Дидактические игры для обучения дошкольников основам финансовой грамотности.
картотека по основам финансовой грамотности
Картотека игр по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по финансовой грамотности. | 592.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
для обучения дошкольников
основам финансовой грамотности.
«Что можно купить за деньги и что нельзя» Задачи: формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- дружба, окружающий мир или природа, семья, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения. Ход игры: Воспитатель раздает ребенку карточки, а ребенок отбирает в одну сторону, что можно купить, а в другую сторону, что нельзя купить за деньги. При этом объясняя свой выбор. В конце игры воспитатель делает вывод, что есть вещи которые можно купить за деньги и их надо беречь. |
Дидактическая игра- лото «Семейный бюджет» Задачи: формирование у детей первоначальных основ финансовой грамотности в области планирования и управления семейными и личными финансами. Ход игры: Воспитатель раздает «деньги» - монеты, дети решают на что потратить деньги, «распоряжаются» семейным бюджетом. куда больше всего положат, те нужды и будут удовлетворены больше всего. |
«Что дороже?» Задачи: формировать знания детей о видах товаров, их классификации; развивать наблюдательность; упражнять в использовании жизненного опыта в анализе стоимости товаров, применение при этом арифметических действий; использование арифметических знаков. Материал: карточки для классификации товаров на две группы "Дороже" и "Дешевле"; карточки товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, продукты питания, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт. Ход игры: Детям предлагается определить категории товаров: товары для творчества, продукты питания, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт. Затем разложить карточки-товары на две группы, с учетом знаков неравенства, «дороже» - «дешевле». |
«Сложи монеты в кошелёк» Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, различать монеты и собирать указанную сумму разными способами, закреплять состав числа из 2-х меньших в пределах 10. Материал: дидактическое пособие: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей). Ход игры: Детям предлагается выбрать кошелёк и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет. |
«Доходы-расходы» (3 варианта) Задачи: знакомить детей с понятием «семейный бюджет» и его составляющими (доходы и расходы семьи). Формировать знания о расходах семьи, потребностях человека, их многообразии, упражнять в умении определять разницу между «хочу» и «надо». Развивать кругозор и познавательный интерес. Материал: карточки-поля «доходы», «расходы», карточки с видами доходов: зарплата, пенсия; расходов: на продукты, на одежду, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на медицину, образование, гигиену и др. Ход игры: 1вариант: Ребятам предлагается разложить карточки на два поля «доходы» и «расходы», отмечая при этом большое количество потребностей человека. 2 вариант: Фишками зеленого цвета отмечают основные (жизненно важные потребности), красного-не основные. 3вариант: Раздать картинки между участниками игры и попросить детей рассказать в какой ситуации семья получает доход, а в какой случаются расходы. |
«Беречь-значит экономить!» Задачи: продолжать знакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; формировать представления о взаимосвязи бережного отношения к вещам и предметам обихода и экономии семейного бюджета, знакомить детей с доступными для них способами экономии бюджета семьи. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку. Материал: карта-поле с изображением различных ситуаций бережного и нет отношения детей к различным предметам, фишки зеленого и красного цвета. Ход игры: Ребятам предлагается отметить фишками красного цвета картинки, на которых изображены действия небрежного отношения к вещам, приводящие к трате семейного бюджета. Фишками зеленого цвета картинки способствующие экономии бюджета. Можно предложить детям привести примеры из собственного опыта, как они помогают родителям экономить. |
