публикации
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Губайдуллина Анна Михайловна (Храмцова)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СТРАНА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

 

для детей от 5 до 8 лет

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать первичные экономические представления и компетенции;
  2. научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  3. объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой; 
  4. научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_strana_finansovoy_gramotnosti.docx96.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 6 «Буратино»

Утверждено                                                                                                                                                        Принято на педагогическом совете

Заведующим МАДОУ  «ДС № 6 «Буратино»                                                                                                                          №   от «    »

Приказ от «   » июля  2020г №110      

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СТРАНА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

для детей от 5 до 8 лет

«Колобок»                                                            

                                               

 Воспитатели: Губачева В.В.

                                                                                                   Губайдуллина А.М

Мегион

Содержание программы:

1.Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка

1.2. Цели, задачи программы

1.3.Описание форм и методов проведения занятий

1.4.Ожидаемые результаты освоения детьми программного содержания.

1.5. Диагностические материалы

2. Содержательный раздел:

2.1. Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности с детьми 5-8 лет.

3.Организационный раздел

7.Методическое обеспечение программы.

8. Предметно-развивающая среда.

9. Информационный материал для родителей.

10. Список литературы

11. Интернет ресурсы.

Пояснительная записка.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Исследования ученых подтверждают важность и необходимость знакомства детей с деньгами. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему А.С. Макаренко [7].  Он прямо говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова, И.А. Сасова, А.Ф. Аменд и др.  Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей [1]. В исследованиях А. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания [9]. Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, и желанием родителей (законных представителей) – в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа «Страна финансовой грамотности». С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с основами финансовой грамотности проходит в игровой форме.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Цель, задачи программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать первичные экономические представления и компетенции;
  2. научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  3. объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;  
  4. научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Описание форм и методов проведения занятий.

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа состоит из 4 блоков, связанных между собой задачами и содержанием:

I блок: «Труд, продукт, товар»;

II блок: «Деньги, цена, стоимость»;

III блок: «Реклама: желания и возможности»;

IV блок «Семейная экономика».

Продолжительность занятий:

для детей 5 – 6 лет – 25 минут;

для детей 6 – 8 лет – 30 минут.

Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты освоения детьми программного содержания.

Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,

эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.

Программа реализуется при условии:

  •  создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
  •  соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
  • авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
  • сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
  • экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик, Копейка);
  •  внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и помощи;
  • качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
  • экономического содержания, фольклора, сказок;
  • решения логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов;
  • создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления, психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, нравственных качеств личности. У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.

Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
  • благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  •  контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

   Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):

  • дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
  • интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  •  владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли- продажи.

Диагностические материалы.

Методы и средства оценки результативности реализации программы:

В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели:  значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:

  • Наблюдение.
  • Беседы.
  • Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
  • Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).

 Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.

 Критерии:

  • понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  • знает качества человека – хозяина;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

к школе группа 6 – 7 лет.

Критерии:

  • знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
  • владеет словарным запасом в области финансирования;
  • проявляет здоровый интерес к деньгам;
  • интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • сформировано начало экономического мышления.  

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)

Ф.И.

ребенка

понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей)

уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги

осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»

знает качества человека – хозяина

контролируют свои потребности в соответствии с возрастом

итог

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1.

2.

3.

4.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

(старший дошкольный возраст 6 – 8 лет)

Ф.И.

ребенка

знает о новых профессиях, умеет о них рассказать

владеет словарным запасом, связанный с областью финансирования

проявляет здоровый интерес к деньгам

интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни

сформировано начало экономического мышления

итог

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1.

2.

3.

4.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности        

с детьми 5-8 лет.

1 год обучения.

ООД

Тема, содержание ООД

Режимные моменты

Партнерская деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с семьей

Источник

Сентябрь.

Тема: «Разные профессии».  

Программное содержание: познакомить детей с профессиями, затратами труда, назначение. Воспитывать уважение к людям разных профессий, к результату их труда.

Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша стал бизнесменом».

Настольная игра: «Ассоциации».

Д. и. «Кому что нужно»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Кафе».

