Конспект «Деньги, монеты, банкноты»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Филиппова Валентина Павловна

Конспект «Деньги, монеты, банкноты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin.gram_.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Деньги, монеты, банкноты»

Цель: познакомить с деньгами, их историей. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота. Научить детей понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека.

Коррекционно-развивающие: Научить различать монеты, купюры, банкноты. Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях. Активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

П.с.- На столе стоит копилка, в которой лежат банкноты, монеты и ракушка. Ребята, что это такое, что там лежит? А что мы знаем о деньгах? А что за ракушка, для чего она?

Воспитатель: Посмотрим мультфильм, и ответим на вопросы, чем же можно расплачиваться за товар и чем платили в древности.

Просмотр мультфильма Развлечеба «Финансовая грамотность. Про деньги».

(до 4 мин просмотр, далее рассказ воспитателя. https://youtu.be/n86iHh8d4a8 )

Рассмотрим  монеты в копилке номиналом или достоинством 1 рубль.   Сторона ,на которой написано 1 рубль называется решка. Сторона, где изображен герб, портрет или другой рисунок лицевая, она  называется –орел. Ребро монеты с насечками. А надпись на монете- легенда (информация о стране, номинале и годе выпуска монеты), она сообщает сколько эта монета стоит, в какой стране используется, и в каком году выпущена.

Сейчас во всем мире все больше используют электронные деньги, а купюры и монеты уходят в прошлое. Люди хранят сбережения в банках, и рассчитываются с помощью банковских  карт, это быстро и очень удобно.

Воспитатель: А как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети: Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы это проверим?

У меня для вас открыта лаборатория. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать (карта на мольберте)

Воспитатель: Бумага – купюры.

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Следующий эксперимент

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: Но нужно знать, что все купюры сделаны из специальной бумаги, которая совсем не развалится, но немного испортится. А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим в нашей карте. ВЫВОД

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4 эксперимент

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. Монеты звенят и могут выпасть. ВЫВОД.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.

Воспитатель: Какой вывод сделаем? Ответы детей.

Воспитатель: Но подробнее про банковские карты мы поговорим на следующем занятии.

Игра «Дополни»

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Викторина 4 лишний. Рабочая тетрадь.

Что много лет назад использовали для расплаты вместо денег?( Камень, ракушка, жёлудь, листочек с дерева)

Как называется лицевая сторона монеты? (рисунок, цифра, орел, голубь)

Как называется сторона монеты, где написано 1рубль? (решка, пешка, мышка, шишка)

Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

-Почему в копилке была ракушка?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

Сюрпризный момент. В заключении можно предложить нарисовать и раскрасить раскраски купюр, монет, банковских карт, для дальнейшей игры  «Магазин» с игрушечными деньгами.

Конспект «Банковские карты, счета. Безопасность их использования»

Цель: раскрыть сущность «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с понятиями пластиковая карта.

Сформировать у обучающихся знания о банковских картах, операциях, совершаемых с их помощью и обеспечения сохранности средств на своих счетах.

Коррекционно-развивающие:  способствовать развитию познавательного интереса, умению самостоятельной работы, умению сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, логически излагать мысли. Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитательные:  воспитывать внимательность, чувство ответственности, культуру общения, правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

П.с.- На столе лежит кошелек, в котором лежат банкноты, монеты и банковская карта. Для чего он нужен кошелек, что в нем лежит? А что мы знаем о деньгах? А что это за карточка, как ей пользоваться?

Воспитатель: Что это такое?

Воспитатель:  Для чего же нужен кошелек? Правильно, чтобы хранить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям нужны деньги? Что на них можно купить?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра в рабочей тетради «Для чего нам нужны деньги?» (Отметь галочкой нужные картинки)

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит кошельке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.

Рассматриваем сначала монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

- Какие банкноты вы знаете?

