Тренинг для педагогов «Все мы родом из детства»
методическая разработка по психологии
Тест-практика с МАК "Тайна детства"
В детстве каждого человека есть разный опыт.
Сформулируйте одной фразой, каким было ваше детство?
Какое самое яркое воспоминание? Оно про ресурс или...... ?
Задайте вопрос, на который вы хотите получить ответ с помощью МАК.
Примеры вопросов:
- Какое событие детства значительно повлияло на мою жизнь?
- Что я взял из детства во взрослую жизнь?
- Какие сценарии детства проигрываются сейчас?
- Какое послание из детства вы бы передали себе?
В качестве ответа, выберите карту с номером на фото.
Когда все педагоги выбрали номер, открываются карты.
Посмотрите на выбранную вами карту. Опишите, что вы видите, важен первый отклик на карту. Как это относится к вам?
Какая мысль возникла?
Какое воспоминание детства всплыло?
Что вы почувствовали в связи с этим?
Это для вас ресурсная история или наоборот?
Если вы нашли ресурс, прекрасно! Пользуйтесь им в своей взрослой жизни. Если встретились с травматичным опытом, проработайте его.
Если обнаружили какой-то сценарий, посмотрите, он вам сейчас помогает или мешает? Если сценарий деструктивный - откажитесь от него. Перепишите свою историю!
Шеринг
Упражнение «Сказочный помощник» (МАК
Для того, чтобы переписать травматичную историю или может просто добавить себе ресурс, который нам так необходим порой, мы еще поработаем с МАК картами.
Я взяла колоду сказочных карт. «Сказочный» язык — это язык нашего детства. Ф. Шиллер (поэт, философ) говорит: «Более глубокий смысл живет в сказках, рассказанных мне в моем детстве, чем в правде, которая преподается жизнью»
Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй, помогут выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать то, что поможет вам в решении проблемы, жизненного сценария, который вам мешает.
Карта сама несет в себе некий эмоциональный заряд и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
Поскольку это проективная методика, важен не заложенный изначально авторами смысл, а отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Как и в предыдущем упражнении важен лишь тот смысл, который вкладываете лишь вы.
Сейчас вы должны сформулировать вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.
• Подумайте несколько минут о своей жизни, детстве
• Вспомните о цели, которая является для вас очень важной.
• Выберите карту, которая ассоциируется с вами на пути к этой цели, и карту, которая ассоциируется с целью.
• Подумайте о том, что вам нужно для достижения цели. А теперь посмотрите на оставшиеся карты и представьте, что случилось чудо. Возможно, у Вас появился чудесный помощник. Возможно, просто случилось что-то, в корне изменившее ситуацию...
• Выберете карту вслепую.
• О чем она вам говорит? Какие эмоции вызывает?
• Что бы изменилось в вашей жизни после того, как произошло чудо?
• Кто бы заметил эти изменения?
• В чем бы они проявлялись?
• Вернитесь в реальность. Что в реальной жизни могло бы стать чудом?
• Что вы будете делать по-другому на пути к цели после этой работы?
Шеринг
Многие дети очень любят рисовать. Наблюдая затем, как мой ребенок рисует, а рисунки ее сейчас довольно просты, хотя уже появляются сюжеты и все более узнаваемые предметы окружения, я заметила, что наибольшее удовольствие ей доставляет рисование каракулей. Рисуя эти каракули, мне кажется, она фантазирует о чем то, или проживает какое то событие, а завершив рисунок, испытывает не меньше гордости, чем настоящий мастер. Подобные приемы используют арт-терапевты. Пару лет назад я прочитала о технике, которая называется «Фрактальное рисование», решила попробовать. Мне зашло. Затем я его пробовала на ближнем окружении. И хочу сказать, эта техника приносила свои плоды.
Фрактальный рисунок (Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов.)
Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Метод фрактального рисования применяться для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.
1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов: круговых форм; петлеобразных форм; 8-образных форм; геометрических форм.
Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Тренинг для педагогов
«Все мы родом из детства»
Выполнила:
Педагог-психолог
Павлова У.Ю.
Санкт-Петербург, 2022
Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, т.е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность.
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя арт-терапию, как одну из форм восстановления психологического состояния;
- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной работы.
Ожидаемые результаты:
- Практическое освоение педагогами психологических методов и упражнений для улучшения психического состояния педагогов;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии;
- Снятие эмоционального напряжения.
Ход тренинга
Найти себя в себе самом,
Увидеть свет в конце тоннеля,
Наполнить светом мыслей дом
И сердцем стать чуть-чуть светлее.
Я рада, нашей встрече. Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, а самое главное – выразить друг другу радость встречи”.
Упражнение “Подарок”.
Приготовить картонные заготовки в форме сердца, по 2 на каждого участника, ручки.
Участники получают по 2 сердечка, на каждом из которых они должны написать по одному из своих лучших качеств. Все картонные заготовки складываются в коробочку и перемешиваются. Коробочка убирается в сторону.
Сегодня мы вспомним детство. В каких бы условиях человек ни воспитывался, все равно его детство полно таких минут, когда было легко и радостно, когда веселье возникало словно ниоткуда, само по себе.
Эти минуты — мощнейший источник позитивной энергии.
Текст проговаривается медленно, негромко, чуть растягивая гласные.
Сядьте, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула.
Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.
Чуть наклоните голову вперед.
Сделайте несколько медленных и глубоких вдохов-выдохов.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох…
Представьте свое детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками и первыми цветами мать-и-мачехи. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вы идете по улице.
Кому-то приходят воспоминания об игре в ″Старики-Разбойники″. Кто-то вспоминает о том, как делал ″секретики″ в земле. Для этого специально собирались разноцветные стеклышки, яркие фантики, кусочки ткани, бусинки, цветочки. Помните?..
В землю стеклышко зарою,
Сверху листик положу.
Про сокровище такое
Никому не расскажу.
Открывайте глаза. Получилось ли у вас представить себя ребенком? Расскажите, что вы чувствуете, о чем подумали?
Тест-практика с МАК "Тайна детства"
В детстве каждого человека есть разный опыт.
Сформулируйте одной фразой, каким было ваше детство?
Какое самое яркое воспоминание? Оно про ресурс или...... ?
Задайте вопрос, на который вы хотите получить ответ с помощью МАК.
Примеры вопросов:
- Какое событие детства значительно повлияло на мою жизнь?
- Что я взял из детства во взрослую жизнь?
- Какие сценарии детства проигрываются сейчас?
- Какое послание из детства вы бы передали себе?
В качестве ответа, выберите карту с номером на фото.
Когда все педагоги выбрали номер, открываются карты.
Посмотрите на выбранную вами карту. Опишите, что вы видите, важен первый отклик на карту. Как это относится к вам?
Какая мысль возникла?
Какое воспоминание детства всплыло?
Что вы почувствовали в связи с этим?
Это для вас ресурсная история или наоборот?
Если вы нашли ресурс, прекрасно! Пользуйтесь им в своей взрослой жизни. Если встретились с травматичным опытом, проработайте его.
Если обнаружили какой-то сценарий, посмотрите, он вам сейчас помогает или мешает? Если сценарий деструктивный - откажитесь от него. Перепишите свою историю!
Шеринг
Упражнение «Сказочный помощник» (МАК
Для того, чтобы переписать травматичную историю или может просто добавить себе ресурс, который нам так необходим порой, мы еще поработаем с МАК картами.
Я взяла колоду сказочных карт. «Сказочный» язык — это язык нашего детства. Ф. Шиллер (поэт, философ) говорит: «Более глубокий смысл живет в сказках, рассказанных мне в моем детстве, чем в правде, которая преподается жизнью»
Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй, помогут выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать то, что поможет вам в решении проблемы, жизненного сценария, который вам мешает.