«Учись экономить». Задачи: знакомить с понятиями "экономия", "бережливость"; со способами экономии семейного бюджета. Формировать умения разделять потребности человека и его желания, дифференцировать предметы и услуги по степени их значимости, делая логические выводы. Упражнять в умении определять реальные потребности в приобретении определенных товаров и услуг. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Материал: Магнитное поле, картинка с изображением веселого кошелька, сюжетные картинки. Ход игры: Детям предлагаются карточки, из которых необходимо выбрать только те, которые позволяют экономить семейный бюджет и разместить их на магнитном поле. Ребята аргументируют свой выбор, придумывают свой способ экономии бюджета. Обсудить с дошкольниками, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов и что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить». |
Дидактическая игра «Монеты и купюры» Задачи: формировать у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о монетах и купюрах. |
«Чей труд важнее?» Цель: Закрепление знаний детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью. Оборудование: набор картинок с изображением различных действий взрослых людей (домашние дела и профессии). Ход игры: Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж пылесосит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева. Задание 1: Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю). Задание 2: Сгруппировать те картинки, на которых изображены домашние дела. (стирка домашнего белья, уборка дома, прополка огорода и др.) Результат: дети дифференцируют виды трудовой деятельности человека, понимают, что есть труд общественно полезный, за который получают деньги (зарплату), а есть домашний труд, за который получают похвалу. И тот и другой важны для человека. |
«Кто как работает?» Цель. Расширение представлений о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Оборудование: сказочные герои: Золушка, Буратино, Крот, Дюймовочка, Кот в сапогах, Емеля, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Изображения солнышка и тучки. Ход игры: Покажите волшебный сундучок, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана), лесенка, предложите каждому ребенку достать из сундучка рисунок с изображением сказочного героя. Правила игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи». Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
|
«Сложи денежку» Цель: Формирование у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о монетах и купюрах, представление о целостных образах предметов, продолжать учить детей складывать из частей целое. Оборудование: Разрезанные карточки монет и купюр. Ход игры: Разрезанные карточки раскладывают на столе хаотически и предъявляют ребенку. Количество частей и способ разрезания от более простого к сложному (разрез по прямой или по косой линиям). Картинку предлагают собрать после того, как найдены все части купюры или монеты. В качестве усложнения задания можно предложить детям собрать картинку «в паре» или на скорость. |
«Хорошо-плохо» Цель: Закрепление представлений у детей о том, что надо беречь энергию, воду. Оборудование: картинки с экономическим ситуациями (горит свет, бежит вода из под крана, грязная вода, помятый лист бумаги, отрез ткани и вырезанный на ней небольшой кусочек и т.п.). Ход игры: Воспитатель называет экономические ситуации, а ребенок отвечает, хорошо это или плохо (например, днем горит свет – это хорошо или плохо?; течет кран – это хорошо или плохо и т.п. |
«Накопи-КА» Цель: Формирование у детей умения сравнивать количество монет. Оборудование: игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого ребёнка, монеты. Ход игры: Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк" располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1, +2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет. -1, -3 - вернуть в банк соответствующее количество монет. Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монет. Усложнить: Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько осталось в банке. |
«Учимся экономить» Цель: Формирование умения у детей представления о том, как экономить деньги. Оборудование: ноутбук с картинками, проектор. Ход игры: Детям необходимо выбрать и назвать то, от чего можно отказаться и сэкономить бюджет семьи. Кто лучше сэкономит, получит фишку. На слайде появляются изображения еды, одежды, машины, игрушек, овощей и фруктов, оплата коммунальных услуг, кафе и дома, транспорта. Педагог задает детям вопрос: от чего можно отказаться, чтобы сэкономить деньги? |
«Что дешевле?» Цель: Формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене, чтобы при покупке товара сэкономить деньги. Оборудование: карточки с изображениями разных предметов, ценники, деньги. Ход игры: сначала дети подбирают предметы контрастные по цене, а затем устанавливают ассортименты товаров (сериационные ряды) – от предмета самого дешёвого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы. Так же просим сделать какую-то покупку, так чтобы сэкономить, например, на билет в кино. |
