Игры для развития познавательных процессов
картотека по психологии
Для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам и родителям
Игры и упражнения
на развитие познавательных процессов.
- Отгадай по признакам. Взрослый называет три или четыре признака, дети должны отгадать, кто это или что это. Например: белый, с длинными ушами, живёт в лесу быстро бегает и т.д.
- Назови одним словом. Педагог (родитель) предлагает детям карточки с изображением различных фруктов, овощей, музыкальных инструментов, животных, видов транспорта, и просит назвать одним словом. (Вместо карточек можно использовать игрушки).
- Найди 10 отличий. Взрослый предлагает детям рассмотреть карточки и найти отличия. Такие карточки можно вырезать из детских журналов.
- Слушаем звуки. Педагог (родитель) предлагает детям 3 мин посидеть в тишине, а потом назвать звуки, которые слышали.
- Что появилось? Педагог (родитель) ставит на стол несколько предметов (5 -6). Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем взрослый просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться и назвать, что появилось.
- Зеркало. Детей распределяют по парам. Предложите им в течение одной минуты посмотреть друг на друга и встать друг к другу спиной. Спросите: «Ты запомнил, во что был одет твой друг? Какого цвета у него рубашка, брюки (платье)? А какого цвета волосы, глаза?» Можно играть в паре с родителем.
- Много карандашей. Соедините скотчем или резинкой 10-15 карандашей. Ребёнок берёт связку карандашей в обе руки и пытается нарисовать солнце, дом, дерево.
- Подбираем рифму. Взрослый читает начало стихотворной строчки, дети подбирают рифму.
Купила Тамара два воздушных… (шара)
Мама для Мирона варит … (макароны)
Наташа Катюшу угостила … (грушей)
Надела Катя красивое… (платье)
Видел на стройке Степан большой подъёмный… (кран).
- Преврати элементы в картинку. На листе бумаги нарисовать круг, треугольник, овал. Предложить детям дополнить эти элементы, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
- Чем отличаются? Взрослый задаёт вопросы, а дети отвечают: «Чем отличается лето от осени? Луна от солнца? Море о речки?» и т.д.
- Чем они похожи? Педагог (родитель) предлагает детям найти сходство между кошкой и собакой, самолётом и птицей, цыплёнком и клубком шерсти и т.д.
- Устраиваем концерт. Дети по очереди читают знакомые стихи, поют песни, танцуют, загадывают загадки, рассказывают смешные истории.
- Больше – меньше. Выше – ниже. Детям задаются вопросы «Голубь больше воробья, но меньше…(вороны, утки, орла)? Горка выше песочницы, но ниже…. (беседки, дома)? И т.д.
- Сказочные персонажи. Взрослый предлагает вспомнить и назвать всех сказочных персонажей, которых они знают, а любимый персонаж нарисовать.
- Угадай без слов. Ребёнок загадывает предмет или животное и изображает его с помощью мимики и жестов, остальные дети (взрослые) угадывают.
Игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
- Рвём бумагу и делаем аппликацию. На лист бумаги или картона наносят контур простого изображения: рыбы, гриба, цветка и т.д. Предлагают детям порвать листы цветной бумаги на мелкие кусочки. Изображение намазывают клеем и предлагают детям наклеивать кусочки цветной бумаги на изображение.
- Дерёмся подушками (воздушными шарами) Предложите детям бой подушками (воздушными шарами). Подушки должны быть маленьким, лёгкими. Бой продолжается три минуты и заканчивается по сигналу взрослого.
- Сочиняем сказку. Придумайте вместе с детьми сказку о мальчике, который всё время дрался. Направляйте сюжет, спрашивайте: кто, что и как может помочь мальчику стать хорошим.
- Рисуем злость. Предложите ребёнку нарисовать его злость, используя карандаши, мелки, фломастеры. Когда рисунок будет готов, спросите ребёнка: «что мы будем делать с твоей злостью?»
- Правила дружбы. Предложите детям придумать правила, по которым они должны жить в группе. Педагог начинает, например: «Тот, кто плюётся и ругается, в колючий кактус превращается».
- Дождь из мыльных пузырей. По сигналу взрослого «Лови!» дети ловят мыльные пузыри, по сигналу «Прячься!» - стараются увернуться от них.
- Комкаем и кидаем. Предложите ребёнку скомкать лист бумаги как можно плотнее и кинуть в корзину, которую держит другой ребёнок или взрослый.
- Зеркало. Взрослый показывает детям какое-то движение, дети повторяют. Выполняя это упражнение, можно менять темп, делать движения быстрее и медленнее.
- А на красные нельзя. На полу раскладывают листы цветной бумаги (как классики) - синие, жёлтые, зелёные, красные. Ребёнок на одной ножке должен прыгать на все листы, кроме красных.
- Слушаем тишину. Детям предлагают закрыть глаза и послушать тишину. Упражнение длится 2 минуты. Следует спросить детей, какие звуки они слышали в тишине.
- Деревца растут. Дети встают на носочки, руки поднимают над головой, трясут кистями. Повторить 3 раза.
- Подражаем звукам животных. Попросите детей показать, как пищит комар, каркает ворона, рычит лев, шипит змея, мычит корова и т.д.
- Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
- Звёзды. Дети лежат на ковре в позе звезды – ноги расставлены, руки в стороны. По сигналу взрослого сводят руки и ноги вместе, по сигналу «Звезда!» принимают первоначальное положение.
- Тихо, громко, очень громко. Дети говорят: «Я люблю играть с друзьями». Сначала тихо, потом громче, потом очень громко. Повторить 3 раза.
Используемая литература: Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» - М. Т.Ц. Сфера, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-212791-1573395543.jpg)
Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей
реферат на тему Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-162886-1614794297.jpg)
Игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников
Буклет с подборкой игр на развитие познавательных процессов. Рекомендуется использовать как раздаточный материал к тематическому родительскому собранию в детском саду или учреждениях ДОД....
Рекомендации родителям "Игры на развитие познавательных процессов"
Как помочь ребенку успешно адаптироваться в школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-593170-1618602119.jpg)
Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников
Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...
«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/10/picture-418719-1710087666.jpg)
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов у детей
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами, в результате чего необходимость практического действия...