"Развивающие игры с мячом"
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Поршнева Юлия Викторовна

В консультации говорится, что игры с мячом могут не только выполнять спортивную роль, но и познавательную функцию.  Игры с мячом  способствуют развитию у детей умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи; стимулируют речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры; развивают мелкую моторику, тем самым подготавливая руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию и др. Так же, представлена картотека развивающих игр с мячом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_s_myachom.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста.

        Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми. А так же,  игры с мячом  способствуют развитию у детей умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры речи; стимулируют речевую активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры; развивают мелкую моторику, тем самым подготавливая  руку ребёнка к письму, рисованию, самообслуживанию и др.

Примеры игр с мячом на развитие познавательных процессов у ребенка:

1. «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Вариант 1.Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: овощи - Дети: картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: фрукт - Дети: яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: ягоды - Дети: малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: деревья -  Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант 2.Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: огурец, помидор, репа, Ребенок: овощи

2.«Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК»

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит:«Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Можно использовать следующие виды движений:— бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;— бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; — отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

3.  «ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

4. «КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?»

Вариант 1. Взрослый или ведущий бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Примеры:Корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья, кошка

Мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает, мяукает

Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает:«Кто рычит?»,«А кто мычит?»,«Кто лает?»,«Кто кукует?» и т. д.

5. «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: Сова летает, а кролик?»Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен ответить: «Кролик прыгает»; Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая взрослому мяч, отвечает.Вариант 1.Взрослый — дети:Кто живет в дупле? — Белка. Кто живет в скворечнике? — Скворцы. Кто живет в гнезде? — Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в улье? — Пчелы Кто живет в норе? — Лиса.Кто живет в логове? — Волк. Кто живет в берлоге? — Медведь.

Вариант 2.Где живет медведь? — В берлоге. Где живет волк? — В логове.

Вариант 3.  Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

7. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

В начале игры взрослый говорит: мячик маленький поймай, да словечком приласкай. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.Стол — столик, ключ — ключик.Шапка — тапочка, белка — белочка.Книга — книжечка, ложка — ложечка.Голова — головка, картина — картинка.Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.Кукла — куколка, свекла — свеколка.Коса — косичка, вода — водичка.Жук — жучок, дуб — дубок.Вишня — вишенка, башня — башенка.Платье — платьице, кресло — креслице.Перо — перышко, стекло — стеклышко.Часы — часики, трусы — трусики.

8. «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Взрослый — дети:Летают — птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают — рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

Ползают — змеи, гусеницы, черви

Прыгают — кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

9. «КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»

Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый: собака. Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит

Взрослый: кошка. Дети: мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается

Взрослый: мышка Дети: шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает

Взрослый: утка. Дети: летает, плавает, ныряет, крякает

Взрослый: ворона. Дети: летает, ходит, каркает, клюет

Взрослый: змея. Дети: ползет, шипит, извивается, жалит, нападает.

10.«КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»

.Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый — дети:строитель — строит; повар — варит, печёт, жарит, готовит; врач — лечит; учитель — учит; парикмахер — стрижет, подстригает; продавец — продает; актер — играет, снимается; музыкант — играет; певец — поет; уборщица — убирает; художник — рисует;швея — шьет

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию, например: продает — продавец.

11. «КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу

Взрослый — дети:Идет — человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время

Бежит — человек, животное, ручей, время

Летит — птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время

Плывет — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

12. «ГОРЯЧИЙ — ХОЛОДНЫЙ» (”Назови противоположное”).

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.

Взрослый — дети:горячий — холодный, хороший — плохой, умный — глупый, веселый — грустный, острый — тупой, гладкий — шероховатый, легкий — тяжелый, глубокий — мелкий, светлый — темный, добрый — злой, радостный — печальный, быстрый — медленный, частый — редкий, мягкий — твердый, ясный — пасмурный, высокий — низкий.

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное,например: острый нож, ясный день, глубокое озеро.

13.  «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО ?»

Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».Взрослый — дети:Рукавички из меха — меховые. Тазик из меди — медный. Медвежонок из плюша — плюшевый. Рукавички из шерсти — шерстяные. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя — хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

14.  «ЦВЕТА»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый — дети:красный — мак, огонь, флаг; оранжевый — апельсин, морковь; желтый — цыпленок, солнце, репа; зеленый — огурец, трава, лес; голубой — небо, лед, незабудки; синий — колокольчик, море, чернила; фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

15. «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИЩНИЙ»

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет 3 или 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово

Голубой, красный, спелый

Кабачок, огурец, лимон

Пасмурно, ненастно, ясно

Осень, лето, суббота,  зима

Понедельник, вторник, лето, воскресенье

День, ночь, утро, весна

16. «ЧЬЯ ГОЛОВА ?»

Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Примеры:у рыси голова — рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья; у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у тигра — тигриная; у курицы — куриная; у голубя — голубиная; у орла — орлиная. Усложнение - Составление предложений с этими прилагательными.

17.  «ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛЫМ?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

18.  «ОДИН — МНОГО»

Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры:стол — столы нос — носы гора — горы нора — норымост — мосты дом — дома глаз — глазагород — города провод — провода холод — холодадень — дни пень — пни сон — сны лоб — лбыухо — уши стул — стулья лист — листьяперо — перья крыло — крылья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная игротека. Развивающие игры с мячом.

Большинство родителей не знают, как организовать выходной день с пользой для всей семьи. Занятие спортом объединяет и в то же время оздоравливает семью. Мяч – это одна из самых любимых игрушек детей....

Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом

Консультация для родителей...

Консультация для родителей Семейная игротека «Лови, бросай, кати. Развивающие игры с мячом»

Большинство родителей не знают, как организовать выходной день с пользой для всей семьи. Занятие спортом объединяет и в то же время оздоравливает семью. Мяч – это одна из самых любимых игрушек д...

Консультация для родителей Семейная игротека «Лови, бросай, кати. Развивающие игры с мячом»

Большинство родителей не знают, как организовать выходной день с пользой для всей семьи. Занятие спортом объединяет и в то же время оздоравливает семью. Мяч – это одна из самых любимых игрушек д...

Консультация "Лови, бросай, кати. Развивающие игры с мячом"

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений реб...

Развивающие игры с мячом

ИГРЫ С МЯЧОМ «Съедобное-несъедобное»Все игроки садятся в ряд (например, на лавочку). Перед ними (на paccтоянии, примерно 5 шагов) встает ведущий. Он по очереди кидает каждому игроку м...