Брейн-ринг «Цветик-семицветик» (финансовая грамотность)
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кашаева Алсу Финуровна

Цели: формирование элементов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать разумное отношение к расходованию денег;

- Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

 

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности.

- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

 

Воспитательные:

- Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль;

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Средства реализации:   Копилка  для денег, цветик-семицветик из картона; разрезанные картинки врача и учителя; игровизоры профессий, монеты из бумаги; подносы; мяч; угощение для ребят, карточки с геометрическими фигурами.

Методические приемы: словестные, наглядные, практические.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

 организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Направление «Трудовое воспитание»

Тема: Брейн-ринг «Цветик-семицветик» (финансовая грамотность)

возрастная группа:  подготовительная

       

                                                       

     Подготовил и проверил: воспитатель

                                                      Кашаева Алсу Финуровна

                                                   Имеющая категория: нет

                                                        Педагогический стаж: 7 лет

г.Туймазы – 2024

Цели: формирование элементов финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать разумное отношение к расходованию денег;

- Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности.

- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Воспитательные:

- Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль;

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Средства реализации:   Копилка  для денег, цветик-семицветик из картона; разрезанные картинки врача и учителя; игровизоры профессий, монеты из бумаги; подносы; мяч; угощение для ребят, карточки с геометрическими фигурами.

Методические приемы: словестные, наглядные, практические.

Предварительная работа: Чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», ООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Словарная работа: Обогащать словарный запас детей основными экономическими

понятиями (деньги, труд, продукт, стоимость, купюры, монеты, рубли, валюта, зарплата.

1.Организационный момент.

(дети встают в круг)

Приветствие
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришли гости.
Воспитатель: Поздоровайтесь с нашими гостями.

Ответ детей: Здравствуйте

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?
Ответ детей: Хорошее

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель: Дети посмотрите что у меня в руках?

Дети: Цветик-семицветик.

Воспитатель: В какой сказке вы встречали этот цветок ?
Ответ детей:  В сказке «цветик-семицветик».

Воспитатель: Кто подарил девочке этот цветок?

Дети: Волшебница.

Воспитатель: А нам этот цветок принесла я , фея эконоческих наук.

Воспитатель: Как вы думаете что это за наука экономика?

Дети: Экономика- это наука, которая учит разумно тратить деньги , учит экономить деньги,  учит покупать то , что нам нужно для жизни.

Воспитатель: Я принесла вам этот  цветик -семицветик и  на каждом лепестке написала необычные задания. Выполнив их вы станете умнее и экономически грамотнее.

Воспитатель: Мы разделимся на две команды, для этого вам надо подойти к столу и выбрать карточки (дети подходят к столу и выбирают карточки)

Воспитатель: А сейчас займите места за тем столом ,где такая же геометрическая фигура как на карточке.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам убрать геометрические фигуры в корзину.

У нас есть две команды, осталось дать название  и выбрать капитана. Узнать название команды поможет задание  «Шифровка». У вас на столах лежат карточки, на карточке сверху написано цифра, а снизу буква. Ваша задача положить цифры по порядку и тогда вы расшифруете название своей команды. Приступайте.

 "Знатоки"

1 2 3 4 5 6 7

З н а т о к и

"Экономы".

1 2 3 4 5 6 7

Э к о н о м ы

Воспитатель: Дети, кто может прочитать?

(Дети читают название команд)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю выбрать капитана команды считалкой. (Дети считалкой выбирают капитана).

Воспитатель: Начинается игра, за каждое выполненное задание вы будете получать 1рубль, будьте сосредоточены и внимательны.

 Какая же команда будет отвечать первым? А для этого приглашаю капитаны вас , выберите карточку.(капитаны выбирают карточки)

 Напоминаю вам правила игры.

• Слушаем внимательно вопрос;

• Обсуждаем и даём ответ

• Не выкрикиваем- это главное правило;

• Отвечаем полным ответом ;

• Побеждает та команда, у которой больше монет;

Воспитатель: Готовы?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Приступаем!

Основная часть.

Воспитатель: Отрываем первый лепесток:

Воспитатель: Загадки

1. Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Как вы думаете что это? (Деньги).

2. Как называются бумажные деньги? (Купюры)  

3. Как называются металлические деньги? (Монеты).

4. Как называются Российские деньги? (Рубли).

5. Как одним словом можно назвать деньги других стран? (Валюта).

6. Как называются деньги, которые люди получают за свой труд? (Зарплата)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с первым заданием.

Воспитатель: Отрываем второй лепесток.

 Дети, как вы думаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд.

Воспитатель: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями.

(Участвуют обе команды.)

И вот следующий вопрос.  Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелёт в другой город. Вы приезжаете в аэропорт. Люди  каких же профессий работают в аэропорту?

Дети: Пилот

Воспитатель: А что делает пилот?

Дети: Пилот управляет самолетом.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети: стюардесса

Воспитатель: А что делает стюардесса?

Дети: помогает в салоне пассажирам во время полета.

Воспитатель: Кто еще работает в аэропорту?

Дети: диспетчер

Воспитатель: Что делает диспетчер?

Дети: регулирует движение самолётов.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети: полицейские

Воспитатель: Что делает полицейский?

Дети: обеспечивает безопасность в аэропорту.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети: врач

Воспитатель: А что делает врач?

Дети: К врачу можно обратиться в случае проблем со здоровьем.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети: повар

Воспитатель: Что делает повар?

Дети: Если получится так, что долго ждёте своего рейса и уже порядком проголодались, повар  вам приготовит и вас покормит.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети: уборщики

Воспитатель: Что делает уборщик?