Консультации и рекомендации для родителей:

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Т.А.Шарыгина

«Беседы об экономике».

Стр. 35

Тема: «Разные профессии».  

Программное содержание: дать понятие о труде, как об основной деятельности человека, источнике его существования. Рассказать о том, какими качествами должны обладать люди

разных профессий.

Наст.игры: «Профессии», «Кому что нужно».

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Мир профессий».

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Больница», «Семья».

Беседа «Расскажите ребенку о своей профессии».

Т.В.Потапова «Беседы о профессиях».

Тема: «Для чего нужно трудиться, что такое

труд?».

Программное содержание: познакомить с понятиями: нужды и потребности человека.

Просмотр мультфильма «Простоквашино».

Наст.игры: «Профессии», «Кому что нужно».

Тема: «Труд и продукт труда».   Программное содержание: познакомить с понятиями: труд, продукт труда, виды продукта труда.

ДИ. «Профессия, атрибут, продукт».

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Наст.игра: «Кому что нужно?».

Моделирование из пластилина продуктов питания.

Октябрь.

Тема: «Труд и зарплата».

Программное содержание: дать понятие о том, как оплачивается труд?  За что насчитывается зарплата.  

Д. и. «Кто что делает?»

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар». «Ассоциации».

Сюжетно - ролевая игры: «Строители», «Детский сад».

Тема: «Услуги и товары.  Что это?». Программное содержание: познакомить с понятиями: услуги, примеры услуг. Что такое товар.

Сравнение товара и услуги.

Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

Тема: «Директор магазина».  

Программное содержание: познакомить детей   со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. Обязанности директора магазина.  Что нужно, чтобы магазин пользовался спросом.

м/ф «Работа и зарплата» из серии «Азбука финансов тетушки Совы». Игра «Слова», «Угадай, какая профессия у человека», «Кому для работы что пригодится».

Тема: «Магазины и покупки:

товар и его стоимость».

Программное содержание: расширять знания детей о разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость товаров. Стоимость и качество товара.

Беседа: «Правила поведения в общественном месте».

С/И: «Универмаг».

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар». «Приключение девочки Настеньки».

Рассматривание иллюстраций.

Тема: «Магазины и покупки:

как продают товары и

услуги».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с работой магазинов, работа салонов по

обслуживанию людей.  Основные правила продажи. Продавец и покупатель.

Просмотр презентации: «Магазины».

ДИ. «Профессия, атрибут, продукт»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе».

Ноябрь.

Тема: «Потребность, виды потребности».

Программное содержание: дать понятие: что такое потребность?  Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в

парикмахерской и пр.

Просмотр м/ф «Потребности и возможности» из серии «Азбука финансов тетушки Совы»

Консультация «Игрушки. А можно поменяться?..»

Т.А.Шарыгина

«Беседы об экономике».

Стр. 5

Тема: «Готовимся к ярмарке». Совместное

мероприятие с родителями

Программное содержание: выяснить, какие товары продают на ярмарке.

Просмотр презентации: «Веселая ярмарка».

подготовка: совместный

подбор темы, распределение работы, изготовление

поделок, атрибутов, распределение ролей,

подготовка костюмов.

Ярмарка.  

Совместное мероприятие с родителями.

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

Тема: «Откуда пришли деньги»

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения денег.

м/ф «Что такое деньги» из серии «Азбука финансов тетушки Совы».

Чтение рассказа Л. В. Кнышева

 «Как Миша цену назначал».

Д/и. «Все ли можно купить»

Консультация  

«Как рассказать ребенку о деньгах?»

Декабрь.

Тема: «Что такое деньги? Зачем они нужны?».

Программное содержание: познакомить детей с понятиями, назначение денег, их функции.

Беседа «Деньги детям не игрушка. Гигиена».

Д/и «Все ли можно купить», «Магазин», «Конфетки. Монетки».

Тема: «Какие деньги бывают».

Программное содержание: познакомить детей    с монетами, банкнотами.  Различие монет и купюр разного номинала.

Д/и: «Конфетки. Монетки».

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги». «Что можно купить за деньги».

С /И. «Универсам». Ручной труд: изготовление монеток из бумаги для детских игр.

