Конспект занятия по финансовой грамотности
план-конспект урока по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Арбузова Наталья Николаевна

Тема: "Как разумно тратить деньги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.kak_tratit_dengi._otkrytoe_zanyatie.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальное казённое дошкольное учреждение Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности  для детей  старшего дошкольного возраста.

Тема: «Как разумно тратить деньги»

 Подготовила: Арбузова Наталья Николаевна

                                                         Должность: старший воспитатель

с.Новобирилюссы, 2024 г.

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия:   правильное и рациональное  распределение денег  между необходимым и тем, что хочется.

Задачи:

Образовательная:  ответить на вопросы беседы, распределить товары по расходам.

Развивающая: делать выбор между необходимым и тем, что хочется  

Воспитательная:  внимательно слушать собеседника, не отвлекать других детей.

Дидактическая задача: формирование осознанного отношения к деньгам.  

Планируемые результаты:

Предметные: владение понятиями: деньги, рубль; номинал.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, литературное чтение.

 Оборудование:   раздаточный материал: таблички с надписями обязательные расходы, необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, карточки с изображением семейных расходов;  игрушки: самолетик, машинка, юла, овощи, фрукты, заколки, бусы, кукла, косметика: 10 монеток номиналом в 1,2,5 рублей.

  1.Организационный момент.

Ход занятия

Выходит Сова – мудрая голова  под музыку на лесную полянку.

Сова: Сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла в нашем лесу. Однажды зайки Мазайка пошли в лесной магазин, чтобы купить морковку и капусту. У них было два орешка: один орешек, чтобы купить морковку, а другой- капусту. Вы уже знаете, что в нашем волшебном лесу все звери за работу получают денежки-орешки.

Появляются братья зайки Мазайки, у каждого в лапке по орешку. Навстречу зайкам выходит ежик Колючка.

Ёжик обращается  к зайкам: Друзья, вы куда спешите?

Зайки хором: Мы идем в магазин, чтобы купить морковку и капусту.

Ёжик обращается к детям: Что значит купить?

(Ответы детей)

Первый зайка: Покупать- значит брать что-то в обмен на деньги. Мы собираемся в обмен на орешки получить морковку и капусту.

Ёжик: А разве вы уже съели все свои запасы?

Первый зайка: Да, мы не рассчитали немножко. Зима холодная, и все время хочется есть.

Ежик: В наш магазин привезли очень интересные игрушки.

Второй зайка: А какие, Колючка? Расскажи!

Ёжик: Мне, например, очень понравился самолетик. Он так здорово летает! Но к сожалению , он очень дорого стоит, целых два орешка.

Зайка хором: Целых 2 орешка?!

Второй зайка обращается к зайке Мазайке: Братик! Давай купим такой самолетик, запустим его, и он будет летать! Как же интересно и весело!

Первый зайка: но у нас только два орешка, и мы должны купить еду…

Сова обращается к детям: Вот так ситуация! Что же делать зайкам: купить еду или игрушку-самолетик? Как вы думаете, что важнее?

(ответы детей)

Зайки плачут.

Сова зайкам отвечает: Эх, зайки, что же вы развели такую сырость? От слез ничего не изменится. Надо принимать решение!

Первый зайка: нам и есть хочется , и игрушку купить хочется…

Сова: Что-то я не замечала, что голодные веселились и играли. Хорошо веселиться на сытый желудок.

Второй зайка (капризно) : Хочу самолетик! Хочу! Хочу!

Первый зайка обращается к детям: Что же мне с ним делать? Как поступить? Если мы истратим деньги и купим игрушку, нам нечего будет есть…

(ответы детей)

Сова обращается к зайкам и детям: Когда идешь в магазин , всегда надо выбирать то, что важнее . в магазине много интересного и заманчивого, но купить всё невозможно. Если потратить деньги на игрушки и другие «хочу», можно и с голоду умереть. Дети вы со мной согласны?

(ответы детей)

Второй зайка обращается к детям: А что такое «тратить» и «расходовать»?

(ответы детей)

Сова подводит итог: Тратить, расходовать – это значит использовать для чего –то нужного, платить за что-то, делать выбор между тем, что необходимо, и тем, что хочется.