Карта сама несет в себе некий эмоциональный заряд и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
Поскольку это проективная методика, важен не заложенный изначально авторами смысл, а отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Как и в предыдущем упражнении важен лишь тот смысл, который вкладываете лишь вы.
Сейчас вы должны сформулировать вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.
• Подумайте несколько минут о своей жизни, детстве
• Вспомните о цели, которая является для вас очень важной.
• Выберите карту, которая ассоциируется с вами на пути к этой цели, и карту, которая ассоциируется с целью.
• Подумайте о том, что вам нужно для достижения цели. А теперь посмотрите на оставшиеся карты и представьте, что случилось чудо. Возможно, у Вас появился чудесный помощник. Возможно, просто случилось что-то, в корне изменившее ситуацию...
• Выберете карту вслепую.
• О чем она вам говорит? Какие эмоции вызывает?
• Что бы изменилось в вашей жизни после того, как произошло чудо?
• Кто бы заметил эти изменения?
• В чем бы они проявлялись?
• Вернитесь в реальность. Что в реальной жизни могло бы стать чудом?
• Что вы будете делать по-другому на пути к цели после этой работы?
Шеринг
Многие дети очень любят рисовать. Наблюдая затем, как мой ребенок рисует, а рисунки ее сейчас довольно просты, хотя уже появляются сюжеты и все более узнаваемые предметы окружения, я заметила, что наибольшее удовольствие ей доставляет рисование каракулей. Рисуя эти каракули, мне кажется, она фантазирует о чем то, или проживает какое то событие, а завершив рисунок, испытывает не меньше гордости, чем настоящий мастер. Подобные приемы используют арт-терапевты. Пару лет назад я прочитала о технике, которая называется «Фрактальное рисование», решила попробовать. Мне зашло. Затем я его пробовала на ближнем окружении. И хочу сказать, эта техника приносила свои плоды.
Фрактальный рисунок (Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов.)
Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Метод фрактального рисования применяться для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.
1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов: круговых форм; петлеобразных форм; 8-образных форм; геометрических форм.
Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
ВНИМАНИЕ!
Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.
Метод коррекционного фрактального рисунка включает в себя 21 рисунок, из которых 2-3 рисунка диагностических, остальные коррекционные.
Звучит музыка, педагоги рисуют.
Интерпретация рисунка.
Шеринг
Заключительная часть:
Педагог-психолог предлагает участникам тренинга достать из мешка по 2 сердца и подарить тем из коллег, кто, по их мнению, обладает указанными на них качествами.
Ну и в заключении расскажу вам притчу.
Притча «Это хорошо»
У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!»
Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму.
Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.
— Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.
И он рассказал всё, что только что с ним произошло.
— Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.
— Нет, — сказал его друг, — это хорошо!
— Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?
— Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой…»
Я желаю вам, чтобы в вашей жизни все было хорошо. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мы родом из детства»
Авторская работа, в которой поднимается вопрос о том, как сделать своих детей счастливыми и раскрывается секрет детского счастья...
Все мы родом из детства...
Все мы родом из детства… Эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них закл...
Психологическая игра для педагогов "Мы родом из детства!
Снятие психоэмоционального напряжения. Создание позитивного настроения....
Игра- тренинг для педагогов "Вспомним детство"
Психологическая игра- тренинг«Вспомним детство».Цель: осознание своих внутренних состояний; воссоединение со своей внутренней, открытой и эмоциональной частью личности.Задачи: оживить детс...
Релаксационный тренинг для педагогов «Погружение в детство»
Релаксационный тренинг для педагогов«Погружение в детство»...
Психологическая игра для педагогов ДОУ "Мы родом из детства"
Цель:Совершенствовать умения эффективной работы в командеСнятие психоэмоционального напряженияРазвитие уверенности в себеСоздание позитивного настроения Задачи:Способствовать развитию профессиона...
Релаксационный тренинг для педагогов «Погружение в детство»
Педагог-психолог Соколова Л. В....