Родитель-садовник
консультация по психологии
Семья – это та инстанция, где ребёнок осваивает начальные формы взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя с близкими людьми разного пола, возраста, профессиональных потребностей и интересов, он усваивает образцы поведения, психологические механизмы и социальные ценности, необходимые ему для успешного функционирования в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditel_sadovnik.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму
Если природа – основная движущая сила процесса взросления, то какова тогда роль родителей?
1. Родители – садовники
2. Родители - скульпторы
Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму
Родитель – садовник спрашивает себя:
«Как я могу помочь своему ребёнку реализовать его человеческий потенциал?”:
Вопрос родителя-скульптора звучит по-другому:
«Как мне максимально эффективно контролировать поведение моего ребёнка?»
Родитель-садовник больше всего озабочен тем, сможет ли его ребёнок стать зрелой личностью
Родителя-скульптора сильнее волнует, получится ли у ребёнка вписаться в общество, соответствовать его запросам.
Садовники считают, что процессу созревания невозможно научить, он может только произойти.
Скульпторы уверены, что умелое жонглирование кнутами и пряниками – залог успеха.
Садовники уверены, что основное участие, которое от них требуется – излучать тепло.
«Теплота – жизненно важный элемент как для роста растения, так и для детской души» Карл Юнг.
Но скульпторы знают, что всё это ерунда. Оценивание – вот что постоянно требуется от родителя, надо постоянно оценивать, насколько приемлемо то, или иное поведение ребёнка
Для садовников важно, насколько их ребёнок восприимчив, открыт к тому теплу, которое они излучают. Почва должна быть мягкой, чтобы вода проникала к корням.
Для скульпторов более важна подотчётность ребёнка, возможность отслеживать эффект обучения, придания нужной формы.
Садовник оберегает и заботится о привязанности, которая является основой процесса созревания. Желая плодов, мы уделяем внимание корням.
Скульптор же сосредоточен только на плодах (поведении) любой ценой.
Родитель-садовник понимает, что ребёнок заботлив, когда он хочет поделиться с бабушкой пирогом, потому что он её любит, что ребёнок ответственен, когда убирает за котом, п.ч. Кот – его друг и зависит от него.
А скульптор вознаградит ребёнка двойной порцией пирога или установит плату за вынос туалета. Этим он добьётся желаемого поведения, но муляж морковки и настоящая морковка – не одно и то же, а муляж хорошего поведения – это прямой путь к нарциссизму, когда человек изображает чувства, а не чувствует их.
Садовник доверяет природе, смене сезонов. Он понимает, что прежде чем что-то начнётся, что-то должно закончиться, что перед осенью обязательно должно случиться лето, а перед – летом весна, и что невозможно от молодого ростка требовать плодов.
Скульптор же считает, что чем раньше он начнёт обрабатывать свою глыбу мрамора, тем больше у него будет времени для доведения её до совершенства.
Садовник ценит почёрпнутые из книг, из жизни и от знакомых знания об агротехнике, но при окончательном решении вопроса, когда садить, когда поливать и когда собирать урожай, он руководствуется своей интуицией.
А скульптор считает, что его успех заключается только в знаниях и умениях.
Проблемы с детьми родителем-садовником и родителем –скульптором тоже рассматривается по разному.
Родитель-садовник считает, что в подавляющем большинстве проблем поведения виноваты незрелость и застревание в развитии.
Родитель-скульптор же уверен, что либо что-то не то с материалом (ребёнком), либо процесс обработки (воспитания) недостаточно совершенен.
Первое, что при проблеме сделает родитель-садовник – отступит, замрёт, пока не станет понятно, в чём причина проблемы. Мы не можем продолжать поливать растение, которое и так страдает от переизбытка влаги.
А что сделает родитель-скульптор? – Удвоит усилия по приданию желаемой формы. Например, если ребёнок не учит уроки и выговоры уже не помогают, то давайте урежем карманные деньги.
Садовник и скульптор исходят из совершенно разных картин мира. При этом во многих случаях, и те, и другие могут вести себя одинаково, но как только ситуация изменится, их различия станут тут же видны. Разный образ мышления предопределит, как кто будет справляться с проблемами поведения.
Родительство.
Главными задачами семейного воспитания являются:
1. обеспечение гармоничного развития ребёнка – забота о его физическом, интеллектуальном, морально-нравственном и общекультурном развитии;
2. забота о здоровье ребёнка;
3. развитие его способностей, склонностей, интересов;
4. помощь в процессе обучения;
5. помощь в социализации – умении жить и трудиться в обществе;
6.Трудовое воспитание;
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю страны, а значит – и историю мира»- Макаренко А.С.
Семья представляет собой оптимальную среду для воспитания, благодаря следующим признакам:
- состав семьи, обеспечивающий возможность постоянного и непосредственного контакта всех её членов (ребёнок имеет возможность общаться с людьми разных возрастов, разного пола, разной профессиональной принадлежности);
-руководство воспитание родителями – супругами, объединёнными узами любви и дружбы и представляющими детям достойные образцы для подражания;
- сплочение семьи, единство её целей;
- эмоциональные связи между членами семьи;
- взаимоотношения, основанные на уважении личностных прав всех членов семьи и способствующие наиболее полному удовлетворению их потребностей.
Семья выступает главным звеном в формировании того психологического фундамента, который ложится в основу сложной структуры человеческой личности.
Качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися.
требования, которые, предъявляют к ребёнку семья и школа, должны не противоречить друг к другу, представляя единую шкалу морально-нравственных ценностей и установок, дисциплинарных норм.
Родители даже самые любящие и внимательные нуждаются в самообразовании, эффективно осуществлять которое могут и должны работники образовательного учреждения.
Учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей.
«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими своих родительских функций. Во главу угла ставится предоставление родителям необходимых знаний по вопросам влияния семьи на формирование ребёнка и его развитие в целом.