Тема: «Понятие цены, стоимость».

Программное содержание: познакомить детей с понятиями: цена, стоимость продукта или товара?

Что значит дорогой и дешевый товар?  От чего зависит цена товара?

Чтение рассказов: «Пятачок», «Жадный султан», «Барин и мужик», «Муха Цокотуха»

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги». «Дорогой или дешевый».

Тема: «Обмен или бартер».  

Программное содержание: дать представление, что такое обмен?    Для чего нужен обмен?  Правила обмена.

Д/и «Все ли можно купить», «Магазин», «Конфетки. Монетки».

Январь.

Тема: «Богатство и бедность».

Программное содержание: формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости; способствовать формированию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Чтение пословиц и поговорок о труде и бережливости, сказки

«Приключение Буратино».

Заучивание пословиц и поговорок о труде и бережливости.

Тема: «Что такое банк и

вклады».

Программное содержание: познакомить детей с понятиями, банк. Вклады. Кто работает в банке.  Функции банка.  Как хранятся деньги.

Просмотр презентации: «Надежный банк».

Лэпбук  «Экскурсия в банк».Игра «Банк»

Тема: «Способы оплаты».  

 Программное содержание: познакомить детей с понятиями, наличный и безналичный расчет. За какие услуги

платят люди: за воду, отопление, за квартиру, за

детский сад и т.д.

м/ф «О банке» из серии «Азбука финансов тетушки Совы».

СИ: «Банк», «Магазин».

Февраль.

Викторина для детей: «Как стать

миллионером?».

м/ф «Работа и зарплата» из серии «Азбука финансов тетушки Совы».

Тема: «Способы оплаты».

Программное содержание: научить различать. Дать понятие наличный и безналичный расчет. Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.

Дид.игра: «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Рассматривание монет, купюр, пластиковых карт.

Тема: «Что такое реклама?».  

Программное содержание: познакомить детей   с понятием «реклама».  Значение. Способ распространения информации о товарах и

услугах.

Просмотр презентации: «Виды рекламы».

Аппликация.

Изготовление рекламных листовок, плакатов.

Тема: «Реклама бывает разная!».

Программное содержание: формировать представление детей о том, какая бывает реклама?  Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения.

С/И. «Рекламное агентство».

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Реклама». «Где можно увидеть рекламу?».

Март.

Придумываем рекламу.  Создание рекламы своей поделки.

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Реклама». «Создатели рекламы». «Рекламный буклет», Создай рекламу»,

Выставка

«Реклама своей поделки».

Тема: «Что такое семейный

бюджет?»

Программное содержание: познакомить детей с понятиями, бюджет и семейный бюджет?  Из чего

складывается бюджет семьи?  Пенсия, зарплата, стипендия.

м/ф «Семейный бюджет» из серии «Азбука финансов тетушки Совы».

Лэпбук «Бюджет семьи». Дид.игра: «Запланированная покупка».

Консультация «Познакомьте своих детей с бюджетом семьи»

Тема: «Планируем вместе семейный бюджет».

Программное содержание: Планирование семейного бюджета: доходы и необходимые расходы.

Игра: «Хорошо-плохо».

Игра: «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Практика: «Планируем вместе семейный бюджет».

Тема: «Идем в магазин».

Программное содержание: показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

товара и основы финансовой безопасности.

Решение проблемной ситуации: «Хочу и надо».

Лэпбук «Юный экономист»

Д/и «Что можно и нельзя купить».

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Практика «Совместные покупки»

Апрель.

Тема: «Как правильно делать покупки?».

Программное содержание: Обсуждение, где какие товары можно купить. Как узнать качество товара?

Лэпбук «Юный экономист»

Д/И «Разложи и расскажи».

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Практика «Самостоятельная

покупка»

Тема: «Магазин или супермаркет. Где выгодно?».

Программное содержание: познакомить детей с видами магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?

Просмотр презентации: «Виды магазинов».

Конструирование.

«Магазины на нашей улице».

Тема: «Как выбирать продукты?». Программное содержание: познакомит с видами продуктов. На что обращать внимание при покупке скоропортящихся продуктов (внешний вид упаковки, срок годности, состав), фруктов и овощей, мяса и т.д.

