ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Марченко Светлана Анатольевна

Современное нестабильное общество предполагает появление «новой» нравственной, самостоятельной личности, способной к саморазвитию, которой будут присущи такие качества как: жажда новых знаний, постоянный интерес к новому в сфере отрасли своего развития и смежных, гибкий нрав в применении полученных знаний и анализе полученных результатов, планирование всех аспектов развития и дальновидность взглядов. Ребенку XXI века важно не потеряться в потоке информационного «шума», осознать свою роль в социуме, понимать важность и суть окружающих его ресурсов и быть готовым к стабильному решению нестандартных задач на протяжении всего жизненного пути.  

Именно теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, ее подходы, алгоритмы и методы, помогает активизировать такие качества мышления: как гибкость, подвижность, системность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ped_opyta_konechnyy_rezultat.docx885.69 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание инновационного педагогического опыта

Тема: ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

C:\Users\Юзер\Pictures\Рисунок4.png

«Подъёмы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта всех родителей, чтобы их ребенок  никогда не узнал, что значит искать средства для существования или мучиться на неприятной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны».

Работая над темой «Финансовая деятельность дошкольников», я изучила педагогическую практику отечественных и зарубежных педагогов, и меня заинтересовала технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера.

Актуальность темы

Современное нестабильное общество предполагает появление «новой» нравственной, самостоятельной личности, способной к саморазвитию, которой будут присущи такие качества как: жажда новых знаний, постоянный интерес к новому в сфере отрасли своего развития и смежных, гибкий нрав в применении полученных знаний и анализе полученных результатов, планирование всех аспектов развития и дальновидность взглядов. Ребенку XXI века важно не потеряться в потоке информационного «шума», осознать свою роль в социуме, понимать важность и суть окружающих его ресурсов и быть готовым к стабильному решению нестандартных задач на протяжении всего жизненного пути.  

Именно теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, ее подходы, алгоритмы и методы, помогает активизировать такие качества мышления: как гибкость, подвижность, системность.   

   Цель и задачи педагогической деятельности в рамках опыта

Цель: создать условия, способствующие формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи: 

1. формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применения этих знаний в конкретных условиях;

2. развивать у детей старшего дошкольного возраста способности решать сложные задачи;

3. развивать у детей старшего дошкольного возраста гибкость мышления и фантазии;

4. воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

Планируемые результаты

Результаты моего педагогического опыта  представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

- понимают и ценят окружающие предметы мира;

- сформированы элементарные экономические знания;

- сформировано правильное отношение к деньгам;

- уважают людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

- устанавливают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. У детей сформировались необходимые знания и сведения о деньгах, о труде, о понятии семейный бюджет; в группе имеются специальный игровой экономический уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым центрам. В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме, чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В центре дидактических игр: «Хорошо- плохо», «Что умеет делать?», «На что похоже?», «Раньше - позже», «Из чего сделано?», «Волшебный телевизор», «Сказка на изнанку», «Эмпатия»,а также используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, знания о профессиях, о труде человека.

Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ  удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность, развить интерес к использованию  ТРИЗ игр, инициативу и самостоятельность при выборе партнеров.

Деятельность по реализации педагогического опыта

Методическая разработка составлена для организации работы с детьми старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Работа выстраивалась в соответствии с ФГОС ДО на основе парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности» одобренной министерством образования и науки Российской Федерации, с использованием материалов Шатовой А.Д. и Смоленцевой А.А., с учетом АООП МБДОУ № 322. Образовательная деятельность построена по блочной системе гибкого комплексно-тематического планирования.

Реализация моего педагогического опыта началась с вопроса у детей: Что такое деньги? Откуда они? Зачем нужны человеку деньги? Проведя анкетирование родителей  90% ответили, что не придают значение экономическим знаниям детей.

Я решила изучить новые технологии, которые позволили заинтересовать детей и родителей по данному вопросу.

Следующим этапом – мной были собраны развивающие игры по финансовой деятельности.  Совместно с детьми были выбраны игры по технологии ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера.  На  занятиях  детям предлагают предметы, явления из областей, которые им  понятны и знакомы:

  • представления о деньгах: метод «Настоящее», «прошедшее», «будущее», ММЧ (метод маленьких человечков);
  • представления о труде (круги Луллия);
  • представления о купле-продаже товаров; метод мозгового штурма (преодоление психологической инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании).
  • представления о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления; приём фантазирования (воображениепсихический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти).
  • представления о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике (Системный оператор. Система – деньги).
  • понимание и ценность окружающего предметного мира (мир вещей как результат труда людей); игра «Маша-Растеряша», «Аукцион».

ТРИЗ - технология  изменила мой  стиль работы, способствовала формированию независимого  мышления  у детей (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы). В дальнейшем дети стали самостоятельно использовать игры ТРИЗ в свободной деятельности.

Формы работы: работа в парах, небольшими группами, всей группой. Вся деятельность строилась по методу «мозгового штурма», с учетом системности и индивидуального подхода.

Методы и приемы: наглядные (показ педагогом; пример; помощь); словесные (объяснение; описание; поощрение); практические (моделирование самостоятельное и совместное с детьми).

Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития.

Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников;
  • Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания;
  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания;

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Открытость ДОО для родителей;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к формированию основ экономической грамотности в семье и ДОО.
  • В процессе взаимодействия с семьями воспитанников использовались следующие формы работы:
  • Открытые занятия;
  • Совместная проектная деятельность;
  • Консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому воспитанию дошкольников;
  • Анкетирование.

Оценка эффективности реализации педагогического опыта

Для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также с целью оценки эффективности реализации педагогического опыта, используется метод наблюдения за поведением детей в игровом экономическом центре в процессе игровой деятельности.

Именно игровой экономический центр предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка, способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"

Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...