публикации
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СТРАНА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для детей от 5 до 8 лет
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
- сформировать первичные экономические представления и компетенции;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_strana_finansovoy_gramotnosti.docx | 96.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Буратино»
Утверждено Принято на педагогическом совете
Заведующим МАДОУ «ДС № 6 «Буратино» № от « »
Приказ от « » июля 2020г №110
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СТРАНА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для детей от 5 до 8 лет
«Колобок»
Воспитатели: Губачева В.В.
Губайдуллина А.М
Мегион
Содержание программы:
1.Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка |
1.2. Цели, задачи программы 1.3.Описание форм и методов проведения занятий 1.4.Ожидаемые результаты освоения детьми программного содержания. 1.5. Диагностические материалы 2. Содержательный раздел: |
2.1. Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности с детьми 5-8 лет. 3.Организационный раздел |
7.Методическое обеспечение программы. |
8. Предметно-развивающая среда. |
9. Информационный материал для родителей. 10. Список литературы 11. Интернет ресурсы. |
Пояснительная записка.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Исследования ученых подтверждают важность и необходимость знакомства детей с деньгами. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему А.С. Макаренко [7]. Он прямо говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд и др. Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей [1]. В исследованиях А. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания [9]. Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, и желанием родителей (законных представителей) – в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа «Страна финансовой грамотности». С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с основами финансовой грамотности проходит в игровой форме.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Цель, задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
- сформировать первичные экономические представления и компетенции;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Описание форм и методов проведения занятий.
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа состоит из 4 блоков, связанных между собой задачами и содержанием:
I блок: «Труд, продукт, товар»;
II блок: «Деньги, цена, стоимость»;
III блок: «Реклама: желания и возможности»;
IV блок «Семейная экономика».
Продолжительность занятий:
для детей 5 – 6 лет – 25 минут;
для детей 6 – 8 лет – 30 минут.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты освоения детьми программного содержания.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
- создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
- соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
- авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
- сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
- экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик, Копейка);
- внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и помощи;
- качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
- экономического содержания, фольклора, сказок;
- решения логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов;
- создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, нравственных качеств личности. У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
- благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
- дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
- интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли- продажи.
Диагностические материалы.
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
- Наблюдение.
- Беседы.
- Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
- Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)
№ | Ф.И. ребенка | понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей) | уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги | осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | знает качества человека – хозяина | контролируют свои потребности в соответствии с возрастом | итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(старший дошкольный возраст 6 – 8 лет)
№ | Ф.И. ребенка | знает о новых профессиях, умеет о них рассказать | владеет словарным запасом, связанный с областью финансирования | проявляет здоровый интерес к деньгам | интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни | сформировано начало экономического мышления | итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. |
Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности
с детьми 5-8 лет.
1 год обучения.
ООД Тема, содержание ООД | Режимные моменты Партнерская деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с семьей | Источник | |
Сентябрь. | |||||
Тема: «Разные профессии». Программное содержание: познакомить детей с профессиями, затратами труда, назначение. Воспитывать уважение к людям разных профессий, к результату их труда. | Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша стал бизнесменом». Настольная игра: «Ассоциации». Д. и. «Кому что нужно» | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Кафе». | Консультации и рекомендации для родителей: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | Т.А.Шарыгина «Беседы об экономике». Стр. 35 | |
