Обучение навыкам организации поведения дошкольников с РАС с помощью структурирования
методическая разработка по психологии
Детский аутизм – актуальная проблема на сегодняшний день. С каждым годом число детей, имеющих расстройство аутистического спектра увеличивается. Проблема помощи таким детям в России стоит все острее.
Система образования детей с нарушениями в развитии в настоящее время существенно меняется. Приняты новые нормативно-правовые документы, которые ориентируют все содержание образования на индивидуализацию, учет индивидуальных способностей и возможностей детей.
Аутизм – это синдром, который объединяет несколько признаков отклонения в психическом развитии, характеризуется ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в личные переживания и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к проявлениям индивидуальности при расстройстве аутистического спектра почти полностью отсутствует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras_statya.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования
Детский аутизм – актуальная проблема на сегодняшний день. С каждым годом число детей, имеющих расстройство аутистического спектра увеличивается. Проблема помощи таким детям в России стоит все острее.
Система образования детей с нарушениями в развитии в настоящее время существенно меняется. Приняты новые нормативно-правовые документы, которые ориентируют все содержание образования на индивидуализацию, учет индивидуальных способностей и возможностей детей.
Аутизм – это синдром, который объединяет несколько признаков отклонения в психическом развитии, характеризуется ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в личные переживания и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к проявлениям индивидуальности при расстройстве аутистического спектра почти полностью отсутствует.
У детей с расстройством аутистического спектра присутствует триада нарушений:
1. Нарушение социального взаимодействия.
2. Нарушение коммуникации.
3. Стереотипность поведения.
Для эффективной работы с детьми, имеющих расстройство аутистического спектра необходимо создание специальных условий, в которых сочетается оказание как психологической и педагогической, так и медицинской помощи.
Для детей с расстройством аутистического спектра характерна демонстрация нежелательного поведения. Осложняется это тем, что такие дети не умеют «держать себя в руках» в сложных, непонятных для них ситуациях.
Помочь в этом и снизить частоту проявлений нежелательного поведения можно с помощью структурированного обучения.
сСтруктурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации). В рамках этой стратегии обучения используются разнообразные методы обучения навыкам, такие как визуальная поддержка, система коммуникации с помощью обмена карточками PECS, прикладной поведенческий анализ, сенсорная интеграция.
Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма. Структурированноеное обучение — это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований.
Для структурированной помощи необходимо соблюдать следующие принципы: лаконичность, соблюдение рутины, системность подачи материала, обедненность среды, ничего лишнего (берем только, то что используем), простота инструкции.
Для детей с аутизмом важно, чтобы большинство событий происходили в одном и том же порядке каждый день. В противном случае это может стать причиной поведенческих нарушений.
Использование визуальной структуры событий (расписания) позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в дошкольном учреждении и дома. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке, что снижает уровень тревожности у ребенка. Благодаря структурированию деятельности у ребенка уменьшается количество проявлений агрессивного и самоагрессивного поведения. Это в свою очередь помогает ребенку лучше сконцентрировать внимание на происходящем.
Преимуществами визуального расписания для детей с расстройствами аутистического спектра являются:
- Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом.
- Он может увеличить гибкость данного человека
- Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.
- Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает нежелательное и неуместное поведение.
- Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
- Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.
Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость ребенка с РАС. Благодаря им, дети учатся переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки. Визуальная структура применяется на любом этапе образовательного процесса. С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за столом, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перерыва, не портить методический материал. Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего занятия.
Использование методов структурирования в обучении детей с РАС на протяжении нескольких лет, даёт нам возможность убедиться в его эффективности. Мы наблюдаем у наших детей положительную динамику: во время перехода с одного вида деятельности в другой, снижение проявления проблемного поведения, снижение тревожности, развитие навыком коммуникации, развитие самостоятельности, овладение навыками самообслуживания, улучшение понимания правил и инструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение навыкам безопасного поведения в семье
Статья будет полезна как родителям , так и воспитателям разных возрастных группНекоторые советы и рекомендации, которые могут помочь родителям в их «семейном» курсе обучения де...
Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»
Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...
Обучение навыкам безопасного поведения ребенка на дороге
Консультация-памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению навыкам безопасного поведения ребенка на дороге...
Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге
Материал предназначен для размещения в уголке для родителей. Он позволяет повысить педагогическую граммотность родителей и вовлечь их в воспитательный процесс по формированию у дошкольников навы...
Формирование навыков безопасного поведения дошкольников с помощью моделирования ситуаций.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной бе...
Обучение навыкам организации поведения с помощью структурирования
Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования...
Картотека игр по формированию навыков бесконфликтного поведения детей,готовность прийти на помощь.
Этот материал будет полезен воспитателям в ДОУ....