публикация
статья по психологии (старшая группа)

Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ    

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая работа в системе инклюзивного образования»

Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ        

Гайнуллина Зульфия Рустемовна,

педагог-психолог МБДОУ «Сабинский

детский сад №5 «Бэлэкэч»

п.г.т. Богатые Сабы

Актуальность проблемы инклюзивного образования обусловлена, прежде всего, ростом количества детей с ограниченными возможностями. Кроме  этого, отмечается тенденция физиологических изменений структуры дефекта и его комплексный характер.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Проблема преодоления речевых расстройств актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы. У многих нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У воспитанников наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают. В этих случаях, необходимо психолого-педагогическое вмешательство. И в арсенале психолога должны быть современные, инновационные методики, помогающие  заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал. Включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии:

-     дыхательная гимнастика;

-     мимическая гимнастика;

-     зрительная гимнастика;

-     элементы цветотерапии;

-     элементы музыкотерапии;

-     релаксирующие упражнения;

-     кинезиологические упражнения;

-     динамические паузы.

 

В своей работе, я как педагог-психолог, использую следующие нетрадиционные приемы, методы и здоровьесберегающие технологии нейропсихологии:

1.  Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле - активизируют нервные процессы, развивают внимание, кинетическую память.

2.  Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок».

3.  Элементы цветотерапии и элементы  музыкотерапии. Использование цветовой гаммы и музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению либо активизации ребенка.

4. Зрительная гимнастика  снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

5.  Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.

6. Упражнения на релаксацию снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.

7.  Кинезиологические упражнения направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга. 

При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого воспитанника выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.

Ещё один приём для повышения результативности психологической работы с детьми с ОВЗ - это использование игр с карточками - пиктограммами. Пиктограммы облегчают восприятие и процесс запоминания предлагаемого материала. Пиктограммы являются вспомогательным средством развития навыков связной речи, облегчает процесс запоминания и последовательного рассказывания текста стиха, активизирует мыслительную деятельность, развивает различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Игры с пиктограммами позволяют детям чувствовать себя раскованнее, в доступной форме учиться, закреплять звуковые и смысловые навыки. В основе метода пиктограмм лежит обозначение каждого слова условными знаками, рисунками, графическими схемами, затем постепенным моделированием из них отдельных предложений и текстов. Смысловое значение слова ассоциируется со зрительным образом. Это, безусловно, способствует успешному развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления и речи.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...