Тема: «Разные профессии». Программное содержание: дать понятие о труде, как об основной деятельности человека, источнике его существования. Рассказать о том, какими качествами должны обладать люди разных профессий. | Наст.игры: «Профессии», «Кому что нужно». Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Мир профессий». | Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Больница», «Семья». | Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии». | Т.В.Потапова «Беседы о профессиях». | |
Тема: «Для чего нужно трудиться, что такое труд?». Программное содержание: познакомить с понятиями: нужды и потребности человека. | Просмотр мультфильма «Простоквашино». | Наст.игры: «Профессии», «Кому что нужно». | |||
Тема: «Труд и продукт труда». Программное содержание: познакомить с понятиями: труд, продукт труда, виды продукта труда. | ДИ. «Профессия, атрибут, продукт». Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки». | Наст.игра: «Кому что нужно?». Моделирование из пластилина продуктов питания. | |||
Октябрь. | |||||
Тема: «Труд и зарплата». Программное содержание: дать понятие о том, как оплачивается труд? За что насчитывается зарплата. | Д. и. «Кто что делает?» Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар». «Ассоциации». | Сюжетно - ролевая игры: «Строители», «Детский сад». | |||
Тема: «Услуги и товары. Что это?». Программное содержание: познакомить с понятиями: услуги, примеры услуг. Что такое товар. Сравнение товара и услуги. | Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени. | ||||
Тема: «Директор магазина». Программное содержание: познакомить детей со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина. Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом. | м/ф «Работа и зарплата» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». Игра «Слова», «Угадай, какая профессия у человека», «Кому для работы что пригодится». | ||||
Тема: «Магазины и покупки: товар и его стоимость». Программное содержание: расширять знания детей о разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость товаров. Стоимость и качество товара. | Беседа: «Правила поведения в общественном месте». С/И: «Универмаг». Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар». «Приключение девочки Настеньки». | Рассматривание иллюстраций. | |||
Тема: «Магазины и покупки: как продают товары и услуги». Программное содержание: продолжать знакомить детей с работой магазинов, работа салонов по обслуживанию людей. Основные правила продажи. Продавец и покупатель. | Просмотр презентации: «Магазины». ДИ. «Профессия, атрибут, продукт» | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе». | |||
Ноябрь. | |||||
Тема: «Потребность, виды потребности». Программное содержание: дать понятие: что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр. | Просмотр м/ф «Потребности и возможности» из серии «Азбука финансов тетушки Совы» | Консультация «Игрушки. А можно поменяться?..» | Т.А.Шарыгина «Беседы об экономике». Стр. 5 | ||
Тема: «Готовимся к ярмарке». Совместное мероприятие с родителями Программное содержание: выяснить, какие товары продают на ярмарке. | Просмотр презентации: «Веселая ярмарка». | подготовка: совместный подбор темы, распределение работы, изготовление поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов. | |||
Ярмарка. Совместное мероприятие с родителями. | Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал». | ||||
Тема: «Откуда пришли деньги» Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения денег. | м/ф «Что такое деньги» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша цену назначал». Д/и. «Все ли можно купить» | Консультация «Как рассказать ребенку о деньгах?» | |||
Декабрь. | |||||
Тема: «Что такое деньги? Зачем они нужны?». Программное содержание: познакомить детей с понятиями, назначение денег, их функции. | Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена». Д/и «Все ли можно купить», «Магазин», «Конфетки. Монетки». | ||||
Тема: «Какие деньги бывают». Программное содержание: познакомить детей с монетами, банкнотами. Различие монет и купюр разного номинала. | Д/и: «Конфетки. Монетки». Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги». «Что можно купить за деньги». | С /И. «Универсам». Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр. | |||
Тема: «Понятие цены, стоимость». Программное содержание: познакомить детей с понятиями: цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего зависит цена товара? | Чтение рассказов: «Пятачок», «Жадный султан», «Барин и мужик», «Муха Цокотуха» Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги». «Дорогой или дешевый». | ||||
Тема: «Обмен или бартер». Программное содержание: дать представление, что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | Д/и «Все ли можно купить», «Магазин», «Конфетки. Монетки». | ||||
Январь. | |||||
Тема: «Богатство и бедность». Программное содержание: формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости; способствовать формированию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | Чтение пословиц и поговорок о труде и бережливости, сказки «Приключение Буратино». | Заучивание пословиц и поговорок о труде и бережливости. | |||