Денежкины домики» Цель: знакомство с понятиями связанными с хранением накоплением денежных средств. Оборудование: «копилка», «банк», «кошелек» и монеты разного достоинства, набор цифр от 1 до 20. Ход игры: Играют 2-3 ребенка. Детям раздается одинаковое количество монет номиналом: 1руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. Задание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для копилки – 5 рублей, для кошелька – 10 рублей, для банка – 20 руб. и т.д. Приветствуется наличие разных вариантов. |
Дидактическая игра «Сдача» Цель: Формирование умения делать первичные экономические расчеты. Оборудование: банкноты разным номиналом, лист бумаги, карандаш Ход игры: У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек. |
«Какие бывают доходы» Цель: Уточнение знаний детей об основных и дополнительных доходах. Оборудование: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбора ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход. Ход игры: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы |
Дидактическая игра «Размен» Цель: Обучение детей считать деньги. Оборудование: монеты и купюры разных номиналов. Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. |
«Долг платежом красен» Цель: Обучение детей занимать и отдавать долги. Оборудование: набор картинок, карточки с процентами которые нужно вернуть подолгу карточки с надписями « Банк», « Микрозаймы», « Работа» Ход игры: Дети делятся на четыре группы. Первая это заемщики, вторая работники банка и третья работники микро финансовой организации, четвертая работодатели. Детям второй и третей команды раздается одинаковое количество карточек. Задача детей первой группы взять в долг и успешного его вернуть. При этом есть еще карточки у детей из четвертой группы, но чтобы их получить детям из первой группы надо выполнить задание. Например: Ребенок занял мандарин и через некоторое время вернул его с процентами мандарин и одну дольку, (схема кредита в банке) или три мандарина (схема займа в микро финансовой организации). Особо креативным заданием может стать «выбивание долга» — конечно, не физическими способами, а путем переговоров. (Навыки доброго коллектора могут пригодиться в воспитательном процессе.) |
Домино «Русские деньги» Цель: Закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских денег, их особенностях. Оборудование: костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе. Ход игры: Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: 1руб. к 1руб.; 2руб. к 2 руб.и т.д. Игровые действия: Правила игры – общие для домино. 1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи. 2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. 3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход. 4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем |
«Школа банкиров» Цель: Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и количество. Оборудование: купюры разного достоинства Ход игры: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д. Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой - в 5 рублей; в третий - в 1 рубль. Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1). Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1). Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья – за квартиру и т. д. Воспитатель: Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем. |
«Построй по алгоритму» Цель: Закрепление знаний детей о профессиях, научить выстраивать логическую цепочку действий, необходимых для получения результата. Оборудование: карточки с изображением алгоритма. Ход игры: Дети делятся на команды по профессиям. В соответствии с профессией они получают задания (например, если повар, то приготовить какое-либо блюдо). Предлагаются карточки с изображением определенного алгоритма, дети должны в правильном порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм и получить нужный результат, продукт деятельности. Только при правильном последовательном выполнении действий, получают зарплату по результату. |
«Назови профессии по результату труда» Цель: Расширение представлений детей о профессиях и их результате, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям. Оборудование: два набора карточек - с изображением разных профессий и с изображением результата труда этих профессий. Ход игры: Дети получают разные карточки – у одних изображены профессии, у других результат труда этих профессий. По команде детям нужно собраться в пары - профессия и результат труда этой профессии (торт-кондитер, дом – строитель …) Результат: дети знают разные профессии и то, что получается в результате труда этих профессий. |