Дид.игра: «Нужные покупки».

Просмотр презентации: «Продукты питания».

С/И. «Магазин», «Семья».

Тема: «Выбираем подарок другу».

Беседа: Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или дешевый) Подарок своими руками.

Продуктивная деятельность: изготовление поделок «Подарок другу».

Май.

Тема: «Личные деньги. Копилка».

Программное содержание: дать понятие, что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка?

м/ф «Карманные деньги» из серии «Азбука финансов тетушки Совы».

Продуктивная деятельность:

Изготовление копилки.

Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?»

Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию».

Программное содержание: учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;

закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются

не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе;

Словесная игра: «Скажи наоборот»

Игра: «Что можно купить за деньги?»,

«Доход - расход».

Тема: «Экономия тепла, света, воды».

Программное содержание: развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; показать, что экономия

помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Загадывание загадок,

чтение художественных произведений: «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко,

«Уроки Берегоши», «Домашняя экономия» С. Галкина,

дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы

безопасности».

рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Техника в

вашем доме»,

выставка творческих детских работ

«Учимся беречь энергию»

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей.

Цель: дать детям элементарное экономическое представление, воспитывать интерес к экономике.

Чтение худ. литер: В. Крючкова «Путешествие экономика и его друзей» просмотр мультфильмов о финансовой грамотности.

Игры «Размен», «Услуги и товары»

Подготовка детей к викторине.

 

2 год обучения.

ООД

Тема, содержание ООД

Партнёрская деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с семьей

Источник

Сентябрь

Тема: «Новые профессии».

Программное содержание: формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; воспитывать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.                        

Рассматривание иллюстраций

Игровой центр - «Сова». интерактивные игры «Мир профессий».

Сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Больница», «Водители» и т.д.        

Родительские уроки «Моя профессия»        

Т.А.Шарыгина

Тема: «Кто такой профессионал?»

Программное содержание: познакомить детей с понятием «Профессионал». Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный,

трудолюбивый, ответственный и т.д.        .          

        

Загадывание загадок о профессиях

Лэпбук «Юный экономист»: Д/и «Знаю все профессии».        

Д. и. «Кому что нужно?» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны).

Рисование на тему «Кем работает мама, папа».

Родительские уроки «Моя профессия»        

Тема: «Качества труда, брак в производстве».

Программное содержание: познакомить детей с понятием - качество труда. От чего зависти качество

труда (от результата), понятие брак, причины

брака, возможность исправить.        

        

Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша цену назначал».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет». Рисование ценников.        

Тема: «Профессии: оплата труда».

Программное содержание: уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят иду, жилище, обувь и т.д.?». Воспитывать уважение к труду людей.        

        

Экскурсия по детскому саду.

Чтение рассказов С.Маршака «От куда стол пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремесла».

Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за что человеку платят зарплату, от чего зависит размер зарплаты.

Рассматривание иллюстраций из книг прочитанных произведений.

Памятка: «Учим зарабатывать деньги».

Октябрь.

Тема: «Биржа труда».

Программное содержание: формировать представление детей о том, для чего нужна биржа труда. Познакомит с «новыми» профессиями, с профессиями будущего.                

Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о профессиях.

ИКТ. Игровой центр - «Сова». интерактивные игры «Мир профессий».        

Лэпбук «Юный экономист»: Д/и «Знаю все профессии».        

«Домашнее задание». Совместно с детьми придумать профессию бедующего, нарисовать рисунок.

Тема: Профессия «Экономист», наука «Экономика».

Беседа о науке – экономике, что изучает экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру?                

Беседа с детьми: «Я профессионал своего дела».        

Чтение сказки «Сказка о пшеничном зернышке».

Практикум «Стань профессионалом».        

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

Сказка (стр.7)

Тема: «Производители и

ресурсы. Сохранить и

приумножить».

Программное содержание: дать детям понятие «ресурсы». Формировать у детей бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку. Учить бережно относиться ко всему.

                                 

Беседа с детьми: «Как мы можем сохранить природу».

ИКТ. Презентация «Полезные ископаемые».

Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений.

«Домашнее задание» нарисовать рисунок на тему «Мы защитники природы».

