Консультация для родителей «Ребенок и его эмоции»
консультация по психологии (старшая группа)
Данный материал будет полезен воспитателям, заинтересованным эмоциональным благополучием своих воспитанников не только в стенах ДОУ, но и вне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ребенок и его эмоции»
Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является одной из самых актуальных, поскольку доказано, что от эмоционального состояния ребенка зависит его здоровье, а также умственное и личностное развитие.
Долгие годы воспитание было направлено на развитие интеллекта, логики, что вытеснило значение эмоций в этом процессе. Такое воспитание приводит к обесцениванию чувств ребенка, а затем обесцениванию чувств со стороны ребенка по отношению к окружающим, в том числе и к близким людям. Также замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими людьми.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной, Дети не всегда понимают даже простые эмоции, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
"Язык чувств" помогает ребенку заявить о себе, защитить себя, выразить свое отношение к другим и себе, то есть понять себя, сформировать положительную самооценку. Человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими какие они есть. Приобретаются признаки душевной культуры: эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям.
Эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем внимания и одобрения взрослых. К примеру: Ребенок подбегает к маме и говорит: «Мама, мама, смотри, что я нарисовал!». Мама может подойти к ребенку, искренне порадоваться за него и похвалить, что играет огромную роль в формировании его как личности, это сподвигнет его на достижение дальнейших успехов. Но, к сожалению, мама может и не проявить особого восторга, сухо сказать «молодец», вообще ничего не сказать или наоборот сказать «можно было и лучше», в результате чего, маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в дошкольном возрасте, поскольку со временем это будет практически невозможно.
Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.
Дети, к сожалению, далеко не всегда могут описать, что творится у них на душе, что они чувствуют, испытывают, чем недовольны. Чтобы помочь ребенку научиться дифференцировать свои эмоции, старайтесь больше разговаривать с ним, обсуждать его настроение, реакции. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Объясните ребенку, что чувства и эмоции, которые он испытывает - это нормально. Если ребенок радуется – разделите радость вместе с ним. Если ребенок напуган – ни в коем случае не обесценивайте его страх («ой, да чего тут страшного», «что такого», «это не страшно» и т.д.), постарайтесь понять его страх, чем вызвано, постарайтесь успокоить ребенка, если же страх сильно влияет на жизнь ребенка, обратитесь к специалисту. Если ребенок расстроен – спросите, что его расстроило, хочет ли он сейчас разговаривать, если не хочет – дайте понять, что когда он будет готов, вы его выслушаете и поддержите. Если ребенок злится – покажите ему, как можно выплескивать свой гнев – пусть колотит подушку (специально для выплескивания эмоций), пусть покричит в банку, тазик (можно даже покричать в унитаз, а потом «смыть гнев» в канализацию). Кто-то с недоверием может усмехнуться, мол, легче поставить ребенка в угол, шлепнуть по попе, чтобы не «усложнять». Эффект, якобы, быстрый и надежный, нас же так воспитывали и нормальными выросли.
Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется на психике ребенка, в дальнейшем это может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Нередко у таких людей отмечаются проблемы общения. Помните, прежде чем ругать ребенка за что-то, взгляните на ситуацию его глазами. Душевное благополучие ребенка зависит от микроклимата, в котором он растёт.
Некоторые рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей:
- Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
- Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т. д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
- Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
- С уважением отнеситесь к чувствам ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я…».
Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-408838-1397401839.jpg)
Консультация для родителей «Положительные и отрицательные эмоции ребенка»
Положительные и отрицательные эмоции ребенка.К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-626959-1495632224.jpg)
Консультация для родителей. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ (Психологические этюды)
Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1164243-1568728556.jpg)
Консультации для родителей «Игры на развитие эмоций»
Консультации для родителей «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-979750-1645859163.jpg)
Консультация для родителей мледших групп "Мир эмоций ребёнка"
В консультации даны рекомендации по развитию эмоциональной сферы малыша....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/15/picture-1339979-1626350310.jpg)
Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»
Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1460806-1677572021.jpg)
Консультация для родителей «Влияние музыки на эмоции детей»
Консультация для родителей«Влияние музыки на эмоции детей»...