Родитель-садовник
консультация по психологии

Елизарова Оксана Владимировна

Семья – это та инстанция, где ребёнок осваивает начальные формы взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя с близкими людьми разного пола, возраста, профессиональных потребностей и интересов, он усваивает образцы поведения, психологические механизмы и социальные ценности, необходимые ему для успешного функционирования в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel_sadovnik.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму

Если природа – основная движущая сила процесса взросления, то какова тогда роль родителей?

1. Родители – садовники

2. Родители - скульпторы

Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму

Родитель – садовник спрашивает себя:

 «Как я могу помочь своему ребёнку реализовать его человеческий потенциал?”:

Вопрос родителя-скульптора звучит по-другому:

 «Как мне максимально эффективно контролировать поведение моего ребёнка?»

Родитель-садовник больше всего озабочен тем, сможет ли его ребёнок стать зрелой личностью

Родителя-скульптора сильнее волнует, получится ли у ребёнка вписаться в общество, соответствовать его запросам.

Садовники считают, что процессу созревания невозможно научить, он может только произойти.

Скульпторы уверены, что умелое жонглирование кнутами и пряниками – залог успеха.

Садовники уверены, что основное участие, которое от них требуется – излучать тепло.

«Теплота – жизненно важный элемент как для роста растения, так и для детской души» Карл Юнг.

Но скульпторы знают, что всё это ерунда. Оценивание – вот что постоянно требуется от родителя, надо постоянно оценивать, насколько приемлемо то, или иное поведение ребёнка

Для садовников важно, насколько их ребёнок восприимчив, открыт к тому теплу, которое они излучают. Почва должна быть мягкой, чтобы вода проникала к корням.

Для скульпторов более важна подотчётность ребёнка, возможность отслеживать эффект обучения, придания нужной формы.

Садовник оберегает и заботится о привязанности, которая является основой процесса созревания. Желая плодов, мы уделяем внимание корням.

Скульптор же сосредоточен только на плодах (поведении) любой ценой.

Родитель-садовник понимает, что ребёнок заботлив, когда он хочет поделиться с бабушкой пирогом, потому что он её любит, что ребёнок ответственен, когда убирает за котом, п.ч. Кот – его друг и зависит от него.

А скульптор вознаградит ребёнка двойной порцией пирога или установит плату за вынос туалета. Этим он добьётся желаемого поведения, но муляж морковки и настоящая морковка – не одно и то же, а муляж хорошего поведения – это прямой путь к нарциссизму, когда человек изображает чувства, а не чувствует их.

Садовник доверяет природе, смене сезонов. Он понимает, что прежде чем что-то начнётся, что-то должно закончиться, что перед осенью обязательно должно случиться лето, а перед – летом весна, и что невозможно от молодого ростка требовать плодов.

Скульптор же считает, что чем раньше он начнёт обрабатывать свою глыбу мрамора, тем больше у него будет времени для доведения её до совершенства.

Садовник ценит почёрпнутые из книг, из жизни и от знакомых знания об агротехнике, но при окончательном решении вопроса, когда садить, когда поливать и когда собирать урожай, он руководствуется своей интуицией.

А скульптор считает, что его успех заключается только в знаниях и умениях.

Проблемы с детьми родителем-садовником и родителем –скульптором тоже рассматривается по разному.

Родитель-садовник считает, что в подавляющем большинстве проблем поведения виноваты незрелость и застревание в развитии.

Родитель-скульптор же уверен, что либо что-то не то с материалом (ребёнком), либо процесс обработки (воспитания) недостаточно совершенен.

Первое, что при проблеме сделает родитель-садовник – отступит, замрёт, пока не станет понятно, в чём причина проблемы. Мы не можем продолжать поливать растение, которое и так страдает от переизбытка влаги.

А что сделает родитель-скульптор? – Удвоит усилия по приданию желаемой формы. Например, если ребёнок не учит уроки и выговоры уже не помогают, то давайте урежем карманные деньги.

Садовник и скульптор исходят из совершенно разных картин мира. При этом во многих случаях, и те, и другие могут вести себя одинаково, но как только ситуация изменится, их различия станут тут же видны. Разный образ мышления предопределит, как кто будет справляться с проблемами поведения.

Родительство.

Главными задачами семейного воспитания являются:

1. обеспечение гармоничного развития ребёнка – забота о его физическом, интеллектуальном, морально-нравственном и общекультурном развитии;

2. забота о здоровье ребёнка;

3. развитие его способностей, склонностей, интересов;

4. помощь в процессе обучения;

5. помощь в социализации – умении жить и трудиться в обществе;

6.Трудовое воспитание;

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю страны, а значит – и историю мира»- Макаренко А.С.

Семья  представляет собой оптимальную среду для воспитания, благодаря следующим признакам:

 - состав семьи, обеспечивающий возможность постоянного и непосредственного контакта всех её членов (ребёнок имеет возможность общаться с людьми разных возрастов, разного пола, разной профессиональной принадлежности);

 -руководство воспитание родителями – супругами, объединёнными узами любви и дружбы и представляющими детям достойные образцы для подражания;

- сплочение семьи, единство её целей;

- эмоциональные связи между членами семьи;

- взаимоотношения, основанные на уважении личностных прав всех членов семьи и способствующие наиболее полному удовлетворению их потребностей.

Семья выступает главным звеном в формировании того психологического фундамента, который ложится в основу сложной структуры человеческой личности.

Качественное семейное воспитание невозможно без согласованных усилий родителей и педагогов, школьных психологов, других специалистов, работающих с учащимися.

требования, которые, предъявляют к ребёнку семья и школа, должны не противоречить друг к другу, представляя единую шкалу морально-нравственных ценностей и установок, дисциплинарных норм.

 Родители даже самые любящие и внимательные нуждаются в самообразовании, эффективно осуществлять которое могут и должны работники образовательного учреждения.

        Учить и воспитывать надо не только детей, но и родителей.

«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими своих родительских функций. Во главу угла ставится предоставление родителям необходимых знаний по вопросам влияния семьи на формирование ребёнка и его развитие в целом.