Тема: «Как сберечь ресурсы планеты?»

Программное содержание: закрепить знание детей о бережном отношении ко всему, что создано природой.                                 

Беседа: «Почему человек должен беречь природу».

ИКТ просмотр презентации «Природа кормит человека»

Настольные игры: «Из чего сделано».

Выставка рисунков «Мы защитники природы».

Ноябрь.

Тема: «Полезные привычки в быту».

Программное содержание: формирование у детей полезных привычек – бережливость, экономия.                        

Режимные моменты: беседа с детьми об экономии воды, света и тепла.        

«Уроки тетушки совы»

Просмотр мультфильма «Умение экономить».

Придумывание своих символов, рисование.

Консультация «Полезные привычки в быту».

 

Тема: «Бартер. Рынок».

Программное содержание: дать детям понятие -что такое бартер? Как это осуществляется? Когда

обмен равный? Рынок, организация рынка. Продавец и покупатель.                

                

Чтение пословиц и поговорок «О купле – продаже, товаре».

Чтение рассказа Л. В. Кнышева «Как Миша цену назначал»

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Рынок»

Экскурсия на рынок.

Тема: «Спрос товара.

Установление цены».

Программное содержание: дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам; формировать представление детей о том, как рождается спрос на товар? Товары первой необходимости. Как устанавливают цену на товар.

От чего зависит цена?

Загадывание загадок Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр.89

Чтение рассказа «Мы с мамой идем в магазин»

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике» стр.86

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике»

Тема: «Какие бывают

Производители товаров».

Программное содержание: углубить представления детей о разнообразии товаров. Кто

производит разные виды товаров. С формировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Пословицы и поговорки «О купле – продаже, товаре».

Дидактическая игра «Говорящие предметы».

«Мы играем в магазин»

Продуктивная деятельность «Мой товар».

«Домашние задание»

Составить информацию о товаре, придумать этикетку, ярлык.

                                                                                                          Декабрь.

Тема: «Акции товаров».

Программное содержание: рассказать детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать играть в игры с математическим содержанием.

Показ презентации «Как проходит аукцион»

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион».

Тема: «Финансовая

безопасность. Копейка

рубль бережет».

Программное содержание: познакомить детей о том, как обезопасить свои финансы? Какие бывают обманы и мошенники? Как хранить свои сбережения? Как можно экономить?

Пословицы и поговорки «О деньгах, об экономии и жадности».

Чтение рассказа Л. В. Кнышева

«Как Миша страховался».

Лэпбук «Экскурсия в банк».

Памятка для родителей «Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности.

Тема: «Виды денег.

Банковская карта».

Программное содержание: продолжать знакомство с видом денег: железные деньги (монеты), бумажные деньги (купюры), банковские карты.

Пословицы и поговорки «О деньгах».

Просмотр презентации «История денег» часть 1.

Лэпбук «Деньги разных стран».

«Домашние задание»

Придумывание своих денег.

Тема: «Размен монет».

Программное содержание: познакомить с разным номиналом монет. Практическое обучение размену монет. Размен

денежных купюр. Размен металлических монет.

Пословицы и поговорки «О деньгах».

Просмотр презентации «История денег» часть 2.

Лэпбук «Деньги разных стран».

Выставка «Деньги моей семьи».

Январь,

Тема: «Какая бывает валюта?» Программное содержание: что такое валюта? Знакомство с валютой разных стран. Рассматривание альбома. Деньги – явление

культуры, оформление – отражение культуры».

Уроки тетушки Совы.

М/Ф. «Что такое деньги».

Лэпбук «Деньги разных стран».

Тема: «Банк».

 Программное содержание: дать понятие, что такое банк. Продолжать знакомить со структурой банка, его назначением и функцией, видами услуг. Понятие: вклады, оплата, сбережения.

Экскурсия в банк.

Лэпбук «Экскурсия в банк».

Рисование на тему «Мой банк».

«Домашние задание».

Просмотреть с детьми м/ф «О банке» (уроки тетушки Совы).

Тема: «Как сделать сбережения».

 Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с видами сбережений. Знакомство с банковскими операциями. Банкомат. Подвести к пониманию понятия «сбережения», «накопления».

