НОД "Что такое деньги?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Богдашина Анна Викторовна

Знакомство с историей денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chto_takoe_dengi.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Что такое деньги?»

Старший дошкольный возраст

Цель: создание условий для знакомства с деньгами, их историей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с деньгами. Развивающие:
  • расширять представление об элементах экономики (деньги их история);
  • формировать        умения        в        исследовательской        деятельности        (делать выводы);
  • уделять        внимание        эффективности        источников        информации; (самостоятельно находить источник информации);
  • развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;
  • формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
  • воспитывать уважение к труду;
  • бережное отношение к деньгам.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята. Я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотите поиграть?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день

был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!

Воспитатель:

Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Жестяная баночка)

Воспитатель:

Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу баночку, дать детям потрясти)

Дети: (слушают) Деньги, деньги! Воспитатель:

Надо проверить. Открываю. И правда денежки. Дети: Деньги, ура!

Воспитатель:

Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей, 10 копеек.

Воспитатель:

А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель:

А где вы сталкивались? Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Дети: Ответы.

Воспитатель:

Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги?

Трудный вопрос, правда?

Дети: (размышляют)

Воспитатель:

А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать?

Из чего узнать?

Дети: (размышляют)

Воспитатель:

Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Дети:

В газете, книгах …

Воспитатель:

Правильно. Вот у нас есть книга. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

Деньги — это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

Воспитатель:

Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

Дети: (размышляют)

Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно.

А были ли деньги у древнего человека?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети:

Из интернета.

Воспитатель:

Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно.

Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим.

Перед нами - первобытный человек. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушёную рыбу. Такие деньги были не удобны. Овец и быков

нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Затем появились деньги похожие на современные.

Воспитатель:

Хотите узнать, как появились металлические деньги. Их делали кузницы, которые работали с молотками и металлом. Они клали кусок серебра на наковальню и ударяли молоточком, а на молоточке был рисунок. Молоточек тук

- отчеканился и отпечатался рисунок. А монеты были разной ширины и толщины. Это зависело от удара кузница. (компьютерная презентация) Поэтому люди изобрели машины – станки, чтобы чеканить деньги.

Был такой царь - Иван Грозный. Его все очень боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображён всадник на коне с копьём в руках. Копейка – от слово копье. Когда нужно было что-то купить, нужен был мешок, чтобы положить туда монеты.

Ребята, а какая главная сторона монеты? Это та сторона, где изображён государственный герб, эмблема. На российских монетах (5 и 10 рублях) изображён двуглавый орёл. После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история

Воспитатель:

Так были ли у древних людей деньги?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Какие они были?

Дети:

Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель:

А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети:

Это древняя денежка.

Воспитатель:

Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети:

Металлические.

Воспитатель:

А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Да.

Воспитатель:

Какие вы знаете монеты? (Копейка,10коп,5руб.,10 руб.)

Воспитатель:

Слово копейка произошло от слова копьё.

Дети:

Составляют из пазов картинку монетки- копейка.

Воспитатель:

Металлические        деньги        называют        монетами.        А        бумажные        деньги называются купюры. (Закрепление)

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку мы считать. Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Воспитатель:

А как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети:

Высказывают своё мнение.

Воспитатель:

Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры?

Подумайте? А может мы это проверим?

У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдёмте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте)

Воспитатель:

Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети:

Бумага – купюры.

Эксперимент 1 (бумага мнётся, рвётся; монета нет) Воспитатель:

Какой вывод можно сделать?

Дети:

Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Воспитатель:

На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

Эксперимент 2 Дети:

Намочим бумагу.

Воспитатель:

Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети:

Она намокает.

Воспитатель:

А если она намокнет, что произойдёт?

Дети:

Она развалится.

Воспитатель:

А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

Эксперимент 3. Что тяжелее монета или купюра? Дети: (предполагают)

Воспитатель:

Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

  • Может, подуем?
  • Что происходит с монетой?
  • А что происходит с купюрой?
  • Какой вывод сделаем? Что легче?

Эксперимент 4. Воспитатель:

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк.

Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: (проверяют, делают выводы)

Воспитатель:

Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети:

Ничья.

Воспитатель:

А что значит ничья?

Дети:

Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель:

Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: (размышляют)

Воспитатель:

Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети:

Банковская карта.

Воспитатель:

Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?». Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги.

Дети: (рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).

Воспитатель: А почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?

Дети:

Дружбу, любовь, жизнь.

Воспитатель:

Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети:

Нисколько.

Воспитатель:

Она бесценна, совершенно верно.

Воспитатель:

А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал… »

Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

Мы ребята просто класс, Получилось всё у нас!» Воспитатель:

Благодарю за работу, до новых встреч!

Список литературы:

  1. Захарова Э.А. Особенности формирования финансовой грамотности дошкольников: проблемы и перспективы / Захарова Э.А. - Финансовая грамотность населения: проблемы, региональные практики и перспективы развития: сб. статей по мат-лам межрег. науч.-практ. конф. - Калуга, 2021. - С. 100-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47694807
  2. Зиновьева Т.А. Роль семьи в формировании финансовой грамотности у старших дошкольников / Зиновьева Т.А. - Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: сб. мат-лов VI межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2020. - С. 204-

207. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44396774

  1. Заикина Е.Н. Опыт работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников / Заикина Е.Н. - Педагогический поиск. 2021. - № 2. - С. 8-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44806689
  2. Левковская В.В. Педагогические условия формирования финансовой грамотности у старших дошкольников / Левковская В.В. - Ребёнок-дошкольник в современном образовательном пространстве: мат-лы межвуз. студ. науч.-практ. конф.                -        Липецк,        2021.        -        С.        27-30.        URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47210795

  1. Комарская М.А. Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности / Комарская М.А. - Вопросы дошкольной педагогики, 2022. - № 11 (59). - С. 19-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49910688
  2. Ключникова М.А. Финансовая грамотность дошкольников. методическое разнообразие способов формирования / Ключникова М.А. - Воспитание и дополнительное образование, 2023. - № 1 (87). - С. 32-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54133778


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...