Тема: «Что такое банк и вклады». Программное содержание: познакомить детей с понятиями, банк. Вклады. Кто работает в банке. Функции банка. Как хранятся деньги. | Просмотр презентации: «Надежный банк». Лэпбук «Экскурсия в банк».Игра «Банк» | ||||
Тема: «Способы оплаты». Программное содержание: познакомить детей с понятиями, наличный и безналичный расчет. За какие услуги платят люди: за воду, отопление, за квартиру, за детский сад и т.д. | м/ф «О банке» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». | СИ: «Банк», «Магазин». | |||
Февраль. | |||||
Викторина для детей: «Как стать миллионером?». | м/ф «Работа и зарплата» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». | ||||
Тема: «Способы оплаты». Программное содержание: научить различать. Дать понятие наличный и безналичный расчет. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами. | Дид.игра: «Надо» и «хочу». Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания. | Рассматривание монет, купюр, пластиковых карт. | |||
Тема: «Что такое реклама?». Программное содержание: познакомить детей с понятием «реклама». Значение. Способ распространения информации о товарах и услугах. | Просмотр презентации: «Виды рекламы». Аппликация. Изготовление рекламных листовок, плакатов. | ||||
Тема: «Реклама бывает разная!». Программное содержание: формировать представление детей о том, какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | С/И. «Рекламное агентство». Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Реклама». «Где можно увидеть рекламу?». | ||||
Март. | |||||
Придумываем рекламу. Создание рекламы своей поделки. | Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Реклама». «Создатели рекламы». «Рекламный буклет», Создай рекламу», | Выставка «Реклама своей поделки». | |||
Тема: «Что такое семейный бюджет?» Программное содержание: познакомить детей с понятиями, бюджет и семейный бюджет? Из чего складывается бюджет семьи? Пенсия, зарплата, стипендия. | м/ф «Семейный бюджет» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». Лэпбук «Бюджет семьи». Дид.игра: «Запланированная покупка». | Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи» | |||
Тема: «Планируем вместе семейный бюджет». Программное содержание: Планирование семейного бюджета: доходы и необходимые расходы. | Игра: «Хорошо-плохо». Игра: «Груша-яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы. | Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Практика: «Планируем вместе семейный бюджет». | ||
Тема: «Идем в магазин». Программное содержание: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. | Решение проблемной ситуации: «Хочу и надо». Лэпбук «Юный экономист» Д/и «Что можно и нельзя купить». | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». | Практика «Совместные покупки» | ||
Апрель. | |||||
Тема: «Как правильно делать покупки?». Программное содержание: Обсуждение, где какие товары можно купить. Как узнать качество товара? | Лэпбук «Юный экономист» Д/И «Разложи и расскажи». | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». | Практика «Самостоятельная покупка» | ||
Тема: «Магазин или супермаркет. Где выгодно?». Программное содержание: познакомить детей с видами магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются? | Просмотр презентации: «Виды магазинов». | Конструирование. «Магазины на нашей улице». | |||
Тема: «Как выбирать продукты?». Программное содержание: познакомит с видами продуктов. На что обращать внимание при покупке скоропортящихся продуктов (внешний вид упаковки, срок годности, состав), фруктов и овощей, мяса и т.д. | Дид.игра: «Нужные покупки». Просмотр презентации: «Продукты питания». | С/И. «Магазин», «Семья». | |||
Тема: «Выбираем подарок другу». Беседа: Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или дешевый) Подарок своими руками. | Продуктивная деятельность: изготовление поделок «Подарок другу». | ||||
Май. | |||||
Тема: «Личные деньги. Копилка». Программное содержание: дать понятие, что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? | м/ф «Карманные деньги» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». Продуктивная деятельность: Изготовление копилки. | Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?» | |||
Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию». Программное содержание: учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе; | Словесная игра: «Скажи наоборот» Игра: «Что можно купить за деньги?», «Доход - расход». | ||||
Тема: «Экономия тепла, света, воды». Программное содержание: развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. | Загадывание загадок, чтение художественных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко, «Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина, дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности». | рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Техника в вашем доме», | выставка творческих детских работ «Учимся беречь энергию» | ||
Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей. Цель: дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике. | Чтение худ. литер: В. Крючкова «Путешествие экономика и его друзей» просмотр мультфильмов о финансовой грамотности. | Игры «Размен», «Услуги и товары» | Подготовка детей к викторине. |
2 год обучения.