Дети: называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

-А это что за карточка? Правильно, это банковская карта

 Познакомимся с внешним видом карты, узнаем где её можно применять и как обезопасить себя от мошенников.

Банковская карта — пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчётным счетам в банке. Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через Интернет, совершения переводов, а также снятия наличных.

 Банковские карты появились в жизни человека не так давно, сегодня они используются по всему миру и постепенно вытесняют наличные деньги. Кстати, до появления «пластика» система безналичных расчетов существовала в виде чековых книжек, что сегодня уже ушло в историю полностью.

Рассмотрим : на каждой карте есть чип, это дополнительный и самый высокий уровень защиты карты от несанкционированного доступа к счёту. Встроенный чип присутствует на картах в виде микропроцессора, который функционирует как миникомпьютер. Он содержит всю информацию по карте. Карты с чипом более безопасны, чем только с магнитной полосой.

-Запомните, пин-код НИКОМУ никогда не сообщайте. Этот код находится в запечатанном конверте, который выдаётся вместе с картой.

-Платежную карту должен использовать только её владелец.

-Храните телефонные номера службы поддержки клиентов банка и кодовое слово, зафиксированное в договоре в надежном, и что важно – в быстродоступном месте.

-Храните втайне сведения о карте (номер, окончание срока действия, секретный код CVC2/CVV2 , пин-код др.)

-Никогда никуда ничего не отправляйте! Банки не присылают электронные письма и смс-ки с запросами указать конфиденциальные сведения или перейти на адрес сайта.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)

Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)

Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».  Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Игра «Дополни»

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим мультфильм тётушки совы. Безналичные деньги..

Просмотр мультфильма.( https://youtu.be/Cpc1JZVHkto)

Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные ( монеты тяжелые; банкноты много носить , могут порваться, обязательно носить в кошельке , не удобно рассчитываться, может не быть сдачи ) или карты (безналичные)?              

  А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).

Вывод : небольшая, не ломается, прямоугольная, легкая, много цифр.

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах), придумайте и нарисуйте банковские карты для Буратино и его друзей, которые живут в сказочной стране. Вы должны придумать форму, название и нарисовать карту, которыми можно оплатить покупки в сказочной стране.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы.

Воспитатель: Скажите, где взрослые получают деньги за свою работу?

Рефлексия.

Воспитатель:  Для чего нужны деньги в семье?

 О чем  мы сегодня говорили ?

 Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?  (наличные деньги)

А безналичные деньги,  где у нас хранятся? (на пластиковых карточках)

Дети: Для того чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться в аптеку за лекарством.

Сюрпризный момент. В заключении можно предложить нарисовать и раскрасить раскраски купюр, монет, банковских карт, для дальнейшей игры  «Магазин» с игрушечными деньгами.

«Деньги, деньги, деньги».

Квест – игра

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: Научить детей играть в новую игру – «Квест - игра»; Повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности; Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов; Учить детей разгадывать логические задачи.

Коррекционно-развивающие: Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; Продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями; Развивать речь, внимание, мыслительные операции; 

Воспитательные: Воспитывать  командный дух, умение действовать согласованно. Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности; Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи; Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать своим товарищам во время выполнения заданий.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

1 станция. Ознакомительная беседа.

Воспитатель: Сегодня состоится квест - игра «Деньги, деньги, деньги». Квест – игра – это игра по станциям, выполнив задания на станции, мы будем переходить на следующую станцию. Готовы? Да!  И так, внимание, вопросы. За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 монету. Монета – вырезанные кружки из цветного картона.

-Что такое деньги? (Деньги - это средство обмена).

-Какие деньги раньше были? (Товарные деньги: зерно, мех, шкуры, ракушки и т.д.)

-Какие деньги у нас в России? (Бумажные и металлические)

-Зачем деньги нам нужны? (Чтобы покупать нужные товары)

-Что с ними можно делать? (копить, тратить, вкладывать, менять).

