2024г. Проект "Маленький финансист" Выступление на педагогических чтениях Канского района
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Владимирова Татьяна Викторовна

«Деньги – это средство воспитания, и с

ними необходимо знакомить уже в

дошкольном возрасте».

 Антон Семенович Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkiy_finansist.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте!

Я, Владимирова Татьяна Викторовна – воспитатель Бошняковского детского сада. Хотела бы поделиться с Вами опытом работы над проблемой «Финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

«Деньги – это средство воспитания, и с

ними необходимо знакомить уже в

дошкольном возрасте».

 Антон Семенович Макаренко

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Название проекта«Маленький финансист»

Участники проекта: воспитанники дошкольной разновозрастной группы «Непоседы», воспитатели, родители воспитанников.

Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный, проект рассчитан на реализацию в течение 2023/2024 учебного года (сентябрь 2023 г. – май 2024г.)

Предмет проектафинансовая грамотность.

Актуальность проекта.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).  Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

         Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.        Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На их взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

       С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

       Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Мы маленькие финансисты».

       Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

      Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО.

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи: 

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  •  Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
  •  Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  •  Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
  •  Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
  • познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями.

Методы и приемы

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных

экономических явлений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

        Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

        Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Свою работу строила по следующим принципам:

  • от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Свой проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

         Подготовительный

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.

Основной

         Практический – реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

  - Просмотр презентации «Денежная история», во время презентации показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег.

- ООД «Сказочное путешествие», отправляемся в путешествие на автобусе, на который нужны билеты, как заработать деньги на билеты, отгадать загадки. Во время путешествия встречаемся с Мухой-Цокотухой, она дает задание: для чего нужны деньги; с тремя поросятами, задание: «Помоги поросятам найти их домик» и определить, из какого материала лучше строить дом; с бабушкой Федорой: задание «Что можно купить, а что нельзя».

- Спортивное развлечение «Потерянный кошелек» нужно выполнить все задания, найти королеву финансов и вернуть ее потерянный кошелек.

- Творческая деятельность.

- Эксперимент «Что удобней монеты или купюры». Нужно узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.

- Игра «Брейн-ринг». Игра состояла из 4-х раундов («Деньги», «Потребности», «Угадай, какая это профессия», «Для чего нам нужны деньги?»). В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.

- Мы с ребятами группы решили посетить Сбербанк России. Так как реально попасть в банк у нас не получается, наша экскурсия стала виртуальной, очень полезной и интересной.

- Краевой творческий конкурс «Мастер кошелька».

- Мастер-класс для родителей «Кукла-оберег Благополучница». Кукла Благополучница (Денежница)— символ достатка и благополучия в семье.

Цель мастер-класса: Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.

- Пополнение развивающей среды.

- Консультации для родителей. Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство 75% считают необходимо внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 12% считают эту тему не интересной, для детей, 13% не задумывались об этом. Действительно многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Заключительный

-  Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление кошелька»;

- Альбом «Финансовая грамотность»;

- Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»;

- План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;

- Альбом «Деньги разных стран»;

 - Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Ожидаемые результаты

•        Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

•        дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

•        родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

•        дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

•        педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Тематическое планирование

Сроки реализации

Работа с детьми

Работа с родителями, педагогами

Сентябрь

Что мы знаем о финансах?

  • Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».

Октябрь

  • История возникновения денег
  • Беседа «Что такое деньги? История возникновения денег».
  • Просмотр презентации «Деньги разных стран».
  • Д. игра «Путешествие денежки».
  • Рисование «Кошелек с деньгами».
  • Д. игра «Что угодно для души».

Стендовые консультации для родителей.

Ноябрь

Бюджет семьи

  • Беседа «Бюджет семьи».
  • Д. игра «Какие бывают доходы?».
  • С.р игра «Семья. Все зарабатывают деньги».
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Лепка «Копилка».
  • С.р игра «Магазин».

Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье».

Декабрь

Что такое экономика?

  • Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономика».
  • Игра-беседа «Что такое экономика?».
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Проблемная ситуация «Удачная покупка».

Стендовые консультации для родителей.

Январь

В мире современных профессий

  • Беседа «В мире современных профессий».
  • Рисование «Моя будущая профессия».
  • С.р игра «Сберкасса», «Кафе».
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Игра «Кому что нужно?».
  • Д.игра «Угадай, где продаются».

Стендовые консультации для родителей.

Февраль

Наши потребности и возможности

  • Беседа «Что такое потребности?»
  • Д.игра «Давай положим в корзинку».
  • Д.игра «Наши потребности».
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Д.игра «Хочу и надо».
  • С.р игра «Магазин».
  • Просмотр мультфильмов.

Стендовые консультации для родителей.

Март

Мир рекламы

  • Игра-занятие «Мир рекламы».
  • Беседа «Какой товар лучше?».
  • Д.игра «Что быстрее купят?».
  • Чтение и обсуждение сказок.

Стендовые консультации для родителей.

Апрель

Мы много знаем о финансах!

  • Проблемная ситуация «О чем говорят вещи?».
  • С.р игра «Кафе».
  • Чтение и обсуждение сказок.
  • Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну».

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей.

Май

Подведение итогов

Итоговая диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

Работа с педагогами: обобщение опыта работы по проекту на педагогическом совете.

Вывод:

В итоге реализации проекта дети дошкольной разновозрастной группы смогут:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

 Практические результаты:

 - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

 - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

     Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

    В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

•        деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

•        авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

•        правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

родительское собрание февраль 2024г. Добавлено 12.03.2024г.

родительское собрание февраль 2024г...

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 02.05.2024г. по 03.05.2024г. Тема: День Победы

Календарный план воспитательно - образовательной работы с 02.05.2024г. по 03.05.2024г.Тема: День Победы...