ООД Тема, содержание ООД | Партнёрская деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с семьей | Источник | |
Сентябрь | |||||
Тема: «Новые профессии». Программное содержание: формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; воспитывать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. | Рассматривание иллюстраций Игровой центр - «Сова». интерактивные игры «Мир профессий». | Сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Больница», «Водители» и т.д. | Родительские уроки «Моя профессия» | Т.А.Шарыгина | |
Тема: «Кто такой профессионал?» Программное содержание: познакомить детей с понятием «Профессионал». Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. .
| Загадывание загадок о профессиях Лэпбук «Юный экономист»: Д/и «Знаю все профессии». Д. и. «Кому что нужно?» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны). | Рисование на тему «Кем работает мама, папа». | Родительские уроки «Моя профессия» | ||
Тема: «Качества труда, брак в производстве». Программное содержание: познакомить детей с понятием - качество труда. От чего зависти качество труда (от результата), понятие брак, причины брака, возможность исправить.
| Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша цену назначал». | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет». Рисование ценников. | |||
Тема: «Профессии: оплата труда». Программное содержание: уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят иду, жилище, обувь и т.д.?». Воспитывать уважение к труду людей.
| Экскурсия по детскому саду. Чтение рассказов С.Маршака «От куда стол пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за что человеку платят зарплату, от чего зависит размер зарплаты. | Рассматривание иллюстраций из книг прочитанных произведений. | Памятка: «Учим зарабатывать деньги». | ||
Октябрь. | |||||
Тема: «Биржа труда». Программное содержание: формировать представление детей о том, для чего нужна биржа труда. Познакомит с «новыми» профессиями, с профессиями будущего. | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о профессиях. ИКТ. Игровой центр - «Сова». интерактивные игры «Мир профессий». | Лэпбук «Юный экономист»: Д/и «Знаю все профессии». | «Домашнее задание». Совместно с детьми придумать профессию бедующего, нарисовать рисунок. | ||
Тема: Профессия «Экономист», наука «Экономика». Беседа о науке – экономике, что изучает экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру? | Беседа с детьми: «Я профессионал своего дела». Чтение сказки «Сказка о пшеничном зернышке». | Практикум «Стань профессионалом». | Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» Сказка (стр.7) | ||
Тема: «Производители и ресурсы. Сохранить и приумножить». Программное содержание: дать детям понятие «ресурсы». Формировать у детей бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему.
| Беседа с детьми: «Как мы можем сохранить природу». ИКТ. Презентация «Полезные ископаемые». | Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений. | «Домашнее задание» нарисовать рисунок на тему «Мы защитники природы». | ||
Тема: «Как сберечь ресурсы планеты?» Программное содержание: закрепить знание детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. | Беседа: «Почему человек должен беречь природу». ИКТ просмотр презентации «Природа кормит человека» | Настольные игры: «Из чего сделано». | Выставка рисунков «Мы защитники природы». | ||
Ноябрь. | |||||
Тема: «Полезные привычки в быту». Программное содержание: формирование у детей полезных привычек – бережливость, экономия. | Режимные моменты: беседа с детьми об экономии воды, света и тепла. «Уроки тетушки совы» Просмотр мультфильма «Умение экономить». | Придумывание своих символов, рисование. | Консультация «Полезные привычки в быту». |
| |
Тема: «Бартер. Рынок». Программное содержание: дать детям понятие -что такое бартер? Как это осуществляется? Когда обмен равный? Рынок, организация рынка. Продавец и покупатель.
| Чтение пословиц и поговорок «О купле – продаже, товаре». Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша цену назначал» | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Рынок» | Экскурсия на рынок. | ||
Тема: «Спрос товара. Установление цены». Программное содержание: дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам; формировать представление детей о том, как рождается спрос на товар? Товары первой необходимости. Как устанавливают цену на товар. От чего зависит цена? | Загадывание загадок Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр.89 Чтение рассказа «Мы с мамой идем в магазин» Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр.86 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» | ||
Тема: «Какие бывают Производители товаров». Программное содержание: углубить представления детей о разнообразии товаров. Кто производит разные виды товаров. С формировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык). | Пословицы и поговорки «О купле – продаже, товаре». Дидактическая игра «Говорящие предметы». «Мы играем в магазин» | Продуктивная деятельность «Мой товар». | «Домашние задание» Составить информацию о товаре, придумать этикетку, ярлык. | ||