Дети: следит за чистотой.

Воспитатель: Люди каких же профессий еще работают в аэропорту?

Дети : продавец

Воспитатель: Что делает продавец?

Дети: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, продавец вам  это сможет

его продать.

Команды отвечают по очереди.

Воспитатель: Каждый человек  за свой труд получает денежное вознаграждение, кто знает, как это называется?

Дети: Каждый человек за свой труд получает зарплату .

Воспитатель: Отрываем третий лепесток.

Этот лепесток предлагает разобрать и оценить разные ситуации, вам будут предложены варианты , если вы согласны поднимаете зеленый смайлик, а если не согласны то поднимаете красный смайлик.

«Как поступить?»

Ситуация первая.

В магазин завезли новую игрушку, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на неё денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму

- попросить денег на игрушку у бабушки

- подождать, когда мама получит зарплату

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

- купить много игрушек

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить на другие нужды.

- пойти всей семьей в кафе

Воспитатель: Молодцы, мне очень приятно что вы выбрали правильный вариант ответа, смайлики уберите в корзинку.

Воспитатель: Отрываем четвёртый лепесток.

ООО, физкультминутка давайте отдохнем!

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки!(один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочереди руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7 раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четырен ( с размахомхлопаем правой ладонью облевую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку то правую, то левую ножку)

 (Движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель: Отрываем пятый лепесток

«Конкурс капитанов»

Воспитатель: И это конкурс капитанов ,Саша и Даша подойдите ко мне . Вам нужно найти нужные предметы  для профессии врача и строителя, а кто какую профессию выберет, помогут узнать карточки.(Дети выбирают перевёрнутые карточки)

Воспитатель: Картинки предметов лежат на столе.

Воспитатель: А вы дети возьмите игровизоры и соедините линией только те предметы , которые нужны для данной профессии.

(Выполняют задания)

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам предлагаю проверить работы друг у друга.

Воспитатель: Какие предметы нужны врачу, перечистлите?

Дети: врачу нужны: шприц, аптечка,градусник, тонометр, фонендоскоп,грелка,шпатель.

Воспитатель: А для чего нужен шпатель?

Дети: Шпатель нужен для осмотра горла?

Воспитатель: А для чего нужен тонометр?

Дети: Тонометр нужен для измерения артериального давления.

Воспитатель:Правильно, все эти предметы необходимы врачам для лечения и осмотра пациентов, для их выздоровления.

Воспитатель: Какие предметы нужны строителю, перечислите?

Дети: строителю нужны: дрель, каска, пила, мастерок, кисточка, отвертка, молоток.

Воспитатель: А для чего нужен каска?

Дети:...

Воспитатель: Для чего нужен мастерок?

Дети:....

Воспитатель: Молодец, ты правильно подобрал предметы ,которые необходимы строителю.

Воспитатель: Молодцы капитаны. Дети, профессия врача и строителя оплачиваются и они за свой труд получают зарплату.

 Воспитатель: Отрываем шестой лепесток.

Игра «Что нельзя купить за деньги»

Воспитатель: Дети, а вы делали покупки самостоятельно?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Как вы думаете можно все купить за деньги?

Ответ детей: Нет

Воспитатель: Правильно, есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.

Воспитатель: У меня есть для вас общая игра, где мы с вами разберём что можно купить за деньги, а что нельзя. Выходите все становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?

Воспитатель: А теперь давайте поиграем наоборот .

Воспитатель называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, доброту, квартира, хлеб, смелость.

Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Команды возвращаются на свои места за столы.

Воспитатель: Отрываем седьмой лепесток.

Я предлагаю вам решить экономические задачи.

«Решение экономических задач»

Ведущий читает поочерёдно задачи.

1. У сестрицы Аленушки было 10 рублей. На подарок братцу Иванушке она потратила 3 рубля. Сколько рублей у нее осталось?

2.Хомячок и суслик продавали орехи. Хомячок продал 6 килограммов орехов, а суслик – 1 килограмм. Одинаковую ли сумму денег они заработали?

3. Мальчик купил в магазине игрушку за 7 рублей и открытку за 2 рубля. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку?

4.Кот Леопольд и мышонок работают в кафе «Лакомка». Кот Леопольд решил испечь торт, а мышонок – одно пирожное.

- На что понадобится купить больше ингредиентов: на торт или пирожное?

 

Заключительная часть

Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми заданиями.

Я благодарю вас за ваши знания и хочу подарить вам вот такие угощения мне пора возвращаться домой .

Дети : Кто сегодня приходил к вам на занятие , что она принесла?

 Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?

Ответы детей.

Воспитатель: Подвидем итоги , какая команда выйграла .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Брейн – ринг» по финансовой грамотности (Викторина) «Мы, ребята, деловые»

laquo;Брейн – ринг» по финансовой грамотности (Викторина)«Мы, ребята, деловые»...

Деловая игра Брейн-ринг по финансовой грамотности

Деловая игра" Брейн-ринг" по финансовой грамотности...

Конспект мероприятия с детьми по финансовой грамотности. Брейн-ринг «Финансовый калейдоскоп».

С помощью методической разработки Брейн-ринг «Финансовый калейдоскоп», можно в игровой форме научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному ...

Брейн ринг "Экономический цветик-семицветик"

конспект брейн-ринга по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Брейн - ринг для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый эрудит»

совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности....

Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста

Брейн-ринг " Экономический цветик-семицветик" для детей старшего дошкольного возраста...

Брейн-ринг для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

     Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течении продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в ...