Пословицы и поговорки «О бережливости».

Чтение рассказа

Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены».

Лэпбук «Экскурсия в банк».

Памятка для родителей «Учим правильно тратить».

Февраль.

Тема: «Что такое налоги и

зачем их платить».

 Программное содержание:

Познакомить детей с понятием, какие бывают налоги и

для чего их вводят.

Игровой центр - «Сова».

Игра «Семейный доход».

Лэпбук «Бюджет семьи» Д/и «Семейный бюджет».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк».

Родительское собрание «Семейный бюджет и ребенок». Сценарий родительского собрания

Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселева

«Финансовая грамотность дошкольника» стр.49

Тема: «Бизнес».

Программное содержание: дать понятие, что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела.

Качества: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и

щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Примеры меценатства,

материальной взаимопомощи, поддержки.

Чтение рассказа Л. В. Кнышева

«Как Миша решил фабрику построить»

«Домашние задание»

Просмотреть м/ф. «Я вырасту богатым» (уроки тетушки Совы).

Тема: «Экономика в сказках».

Программное содержание: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев

Д/И «Разложи и расскажи»

Чтение русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка» и т.д.

Лэпбук «Юный экономист»

Д/И «Экономические сказки и лото»

Чтение сказок Г.-Х.Андерсена «Дюймовочка», Ш. Перро «Кот в сапогах.

Формирование основ финансовой грамотности        .

Тема: «Какая реклама лучше?».

Программное содержание: расширить знания детей о назначении рекламы, ее видах.

Экскурсия по улице, рассматривание рекламных стендов.

Игровой центр - «Сова». «Где можно увидеть рекламу?»

Чтение рассказа Л. В. Кнышева

«Как Сорока Мишин товар хвалила».

Рисование рекламных буклетов.

Март.

Тема: «Реклама – двигатель торговли».

Программное содержание: расширить представление детей о профессиях. Связанных в рекламном агентстве. Уточнить знания детей о рекламе.

Как реклама влияет на продажу товара. Какая реклама лучше? Что привлекает внимание людей?

Какой реклама не должна быть (скучной, тусклой).

Игровой центр - «Сова». Игры «Создатели рекламы», «Рекламное агентство».

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство».

«Домашние задание».

Конкурс на лучший

рекламный плакат.

Конкурс на лучший

рекламный плакат (дети и родители)

Игровой центр - «Сова». «Рекламный буклет», «Создай рекламу», «Создатели рекламы»,

Тема: «Семейный бюджет:

доходы.».

Программное содержание: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, пенсия, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям. Зарабатывающим деньги.

лэпбук «Бюджет семьи»

Д/и «Семейный бюджет».

Рассматривание иллюстраций, фотоальбома «моя семья».

Родительское собрание «Семейный бюджет и ребенок».

Тема: «Семейный бюджет:

расходы семьи».

Программное содержание: дать детям понятие, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности.

Просмотр м/ф. «Умение экономить» (уроки тетушки Совы).

лэпбук «Бюджет семьи»

Д/и «Семейный бюджет».

Памятка «Учим правильно тратить».

Апрель.

Тема: «Учимся экономить».

Программное содержание: дать понятие о разнице между потребностями и пожеланиями.

загадки и поговорки «О бережливости».

Чтение рассказа Л. В. Кнышева

«Как Мишутка деньги в капитал превращал».

Лэпбук «Юный экономист»

Д/и «Что можно и нельзя купить».

Тема: «Личные деньги.

Копилка».

Программное содержание: дать понятие что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка?

Пословицы и поговорки «О деньгах».

Просмотр м/ф. «Карманные деньги» (уроки тетушки Совы).

Лэпбук «Юный экономист»

Д/и «Что можно и нельзя купить».

Д/И «Разложи и расскажи».

Памятка «Платные поручения». Изготовление копилки.

Тема: «Копилка».

Программное содержание: закрепить знания детей о том, что такое личные деньги, принцип накопления.

Пословицы и поговорки «О деньгах».

Лэпбук «Юный экономист»

Д/и «Что можно и нельзя купить».