2 станция.  «Мульти - пульти»

Воспитатель:  Мы с вами знаем множество мультфильмов, но есть мультфильмы, в которых прослеживается экономическое содержание.

Вопросы:

1) Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

2) Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

3) Между кем и в каком произведении был разговор:
- «клад» - это такие деньги и сокровища, которые люди в землю спрятали
- а зачем?
- а зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
- я? Про запас
- вот и они про запас
(Э.Успенский «Про Дядю Федора»)

4)  Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые)

3 станция. " Где и зачем хранятся деньги? " (загадки про деньги, копилку, кошелёк),

-- Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги)

-- Глиняная кошечка:
В голове - окошечко. 
(Копилка)

Нас, сестёр, в рубле сто штук.
--Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь — нет и рубля.  (Копейка)

-- Толстая свинка:
Дырка на спинке. 
(Копилка)

-- В кармане держу я для денежки домик.
Но денежка эта свой домик не помнит -
Сегодня лежит она в доме своём,
А завтра её в магазин отдаём.
И домик пустеет, и домик грустит:
«Когда же другая меня навестит? »  
(Кошелёк)

-- Жадненькая дырка:
У кого-то – кошка, 
У кого-то – свинка. 
(Копилка)

-- В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

-- Книга-раздвижка:
Два листа,
Серёдка звенит
Или пуста.  
(Кошелёк (Бумажник)) 

--  Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

4 станция. «В гостях у Самоделкина».

Изготовление кошелька способом складывания бумаги (оригами) .

Сегодня мы будем делать с вами очень простую, но очень полезную поделку. Но прежде, чем мы начнём, я хочу загадать вам загадку.

Катя на базар ходила,

Ничего там не купила.

Всем, конечно, невдомёк,

Что забыла…   (кошелёк)

- Правильно. Сегодня мы будем делать кошелёк. Давайте вспомним, что мы обычно используем для поделок (дети перечисляют: бумага, картон, клей, ножницы, карандаши…).

Какие вы молодцы! Вот оказывается сколько много нужно для поделок! Но сегодня нам понадобится только одна единственная вещь – лист бумаги. Да-да! Ни клей, ни ножницы нам не нужны. Но при этом, если вы всё сделаете правильно, этот кошелёк станет для вас надёжным помощником. И из этого кошелька у вас ничего не выпадет, даже самая мелкая деталь от конструктора или бусинка.

Шаг 1.

- Мы будем сгибать наш лист бумаги пополам (показывает) – нижние уголки листа мы знакомим с верхними. Но обратите внимание – уголки должны совпадать. Сложить лист дважды пополам крестообразно и развернуть. Все поняли, что это означает? (Убедиться, что все дети сложили листок правильно).

 

- Следующее действие, ребята, тоже простое. Посмотрите внимательно на полоску, которую мы с вами загнули. Все ли её тщательно прогладили? Теперь, если мы её отогнём обратно, у нас останется ровная и аккуратная линия сгиба. Все её увидели?

Шаг 2.

- После этого мы будем (показывает) – нижние уголки листа мы знакомим с верхними уголками средней линии. Но обратите внимание – уголки должны совпадать. Все поняли, что это означает? (Убедиться, что все дети сложили листок правильно).Согнуть нижние углы к средней линии. Как мы это сделаем? Мы берёмся за нижний треугольник и тянем его от себя вверх и к центру поделки, пока боковая сторона не совпадёт с линией сгиба. Так нужно проделать с двух сторон. (Развернуть и загнуть углы со всех сторон листа так, как это указано на рисунке).(Убедиться, что дети всё сделали правильно).

- Не забудьте тщательно прогладить место сгиба. (При необходимости воспитатель помогает детям правильно загнуть боковые стороны).

Шаг 3. (Аналогично шагу2)

Согнуть верхние углы к средней линии

Шаг 4

- Не забудьте тщательно прогладить место сгиба. У уголков загнуть «носики». Для этого вновь образованные верхние и нижние углы согнуть к точке, где сходятся прямые углы.

