Кризис у детей 6-7 лет
статья по психологии (подготовительная группа)

Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка - младший школьный возраст.

Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?

Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.

Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.

Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.

Отсутствие интереса к игре.

Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка.

Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?

Особенности этого периода:

 привыкание к учебным нагрузкам;

 изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;

 общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

 наигранность;

 вертлявость, неусидчивость;

 вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;

 передразнивание взрослых;

 клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:o повышенная утомляемость; o раздражительность; o вспыльчивость; o рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе; o агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

 сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;

 ищут авторитет — к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;

 кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Кривляние и паясничание — характерные признаки кризисного периода.

 

Что делать родителям? Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего — не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку — забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении. Право на собственные решения. Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать — наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка. Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе. Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кризис трехлетних детей

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Можно отметить, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком,...

Психологические особенности кризиса у детей 6-7 лет

Рассматриваются и объясняются психологические особенности кризиса у детей 6-7 лет на основе учений и трудов Л.С. Выготского и Л.И. Божович....

Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом.

Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изм...

Возрастные кризисы у детей

Всю жизнь нам сопутствуют кризисы развития....

Кризис у детей 3-х летнего возраста. Что делать?

Статья поможет родителям понятьпричины кризиса и научит правильно вести себя, чтобы не навредить ни себе ни ребенку....

Кризис у детей 5-ти лет

Презентация для род.собрания...

Кризисы у детей

Консультация для педагогв...