Декабрь. | |||||
Тема: «Акции товаров». Программное содержание: рассказать детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать играть в игры с математическим содержанием. | Показ презентации «Как проходит аукцион» | Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». | |||
Тема: «Финансовая безопасность. Копейка рубль бережет». Программное содержание: познакомить детей о том, как обезопасить свои финансы? Какие бывают обманы и мошенники? Как хранить свои сбережения? Как можно экономить? | Пословицы и поговорки «О деньгах, об экономии и жадности». Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша страховался». | Лэпбук «Экскурсия в банк». | Памятка для родителей «Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. | ||
Тема: «Виды денег. Банковская карта». Программное содержание: продолжать знакомство с видом денег: железные деньги (монеты), бумажные деньги (купюры), банковские карты. | Пословицы и поговорки «О деньгах». Просмотр презентации «История денег» часть 1. | Лэпбук «Деньги разных стран». | «Домашние задание» Придумывание своих денег. | ||
Тема: «Размен монет». Программное содержание: познакомить с разным номиналом монет. Практическое обучение размену монет. Размен денежных купюр. Размен металлических монет. | Пословицы и поговорки «О деньгах». Просмотр презентации «История денег» часть 2. | Лэпбук «Деньги разных стран». | Выставка «Деньги моей семьи». | ||
Январь, | |||||
Тема: «Какая бывает валюта?» Программное содержание: что такое валюта? Знакомство с валютой разных стран. Рассматривание альбома. Деньги – явление культуры, оформление – отражение культуры». | Уроки тетушки Совы. М/Ф. «Что такое деньги». | Лэпбук «Деньги разных стран». | |||
Тема: «Банк». Программное содержание: дать понятие, что такое банк. Продолжать знакомить со структурой банка, его назначением и функцией, видами услуг. Понятие: вклады, оплата, сбережения. | Экскурсия в банк. Лэпбук «Экскурсия в банк». | Рисование на тему «Мой банк». | «Домашние задание». Просмотреть с детьми м/ф «О банке» (уроки тетушки Совы). | ||
Тема: «Как сделать сбережения». Программное содержание: Продолжать знакомить детей с видами сбережений. Знакомство с банковскими операциями. Банкомат. Подвести к пониманию понятия «сбережения», «накопления». | Пословицы и поговорки «О бережливости». Чтение рассказа Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». | Лэпбук «Экскурсия в банк». | Памятка для родителей «Учим правильно тратить». | ||
Февраль. | |||||
Тема: «Что такое налоги и зачем их платить». Программное содержание: Познакомить детей с понятием, какие бывают налоги и для чего их вводят. | Игровой центр - «Сова». Игра «Семейный доход». Лэпбук «Бюджет семьи» Д/и «Семейный бюджет». | Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк». | Родительское собрание «Семейный бюджет и ребенок». Сценарий родительского собрания Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева «Финансовая грамотность дошкольника» стр.49 | ||
Тема: «Бизнес». Программное содержание: дать понятие, что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. Качества: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки. | Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша решил фабрику построить» | «Домашние задание» Просмотреть м/ф. «Я вырасту богатым» (уроки тетушки Совы). | |||
Тема: «Экономика в сказках». Программное содержание: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев | Д/И «Разложи и расскажи» Чтение русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка» и т.д. | Лэпбук «Юный экономист» Д/И «Экономические сказки и лото» | Чтение сказок Г.-Х.Андерсена «Дюймовочка», Ш. Перро «Кот в сапогах. | ||
Формирование основ финансовой грамотности . Тема: «Какая реклама лучше?». Программное содержание: расширить знания детей о назначении рекламы, ее видах. | Экскурсия по улице, рассматривание рекламных стендов. Игровой центр - «Сова». «Где можно увидеть рекламу?» Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Сорока Мишин товар хвалила». | Рисование рекламных буклетов. | |||
Март. | |||||
Тема: «Реклама – двигатель торговли». Программное содержание: расширить представление детей о профессиях. Связанных в рекламном агентстве. Уточнить знания детей о рекламе. Как реклама влияет на продажу товара. Какая реклама лучше? Что привлекает внимание людей? Какой реклама не должна быть (скучной, тусклой). | Игровой центр - «Сова». Игры «Создатели рекламы», «Рекламное агентство». | Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство». | «Домашние задание». Конкурс на лучший рекламный плакат. | ||
Конкурс на лучший рекламный плакат (дети и родители) | Игровой центр - «Сова». «Рекламный буклет», «Создай рекламу», «Создатели рекламы», | ||||
Тема: «Семейный бюджет: доходы.». Программное содержание: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, пенсия, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям. Зарабатывающим деньги. | лэпбук «Бюджет семьи» Д/и «Семейный бюджет». | Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «моя семья». | Родительское собрание «Семейный бюджет и ребенок». | ||