«Планирование» Цель: Формирование знаний детей о времени, часах, понятие о расписании на день. Оборудование: Большое поле в виде циферблата, маленькие карточки с изображением различных видов деятельности (карточки со словами, обозначающими различные виды деятельности детей) Ход игры: В начале дня дети, при помощи воспитателя, планируют свою деятельность на завтрашний день. «Как начинается ваш день?» «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?» Вспоминают, какой завтра день, какие занятия проходят в этот день недели, планируют что, например, будут наблюдать на прогулке. Если на носу важное мероприятие, объясните это ему. Раскладывают карточки с рисунками или словами (для детей умеющих читать) по часам: подъем, умывание, идем в сад, завтрак, занятия, обед, прогулка, наблюдения и эксперименты и т. д. Как вы считаете, нужно ли планировать свои возможные действия (например в выходные дни)? Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудить с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей. |
«Планирование семейного бюджета» Цель: Обучение детей распределять семейный бюджет с помощью дидактической игры (на что целесообразней потратить семейный бюджет). Оборудование: Основные ячейки: доходы и расходы, вспомогательные ячейки: виды доходов, виды расходов. Карточки с изображением необходимых для семьи вещей (продукты питания, бытовая техника, мебель для жилья, одежда) и не столь необходимых (игрушки, сладости, ролики, самокат и т.д); Бумажные монетки номиналом 1 рубль. Ход игры: ЗАДАНИЕ №1. Распределить расходы и доходы - Перед вами находятся картинки доходов и расходов семьи. Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам? Варианты дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия. Варианты расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги. ЗАДАНИЕ №2. Распределить расходы семьи Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Вам выделяется семейная копилка. Вы решаете, на что потратить деньги. Ваша задача – распределить, на что вы потратите, куда израсходуете деньги? (Воспитатель раздает «деньги» - монеты, куда больше всего положат, те нужды и будут удовлетворены больше всего. Монеты можно класть не на все картинки-нужды. Распределяя монетки по ячейкам, дети используют счет в пределах 20. По итогам распределения монет должна остаться она монета номиналом 1 рубль - это экономия денег, полученная путем правильного распределения денежных средств. Монету можно положить в копилку и использовать в дальнейшем для покупки товаров в магазине игрушек.) |
«Составляем план покупок» Цель: Формирование у детей понятия «список покупок». Упражнение в умении следовать заранее запланированному списку покупок, приобретать товары на заданную сумму денег Оборудование: Картинки продуктов, деньги разным номиналом, песочные часы, лист бумаги, карандаш Ход игры: Каждый ребенок создает «Список покупок», он может нарисовать или написать перечень покупок для приготовления отдельных блюд. Все продукты вы будете закупать в магазине « Гастроном» « Гастроном»- это магазин, где продают только продукты питания. Если затрудняется, пробуем все вместе составить список. 1.Молочная рисовая каша (молоко, рис, масло, сахар, соль) 2.Яичница с колбасой ( яйца, масло, колбаса) 3.Макароны с сосисками ( макароны, сосиски, масло) 4. Салат из овощей ( помидор, огурец, перец и т.д.) Педагог просит собрать покупки в корзинку. А затем рассказать, что он «купил» и почему. Игру постепенно можно усложнить, попросив ребенка классифицировать «товары» в «списке покупок» (молочные продукты, фрукты, канцтовары, пр.) и где всё это можно приобрести, экономя время. Для повышения интереса к игре можно предложить старшему дошкольнику собрать «покупки» наперегонки с товарищем или ограничить время сбора, используя песочные часы. Следующий вид усложнения игры: предлагаем ребенку купить товар только в рамках своих возможностей, на определенную сумму денег. Деньгами могут быть пластмассовые кружочки, на карточках- стоимость продукта в виде количества кружочков. Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других, но с условием, что стоимость обмена будет одинакова. Разнообразить игру можно путем составления списка покупок для определенного мероприятия («Готовимся к 1 сентября», «день рождения», «собираемся в деревню» и пр.). |