Лэпбук «Юный экономист»

Д/И «Разложи и расскажи».

Выставка работ

«Моя копилка».

Тема: «Долг платежом красен

или что такое заем?».

Программное содержание: 

В каких случаях приходится занимать деньги?

Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее

примерно определить время отдачи,

поблагодарить)

Пословицы и поговорки «О договоре».

Просмотр м/ф. «Кредиты и депозиты», «Осторожно деньги»

Раскраски на тему

«В долг брать легко, да платить тяжело».

 . 

Май.

Викторины «Мы ребята деловые»

Цель: формировать у детей первичные экономические представления; развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентир, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Загадывание загадок

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Мир профессий». «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий».

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой».

Цель: формировать у дошкольников представление о расходах семьи.

Игровой центр - «Сова». Цикл игр на тему «Деньги»

«Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход»,

Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности,

развивать у дошкольников слуховое внимание и логического мышления, быстроты

реакции.

Отгадывание загадок. Экскурсия к банкомату.

 Беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание).

Разучивание физкультурной минутки. Проведение дидактических игр банкир, моя ферма. Просмотр мультфильмов «Барбоскины Реклама», «Как мужик корову продавал». Чтение художественной литературы «Буратино», «Муха Цокотуха».

Рассматривание иллюстраций с изображением, сбербанка, магазина, рынка, супермаркетов.

Викторина совестно с родителями «Путешествие в денежную страну».

Задачи: В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.

Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение

договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и

применения знаний экономического содержания.

Воспитывать эмоционально - положительное отношение и интерес к деятельности

экономического характера.

Оформление помещения в соответствии с игрой: плакаты с пословицами из «Экономической азбуки народной мудрости»; загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или альбомах;

Приглашение родителей.

Методическое обеспечение программы.

  1. «Финансовая грамотность в мудрости народной». Книжка раскраска для детей старшего дошкольного возраста.  Авторский коллектив: Просова Ю.А., к.п.н.; Просова К.А., к.ф.н.
  2. Тропинка в экономику : программа : методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).
  3. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 -7лет.
  4.  «Экономическое воспитание дошкольников: финансовой грамотности».
  5. Книжка – раскраска для детей «Как сорока карту потеряла».
  6. «Мои первые финансовые сказки» (возрастная категория 5-8 лет).
  7.  Сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов».
  8. Сборник рассказов Л.В.Кнышева «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
  9. Сборник сказок: «Экономические сказки для детей дошкольного возраста».
  10. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.
  11. Книжки раскраски «Увлекательные финансы для детей».
  12. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.
  13. Л. В. СТАХОВИЧ, Е. В. СЕМЕНКОВА «Финансовая грамотность»
  14. сценарии обучающих сказок.
  15. Учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей».
  16. Обучающая книга для педагогов и родителей «От куда берутся деньги».
  17. Подборка пословиц и поговорок.
  18. Сборник проблемных ситуаций.
  19. Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».
  20. Министерство финансов ставропольского края
  21. ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» «Сборник авторских сказок».
  22. Краткий словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда.

  1. Игровой центр  - «Сова». Интерактивная программа для быстрого доступа к образовательным играм и занятиям.
  2. Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар».

      «Ассоциации», «Приключение девочки Настеньки», «Сказка о мудром Бобре», «Товарный склад», «Сказка на новый лад».

  1. Цикл игр на тему «Деньги»

         «Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой               или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход»,

  1. Цикл игр на тему «Мир профессий» (автомеханик, слесарь, швея и портной, переводчик, стоматолог, стилист, инженер электрик, космонавт, астроном, строитель и т.д). «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий».
  2. Цикл игр на тему «Реклама»

«Где можно увидеть рекламу?», «Мороженное от Матроскина», «Рекламный буклет», Создай рекламу», «Создатели рекламы», «Где можно узнать о рекламе?», «Рекламное агентство».

Интерактивные пособия - лэпбуки.

  1. лэпбук «Бюджет семьи»

Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходуЛэпбук «Деньги разных стран»

  1. Лэпбук «Юный экономист»

 Содержание: «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.

Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:

Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.

Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.

Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.

Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).

  1. Лэпбук  «Экскурсия в банк».
  2. Лэпбук  «Музей денег».