Тема: «Семейный бюджет: расходы семьи». Программное содержание: дать детям понятие, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности. | Просмотр м/ф. «Умение экономить» (уроки тетушки Совы). | лэпбук «Бюджет семьи» Д/и «Семейный бюджет». | Памятка «Учим правильно тратить». | ||
Апрель. | |||||
Тема: «Учимся экономить». Программное содержание: дать понятие о разнице между потребностями и пожеланиями. | загадки и поговорки «О бережливости». Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Мишутка деньги в капитал превращал». | Лэпбук «Юный экономист» Д/и «Что можно и нельзя купить». | |||
Тема: «Личные деньги. Копилка». Программное содержание: дать понятие что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? | Пословицы и поговорки «О деньгах». Просмотр м/ф. «Карманные деньги» (уроки тетушки Совы). | Лэпбук «Юный экономист» Д/и «Что можно и нельзя купить». Д/И «Разложи и расскажи». | Памятка «Платные поручения». Изготовление копилки. | ||
Тема: «Копилка». Программное содержание: закрепить знания детей о том, что такое личные деньги, принцип накопления. | Пословицы и поговорки «О деньгах». Лэпбук «Юный экономист» Д/и «Что можно и нельзя купить». | Лэпбук «Юный экономист» Д/И «Разложи и расскажи». | Выставка работ «Моя копилка». | ||
Тема: «Долг платежом красен или что такое заем?». Программное содержание: В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее примерно определить время отдачи, поблагодарить) | Пословицы и поговорки «О договоре». Просмотр м/ф. «Кредиты и депозиты», «Осторожно деньги» | Раскраски на тему «В долг брать легко, да платить тяжело». | . | ||
Май. | |||||
Викторины «Мы ребята деловые» Цель: формировать у детей первичные экономические представления; развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентир, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. | Загадывание загадок Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Мир профессий». «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий». | ||||
Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой». Цель: формировать у дошкольников представление о расходах семьи. | Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги» «Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход», | ||||
Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности, развивать у дошкольников слуховое внимание и логического мышления, быстроты реакции. | Отгадывание загадок. Экскурсия к банкомату. Беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание). Разучивание физкультурной минутки. Проведение дидактических игр банкир, моя ферма. Просмотр мультфильмов «Барбоскины Реклама», «Как мужик корову продавал». Чтение художественной литературы «Буратино», «Муха Цокотуха». | Рассматривание иллюстраций с изображением, сбербанка, магазина, рынка, супермаркетов. | |||
Викторина совестно с родителями «Путешествие в денежную страну». Задачи: В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания. Воспитывать эмоционально - положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. | Оформление помещения в соответствии с игрой: плакаты с пословицами из «Экономической азбуки народной мудрости»; загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или альбомах; | Приглашение родителей. |
Методическое обеспечение программы.
- «Финансовая грамотность в мудрости народной». Книжка раскраска для детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Просова Ю.А., к.п.н.; Просова К.А., к.ф.н.
- Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 -7лет.
- «Экономическое воспитание дошкольников: финансовой грамотности».
- Книжка – раскраска для детей «Как сорока карту потеряла».
- «Мои первые финансовые сказки» (возрастная категория 5-8 лет).
- Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
- Сборник рассказов Л.В.Кнышева «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
- Сборник сказок: «Экономические сказки для детей дошкольного возраста».
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.
- Книжки раскраски «Увлекательные финансы для детей».
- Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
- Л. В. СТАХОВИЧ, Е. В. СЕМЕНКОВА «Финансовая грамотность»
- сценарии обучающих сказок.
- Учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей».
- Обучающая книга для педагогов и родителей «От куда берутся деньги».
- Подборка пословиц и поговорок.
- Сборник проблемных ситуаций.
- Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».
- Министерство финансов ставропольского края
- ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» «Сборник авторских сказок».
- Краткий словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда.
- Игровой центр - «Сова». Интерактивная программа для быстрого доступа к образовательным играм и занятиям.
- Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар».
«Ассоциации», «Приключение девочки Настеньки», «Сказка о мудром Бобре», «Товарный склад», «Сказка на новый лад».