«Волшебные превращения денежки» Цель: Ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран). Оборудование: Волшебная палочка, деньги разных стран. Ход игры: Дети заочно путешествуют с денежкой-рублем в другие страны. Волшебная палочка все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников. В каждой стране денежка имеет свое «имя»: в России – рубль, в Германии – марка, на Украине – гривна, в Белоруссии – зайчики и т. д. Итог: валютой называют денежную единицу (деньги) любой страны. |
«Занять и одолжить» Цель: Формирование у детей понимания, что такое занимать и одалживать. Оборудование: листы бумаги, карандаши красные и синие. Ход игры: Дети делятся на две группы, берут листы бумаги, одна группа берет красные карандаши, другая синие. Группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Чтобы выполнить задание, им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши. |
«Поезд монет и купюр» Цель: Обучение детей выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр. Ход игры: |
«Товарный поезд»
|
Младшего дошкольного возраста |
«Что дешевле, а что дороже?» Цель: Дать понятие "дорого" и "дешево" с помощью формирования элементарных математических представлений о величине предметов. Материал: Карточки, где изображены, по 2 разных предмета на каждой и монеты маленького и большого размера. Ход игры: Перед детьми разложены карточки, где нужно определить, какой товар стоит дешевле, а какой дороже. Рассуждая и сравнивая предметы, дети определяют, например маленькая конфета стоит дешевле, значит на нее кладём маленькую монетку, а большой игровой конструктор, о котором многие мечтают, наверняка будет стоить дороже конфетки, значит и монетка для него большая и т. д. |
«Совершаем в магазине одну или много покупок» Цель: Развивать у детей умение сопоставлять группы из однородных предметов, различать понятия один - много. Материал: Отдельные карточки с предметами (одна конфета, много конфет, много монет одного размера. Ход игры: В данной дидактической игре дети взаимодействуют с педагогом. В магазин приходят дети с монетами и просят у воспитателя: «я хочу купить одно яблоко» и взамен на яблоко дает одну монетку. Или «Продайте мне, пожалуйста, много конфет» за что даёт много монет за покупку. Тем самым ребёнок учится различать один-много в плане покупок и соотнести их с количеством монет, данными взамен покупки. |
средняя дошкольного возраста |
«Мы играем в профессии» Цель: Расширять представление детей о разнообразии профессий, и их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессии, и соотносить их, распознавая по величине. Материал: Куклы би-ба-бо и инструменты по профессиям. Ход игры : Педагог с помощью кукол, в костюмах разных профессий, рассказывает детям о той или иной профессии, а дети должны найти какой профессии необходимы те или иные инструменты для работы (врачу-термометр, шприц, повару- поварёшка, пожарному-огнетушитель и т. д.). Затем начинаем сравнивать инструменты по величине, шприц (термометр)-маленький, огнетушитель большой, поварёшка больше термометра, но меньше, чем огнетушитель и т. д. |
«Одень куклу в соответствии с профессией» Цель: Формировать представления о содержании известных профессий (какие, закрепляя счёт до 5-ти и выкладывать счетный материал (например повар испёк 5 булочек). Материал: Кукла и много костюмов разных профессий. Ход игры: Педагог рассказывает детям о профессиях, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети подбирают одежду и называют соответствующую профессию. Например, кукла в белом колпаке, какой костюм ей подойдёт? Правильно, костюм повара. Дети с удовольствием одевают на куклу костюм и проговаривают, чем же занимается повар и что он делает. Например, выпекает вкусные булочки. Сколько булочек? Дети считают (до пяти). |
«Назови профессии по результату труда» Цель: Расширение представлений детей о профессиях и их результате, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям. Оборудование: два набора карточек - с изображением разных профессий и с изображением результата труда этих профессий. Ход игры: Дети получают разные карточки – у одних изображены профессии, у других результат труда этих профессий. По команде детям нужно собраться в пары - профессия и результат труда этой профессии (торт-кондитер, дом – строитель …) Результат: дети знают разные профессии и то, что получается в результате труда этих профессий. |
«Что кому нужно?»
Материал: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения. |
«Кому что нужно» 2
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. |
«Кто что делает?»