Шаг 5

Согнуть верхнюю и нижнюю сторону к средней линии

Шаг 6

- Дальше, ребята, мы будем делать так, чтобы из середины нашего будущего кошелька ничего не могло выпасть. Посмотрите, как легко расходятся две стороны! Чтобы они не расходились, надо перевернуть изделие и ещё раз загнуть края. Переворачиваем нашу поделку.

Шаг 7

Сейчас мы будем загибать на себя боковые стороны. (демонстрирует). Обратите внимание, что я загибаю только треугольники. С одной и с другой стороны, чтобы получился прямоугольник. Давайте попробуем. Не забудьте тщательно прогладить место сгиба. (Убедиться, что все дети правильно загнули полоску нужной ширины). 

- Сгиб нижней части  должен слегка перекрывать другую створку. Затем скользящим движением вставьте нижние углы треугольника в его верхние углы. Должно получиться что-то наподобие ромба.

Шаг 8

Перевернуть на другую сторону

Шаг 9

Согнуть по щели, что окажется посредине

Шаг 10

Из одного карманчика вытянуть уголок, который будет служить клапаном для закрытия кошелька. Кошелёк из бумаги готов

Давайте подумаем, что можно сложить в этот чудесный кошелёк. (Дети перечисляют ответы: деньги, талоны на питание, жетоны от игры, мелкие детали от конструктора, наклейки, сим-карта от мобильного телефона и т. д.)

- Вот, оказывается, сколько интересного можно сложить в наш кошелёк! Давайте пробовать (Дети складывают вещи в кошелёк, закрывают его. Если кошелёк сложен правильно, из него ничего не выпадет)

- Скажите, полезную поделку мы с вами сегодня сделали? А простую? Пригодится ли вам такая поделка в будущем?

5. станция. "Где и как можно заработать деньги?

-Где и как можно заработать деньги?

-Какие профессии бывают?

-А за что платят зарплату?

-Что можно и нельзя купить за деньги? (доброту, здоровье, настроение)

-А как вы думаете, где берут деньги (зарабатывают)

-Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

-Зарплата-это деньги, которые платят за труд.

КОНКУРС ПОСЛОВИЦ: За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 монету. Монета – вырезанные кружки из цветного картона.

- А кто из вас знает пословицы про труд? (дети поочереди рассказывают пословицы) 

Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ- отвечает. Готовы?

-Труд человека кормит а лень….(портит).

-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами).

-Землю солнце красит а человека…. (труд)

-Кто не работает тот не….(ест)

-Делу время потехе …. (час)

-Скучен день до вечера когда делать (нечего)

-Дело мастера…. (боится)

Конкурс пословиц: А кто знает пословицы про деньги? –

-Деньги куры не клюют.

-Заря деньгу дает.

- Кто рано встает у того копейка растет.

Воспитатель: хорошо, молодцы!

Воспитатель: Профессии бывают разные и все они такие важные.

Сюрпризный момент. Рядом на прилавке есть 2 коробки. Одна с надписью товар, вторая «Пожертвования для бедных детей и голодных животных».

Детям предоставляется возможность купить на свою первую зарплату любую покупку из предложенного ассортимента, имея в запасе столько монет, сколько заработали. Либо положить деньги в коробку для пожертвований. Так же детям предлагается вариант забрать заработанные монеты домой (отдать родителям «им нужнее», либо поместить в свою копилку).

За любой товар отдаются все монеты.

Воспитатель: Молодцы ребята все с заданиями справились, теперь вы знаете, откуда денежки берутся и как тяжело их зарабатывать. А что же можно купить ребята за деньги? (ответы детей) А что нельзя купить? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому что дружбу и порядочность ни за какие деньги не купишь. И это самое главное. Спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе Тема : «Деньги. Монета. Банкнота.

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о...

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

Конспект ООД по формированию у детей финансовой грамотности. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем вид...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» для детей старшего дошкольного возраста...