Второй зайка обращается к детям:  но ведь играть, веселиться и лакомиться тоже очень хочется. Как же быть, ребята? (ответы детей)

Сова подводит итог: Надо всегда в первую очередь думать о самом важном и необходимом, а потом уже о развлечениях, лакомствах и баловстве думать.  А для этого надо правильно распределить заработанные денежки-орешки.  Например, заработал три орешка – раздели: два орешка отложи на еду, а один отложи на игрушки и удовольствия. Понятно?

Зайки хором отвечают: Понятно!

Второй зайка: Бежим скорее, купим морковь и капусту, а потом будем работать, зарабатывать орешки и распределять их: решим, что покупать и сколько тратить!

Сова обращается к детям: А Вам, ребята, понятно?

(ответы детей)

 Сова:  Сейчас вы,  отправитесь в магазин,  у вас  есть 5 монеток разного номинала.

 -Представьте, что мама отправила вас в магазин и попросила купить продукты, чтобы приготовить обед.

У каждого из вас 5 монеток. На одну монетку можно купить только 1 товар.

-Отправляемся за покупками.

Дети совершают покупки в импровизированном магазине.

Сова: Посчитайте стоимость своей покупки.

-Что купили? Почему этот товар?

-Хотелось ли купить, что-то другое.

-Почему удержались и не купили?

Сова: А теперь давайте разберем сделанные вами  покупки. Разложите свои покупки по столам - расходов.

Дети по очереди раскладывают свой купленный товар  на столы и комментируют, почему они выбрали тот или иной стол.

                                         Физминутка.

«Считаем денежки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку  считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Сова: Какие расходы мы называем основными или обязательными? (продукты, вещи первой необходимости)

Сова: Какие расходы мы называем необязательными? (игрушки, украшения, нарядные платья и т.д.)

Сова: Какие расходы мы называем непредвиденными? (лекарства)

Сова: Что мы понимаем под словом сбережения? ( копить, откладывать)

На интерактивной доске изображены «Семейные расходы». Детям необходимо определить расходы и  разложить их.

Воспитатель предлагает детям разбиться на 2 группы и поиграть в  «семью» из 6 человек – папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь.  И распределить между собой роли.

Воспитатель: Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом, который составляет 15 рублей. Вы решаете на семейном совете, на что потратить деньги. Ваша задача – договориться между собой, на что вы потратите и куда израсходуете деньги.

Дети советуются друг с другом, спорят, доказывают и потом озвучивают свой выбор, на что   и как потратят семейный бюджет.

Воспитатель:  А сейчас, ребята разберем одну ситуацию. Послушайте внимательно.

«Выдалась хорошая погода и родители Саши решили отправиться в парк. В парке было много аттракционов, которые очень любил Саша. Мальчику выделили деньги и разрешили самостоятельно ими распорядиться. Саша взял деньги и радостно побежал выбирать, но вскоре вернулся. Родители удивились и спросили «Ты так быстро накатался?»

Саша ответил «Я решил не тратить деньги на аттракционы, купил только шоколадку!». Саша объяснил, что хочет сберечь эти деньги, подкопить еще и купить себе радиоуправляемую модель автомобиля. Такая трата денег показалась ему очень полезной».

Воспитатель: -Правильно ли поступил Саша, приняв самостоятельное решение об использовании выделенных ему денег? (да правильно, потому что мальчику дали денег и разрешили самостоятельно ими распорядиться)

Воспитатель: -Должен ли Саша объяснить родителям, на что он собирается потратить накопленные деньги. ( Саша должен объяснить родителям, на что он их потратит, так как покупка должна быть  полезной  и нужной для ребенка. Нельзя покупать вредную еду или не качественные товары)

Заключительный этап.

 

Воспитатель: -  Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Какие бывают расходы? (обязательные, необязательные, непредвиденные, сбережения)  

Как можно купить дорогую вещь, если месячного бюджета не хватает?  (откладывать, копить)

Скажите, какую задачу мы с вами перед собой ставили в начале занятия? (правильно и разумно распределять деньги, делать выбор между тем, что необходимо и тем, что хочется)

 

- Молодцы, ребята! На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу!

 

Источники информации:

 1. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет. М., 2019 г.

2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. М., 2028 г.

3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок. (5-7 лет), М.: Вакоша, 2024.

4. Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по финансовой грамотности

Конспект нод по финансовой граммотности в старшей группе.Цель: раскрыть сущность понятия "деньги" , "монета" , "банкнота", "пластиковая карта" ; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Звонкая копилка"

В конспекте представлены материалы для содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, формирование у детей первичных элементарных экономических представлений....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие с монеткой по стране Экономике"...