|
«Назови профессии» Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий. Материал: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий. Правила игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности. |
«Кто трудится, кто играет»
|
«Хочу и надо»
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. |
«Купи другу подарок» Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. |
«Кому что подарим» Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор, воспитывать желание дарить подарки своему другу, родителям и т.д., приучать к самостоятельности. Материал: карточки – картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга. Ход игры: вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор. |
«Угадай, где продаются»
|
«Не ошибитесь» Цель: Закрепление знаний детей о последовательности процесса покупки товара Оборудование: мольберт, сюжетные картинки Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: - папа дает ребенку деньги; - ребенок идет по улице с пустой котомкой; - ребенок входит в магазин; - стоит у кассы; - берет хлеб у продавца; - идет домой с наполненной сумкой. Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий. Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий. |
«Наши цели» Цель: Формирование желания и умения ставить перед собой цели; строить планы, действовать по плану и достигать цели. Оборудование: карточки картинки с изображением различных героев: Человек – паук, Маша (« Маша и Медведь»), Гена (из Барбоскиных), фломастеры, листы бумаги. Ход игры: Ребята, давайте сегодня с вами помечтаем .У вас есть, какие - нибудь цели в жизни? Наверное, есть герой из сказки, или из мультфильма, на кого бы вы хотели быть похожими? Цель – это всего лишь мечта. А мечты, за которыми не следуют действия, не имеют никакой реальной силы. Давайте разделимся на 3 команды: 1-я команда: Хочу быть ловким, как супермен. 2-я команда: Хочу так же хорошо петь как Маша, из мультфильма « Маша и Медведь» 3-я команда: Хочу быть знающим, как Гена из мультфильма « Барбоскины» Перед каждым из вас стоит цель. Для того чтобы ее достичь надо немало потрудиться. Давайте выясним, что же следует сделать. Я буду называть необходимые вещи для человека, а вы должны выбрать, что понадобиться вам для того, чтобы достичь цели. Готовы. 1. Много читать. 2. Заниматься спортом. 3. Заниматься музыкой с педагогом. 4. Питаться правильно и полезно. 5. Рано вставать и планировать свой день. 6. Откладывать и копить деньги, чтобы можно было купить все необходимое для достижения цели. |
«Что быстрее купят?»
|
«Что и когда лучше продать?» Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец. Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Ход игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний». |
«Что лежит в черном ящике» Цель: Сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения. Ход игры: Воспитатель берет роль ведущего на себя. Предлагает детям выбрать команду из 6 человек, которые будут играть за игровым столом. На игровом поле расположены сектора. Предлагаются правила игры: крутишь барабан стрелка указывает на вопрос. Ведущий задает команде вопрос, команда обсуждает его. Если ответ неправильный, или его нет, вопрос переходит к зрителям. За каждый правильный ответ команда, или зритель получает фишку. (Вопросы для игр подбираются из книг). Вопрос: Во многих русских народных сказках герой получает награду за свои подвиги (полцарства, дворец, кота). Что это на языке экономики? (Доход). — Угадай, как оно зовется Что за деньги продается Это не чудесный дар А просто-напросто…(товар). — Я есть особый институт, Где деньгам строгий счет ведут, Кредиты фирмам предоставляют Финансами там управляют. Вклады ваши разместят Их очень строго сохранят. «Банк» Сектор «Загадка». Нужно отгадать сказку. Читается отрывок: «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась за богатством и мачехина дочь, но вернулась с одними убытками». («Морозко»). Сектор «Черный ящик»: То, что лежит в черном ящике можно купить и затем продать с прибылью. Если у вас их будет много вы сможете стать владельцем магазина, фабрики, предприятия. Что это? (Акция). Кроме того, на поле есть еще сектора «Музыкальна пауза», «Подвижная игра». В конце игры победители награждаются заранее приготовленными «акциями», которые можно вложить в дело по своему усмотрению. В группе стоят три стола. На первом — конфеты, на втором – игрушка, на третьем –более ценный приз. Ребенок может вложить в свою «акцию» в «предприятие» первого стола, получив за неё сразу же конфеты. Если он хочет приобрести игрушку, то должен вложить «акцию» в «предприятие» второго стола, но владельцем он сможет стать только через месяц. Более ценный приз ребенок может получить только через год. Дети самостоятельно выбирают варианты. |
«Магазин игрушек» Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли –продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. Правила: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. |