- Цикл игр на тему «Деньги»
«Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход»,
- Цикл игр на тему «Мир профессий» (автомеханик, слесарь, швея и портной, переводчик, стоматолог, стилист, инженер электрик, космонавт, астроном, строитель и т.д). «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий».
- Цикл игр на тему «Реклама»
«Где можно увидеть рекламу?», «Мороженное от Матроскина», «Рекламный буклет», Создай рекламу», «Создатели рекламы», «Где можно узнать о рекламе?», «Рекламное агентство».
Интерактивные пособия - лэпбуки.
- лэпбук «Бюджет семьи»
Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходуЛэпбук «Деньги разных стран»
- Лэпбук «Юный экономист»
Содержание: «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.
Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:
Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.
Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).
- Лэпбук «Экскурсия в банк».
- Лэпбук «Музей денег».
Все пособия комплекта выполняют системообразующую, координирующую, и интегрирующую функцию, служат своеобразным «каркасом», объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения). Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу продумать и организовать образовательную деятельность. В содержание образовательной деятельности введен региональный компонент в виде виртуальных экскурсий в банк, в магазин и т.д., проблемно-творческих заданий, логических игр. Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.
Информационный материал для родителей.
- Обучающая книга для родителей «От куда берутся деньги».
- Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».
- Альманах «Бедный Папа» ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
- Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими.
- Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка.
- Консультация «Система финансового обучения ребенка в семье».
- Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».
- Консультации и рекомендации для родителей: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
- Консультация «Игрушки. А можно поменяться?..»
- Консультация «Как рассказать ребенку о деньгах?»
- Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?».
- Консультация «Полезные привычки в быту».
- Памятка: «Учим зарабатывать деньги».
- Памятка: Советов по построению взаимоотношений с ребенком в финансовой сфере.
- Памятка для родителей «Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности.
- Памятка для родителей «Учим правильно тратить».
- Памятка «Платные поручения».
Список литературы.
- Аменд, А.Ф., Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки / А.Ф. Аменд, И.Б. Сасова. – Москва: Просвещение; 1988. – 192 с.
- Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – 2010. – № 9. – С 3-6
- Горяев, А., Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам / А. Горяев, В. Чумаченко – 2010. – 42 с.
- Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва: КноРус; – 2012. – 106 с.
- Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998. 7. Макаренко, A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4./ А.С. Макаренко.– Москва: Изд-во АПН РСФСР; 1957. – 321 с.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016. 9. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.
- Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.
- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
- Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006.
- Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или «Как мы играем в экономику»: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- УльеваЕ. Откуда берутся деньги? энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
- Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016
Интернет ресурсы.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- www.festival.1september.ru , свободный. - Загл. с экрана.
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml , свободный. - Загл. с экрана.
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.
- Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
- https://zolotayaribka.caduk.ru/p175aa1.html
- Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.
- Русакова И. Н. Результаты анкетирования родителей «Трудовое воспитание дошкольников»/ МБДОУ «Детский сад №10», Чита - Электронный ресурс: http://10chita.detkin-club.ru/custom_7/189200
Обучающее видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы –Что такое деньги?
https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
- Азбука денег тетушки Совы –Умение экономить.
https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
- Азбука денег тетушки Совы –Семейный бюджет.
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы –Карманные деньги.
https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы –Потребности и возможности.
https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы –Мои домашние питомцы.
https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы –Работа и зарплата
https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики–Деньги
https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
https://www.youtube.com/watch?v=3scFRcIIid0
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE
Союзмультфильм «Так сойдет»
https://www.youtube.com/watch?v=-dLf7Ji_iQA
Союзмультфильм «Пятачок»
https://www.youtube.com/watch?v=bCuB4DxkVRg
«Вершки и корешки»
https://www.youtube.com/watch?v=ju5gQaBEsH8
Союзмультфильм «Сказка про лень»
https://www.youtube.com/watch?v=tTWiVL6XIZg
Мультсериал «Навигатум»:
Профессия Ветеринар»
https://www.youtube.com/watch?v=ZYtjFAupEb4
серии «Азбука денег тётушки Совы»
Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY
Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk
Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w
Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o
Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU
Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE
Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM
Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw
О банке (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA
Кредиты и депозиты (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw
Безналичные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg
Я вырасту богатым (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...