитие ребенка имеет как своих сторонников, так и противников. Давайте вместе с вами рассмотрим наиболее часто встречающиеся противоречия и попробуем их либо поддержать, либо опровергнуть.
Дискуссия
Миф: «Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить»
(Ответы родителей.)
Педагог: На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно, когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей — можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.
Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование – основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи – это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что они прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Самое главное – создать активную развивающую среду, сделать так, чтобы у малыша с самого рождения было много зрительных, слуховых, тактильных ощущений.
Миф: «Главное, дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой»
(Ответы родителей.)
Педагог: Не правда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери показали очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек. При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.
Американцы говорят об интеллекте: «Используй, а то потеряешь!». Тренировать мозг надо постоянно.
Миф: «Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление»
(Ответы родителей.)
Педагог: Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-ти летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением (познание с помощью представлений предметов, явлений)
У ребенка 3-4 лет наиболее интенсивно развивается наглядно – действенное мышление (он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать разные практические задачи).
Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра — очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок не доиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.
Миф: «Если с ребенком много заниматься, ему будет скучно в школе»
(Ответы родителей.)
Педагог: Раннее развитие – это не обучение детей младшего дошкольного возраста по программе начальной школы, это подготовка его к жизни в целом. Это, прежде всего – раскрытие интеллектуального и творческого потенциала ребенка: фантазии, воображения, творчества. Безусловно, нет смысла тратить бесценные мгновения дошкольного детства на заучивание таблицы умножения или отработку приемов каллиграфии, для этого будет достаточно времени в школе. Важно сформировать базовый интеллект малыша, научить его понимать, анализировать и объяснять различные явления и процессы. В дошкольные годы стоит больше внимания уделить творческим занятиям, спорту, – всему тому, на что не хватает времени школьникам.
Миф «Обучение требует бездну времени и денег»
(Ответы родителей.)
Педагог: Большинство пособий и игр вы можете сделать своими руками, а то немногое, что необходимо купить (например, наши карточки, изготовленные по Методу Глена Домана), прослужит не один год и окупит себя с лихвой. Ну, а времени нужно не так уж и много, ведь «урок» с малышом может длиться всего несколько минут, и многим вы можете заниматься между делом: готовя обед, кормя грудью младшего ребенка, на прогулке, во время купания или игры… Главное – творчески подойти к делу.
Практическая часть
В какие игры мы можем поиграть с ребенком, не отрываясь от важных дел, и одновременно развивая его? (Ответы родителей.)
Игры на кухне.
Запомнить цифры и счет малышам помогут также многочисленные игры на кухне.
Можно вместе с ребенком приготовить суп и салат, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка – это прибавит игре серьезность настоящего дела! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картошки, 1 морковку, 3 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т.п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю/салатницу. Накрывая на стол, проговаривайте, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.
Возьмите 2 овоща и один фрукт, когда готовите обед. Предложите ребенку найти лишний предмет, или пусть ребенок закроет глаза, а вы, в это время, уберите один предмет – пусть ребенок определит: чего не хватает.
Подбери крышку.
Вам потребуются кастрюли разного размера с соответствующими им крышками. Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете» какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру. Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.
Развитие моторики.
Кисти рук - представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!
Соберите в свою шкатулку различных мелочей: пуговицы двух-трех цветов, крупные бусины, ракушки, гвозди, хрусталики от лампы и т.п. Попросите ребенка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы "по видам" в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.
А это занятие - перебирать крупу - всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле.
Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Вывод: развивать младшего дошкольника не только можно, но и нужно. Не перегружать его мозг различными «домашними занятиями», нужно развивать воображение, фантазию, образное мышление, больше сочинять, играть, рисовать.
Педагог: Именно семейное образование – составляет основу развития способностей ребенка. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо Посторонний человек, приглашенный преподаватель или воспитатель в детском саду, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».
Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...