Все пособия комплекта выполняют системообразующую, координирующую, и интегрирующую функцию, служат своеобразным «каркасом», объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения). Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу продумать и организовать образовательную деятельность. В содержание образовательной деятельности введен региональный компонент в виде виртуальных экскурсий в банк, в магазин и т.д., проблемно-творческих заданий, логических игр. Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.

Информационный материал для родителей.

  1. Обучающая книга для родителей «От куда берутся деньги».
  2. Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».
  3. Альманах «Бедный Папа» ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
  4. Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими.
  5. Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка.
  6. Консультация «Система финансового обучения ребенка в семье».
  7. Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».
  8. Консультации и рекомендации для родителей: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
  9. Консультация «Игрушки. А можно поменяться?..»
  10. Консультация  «Как рассказать ребенку о деньгах?»
  11. Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?».
  12. Консультация «Полезные привычки в быту».
  13. Памятка: «Учим зарабатывать деньги».
  14. Памятка: Советов по построению взаимоотношений с ребенком в финансовой сфере.
  15. Памятка для родителей «Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности.
  16. Памятка для родителей «Учим правильно тратить».
  17. Памятка «Платные поручения».

Список литературы.

  1. Аменд, А.Ф., Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки / А.Ф. Аменд, И.Б. Сасова. – Москва: Просвещение; 1988. – 192 с.
  2. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – 2010. – № 9. –  С 3-6  
  3. Горяев, А., Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам / А. Горяев, В. Чумаченко  – 2010. – 42 с.
  4. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – Москва: КноРус; – 2012. – 106 с.
  5. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.
  6. Козлова, С.А.  Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова –  Москва, 1998. 7. Макаренко, A.C. Сочинения: В 7 т. Т.4./ А.С. Макаренко.– Москва: Изд-во АПН РСФСР; 1957. – 321 с.
  7. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016. 9. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.
  8. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
  9. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  10. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  11. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.
  12. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8.  
  13. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.  
  14. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  15. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.
  16. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.
  17. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  18. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.
  19. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  20. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.
  21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999. 
  22. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.
  23. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006.
  24. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4.
  25. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или «Как мы играем в экономику»: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.  
  26. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.  
  27. Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  28. УльеваЕ. Откуда берутся деньги? энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.
  29. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  30. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  31. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
  32. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 
  33. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023. 
  34. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016

Интернет ресурсы.

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:    
  2. www.festival.1september.ru , свободный. - Загл. с экрана.  
  3. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml , свободный. - Загл. с экрана.  
  4. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.  
  5. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/  , свободный. - Загл. с экрана.  
  6. https://zolotayaribka.caduk.ru/p175aa1.html 
  7. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://vscolu.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.  
  8. Русакова И. Н. Результаты анкетирования родителей «Трудовое воспитание дошкольников»/ МБДОУ «Детский сад №10», Чита - Электронный ресурс: http://10chita.detkin-club.ru/custom_7/189200 

Обучающее видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы –Что такое деньги?

https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0   

- Азбука денег тетушки Совы –Умение экономить.

https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

- Азбука денег тетушки Совы –Семейный бюджет.

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

 Азбука денег тетушки Совы –Карманные деньги.

https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы –Потребности и возможности.

https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы –Мои домашние питомцы.

https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы –Работа и зарплата

https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики–Деньги

https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

https://www.youtube.com/watch?v=3scFRcIIid0 

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE 

Союзмультфильм «Так сойдет»

https://www.youtube.com/watch?v=-dLf7Ji_iQA 

Союзмультфильм «Пятачок»

https://www.youtube.com/watch?v=bCuB4DxkVRg 

 «Вершки и корешки»

https://www.youtube.com/watch?v=ju5gQaBEsH8 

Союзмультфильм «Сказка про лень»

https://www.youtube.com/watch?v=tTWiVL6XIZg 

Мультсериал «Навигатум»:

Профессия Ветеринар»

https://www.youtube.com/watch?v=ZYtjFAupEb4 

серии «Азбука денег тётушки Совы» 

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

О банке  (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

Безналичные деньги   (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

Я вырасту богатым   (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...