«Сделал дело – гуляй смело» Цель: Закрепление представлений у детей подводить итоги – всего, что делали и планировали. Содержание: исследование, ситуационные задачи, обсуждение Ход игры: Давайте рассмотрим разные жизненные ситуации в картинках, в которых вы часто оказываетесь, и посоветуемся, что нужно сделать, чтобы родители разрешили вам пойти гулять. Первая ситуация: Девочка расчесывает куклу, по комнате разбросаны игрушки, с кровати свешиваются колготки, на полу валяются носки. Вопросы: О чем нам говорит эта ситуация? Вам нравится, что все игрушки и вещи раскиданы? Что должна сделать девочка , чтобы ее отпустили гулять? Вторая ситуация: мальчик помогает маме, мама моет посуду , а мальчик ее вытирает. Вопросы: О чем нам говорит эта ситуация? Хорошо ли поступает мальчик , помогая маме? Стоит ли его отпустить гулять? Третья ситуация: Девочка с бабушкой занимаются : учат буквы. Вопросы: О чем нам говорит эта ситуация? В каком случае стоит отпустить девочку гулять? Четвертая ситуация: Мальчик рисует на стене фломастером, а мама на кухне моет посуду. Вопросы: О чем нам говорит эта ситуация? Что заслужил мальчик за свой труд? Стоит ли отпускать его гулять? |
«Какие бывают доходы» Цель: учить детей правильно распределять доходы (основные и неосновные), развивать знания о дополнительных доходах семьи и воспитывать бережное отношение к деньгам. Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, швеи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход. Ход игры: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы. |
«Магазин самообслуживания» Цель. Закреплять у детей знание порядкового счета, состав числа. Развивать речь и мышление. Материал: Атрибуты для игры «Магазин». Игровые задания. 1. Выбрать в магазине нужные овощи и фрукты; подсчитать их стоимость и оплатить в кассу; полученный у кассира чек отдать контролеру. 2. Назвать продукты и рассказать, что из них можно приготовить. |
«Пройди в ворота» Цель. Закреплять умение считать, знание состава числа. Воспитывать внимание, сообразительность. Оборудование. Карточки, «ворота» с изображением чисел. Игровое задание. Детям раздаются карточки с разным числом монет. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т. е. ребенка, число монет на карточке которого в сумме с монетами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
|
«Волшебный эликсир» Цель: Закрепление представлений у детей, что не все продается и покупается, есть важные для каждого человека ценности, которые за деньги купить невозможно. Оборудование: шляпа, волшебная палочка, картинки с баночками. Ход игры: Педагог одевает шляпку, берёт волшебную палочку и превращается в волшебницу, у которой в баночках собран разный волшебный эликсир, если его выпить, то сбудется то, что на нём написано. (здоровье, любовь, богатство, дружба, большой дом, дорогая машина, крепкая семья….) Детям необходимо выбрать для себя три баночки, которые сделают их счастливыми. Дети выбирают, а затем объясняют свой выбор. |
«Что важнее?» Цель: Формирование умения у детей представления об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Оборудование: карточки с изображение предметов роскоши и жизненной необходимости, фишки Ход игры В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях. Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека. Задание 2. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и т.п |
Чей труд важнее?» Цель: Закрепление знаний детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью. Оборудование: набор картинок с изображением различных действий взрослых людей (домашние дела и профессии). Ход игры Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж пылесосит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева. Задание 1: Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю). Задание 2: Сгруппировать те картинки, на которых изображены домашние дела. (стирка домашнего белья, уборка дома, прополка огорода и др.) Результат: дети дифференцируют виды трудовой деятельности человека, понимают, что есть труд общественно полезный, за который получают деньги (зарплату), а есть домашний труд, за который получают похвалу. И тот и другой важны для человека. |
«Денежный поток»
|
«Монополия»
|
«Банкомат» Задачи: формирование знаний воспитанников о предназначении банкомата, его функции и особенностях работы. |
Дидактическая игра «Магазин» Задачи: учить детей практически выполнять действия по приобретению товаров, проговаривать вслух фразу «СТОИТ», «ПЛАЧУ», «СДАЧА». |
Дидактическая игра- лото «Магазин» Задачи: учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности
Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности...
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»...
"Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них....
«Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности в условиях детского сада»
laquo;Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности в условиях детского сада»...
Презентация "Использование игровых технологий при обучения дошкольников основам финансовой грамотности"
Презентация" Использование игровых технологий при обучения дошкольников основам финансовой грамотности". Опыт работы...
Презентация "Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности"
Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей....