Консультация для родителей "Основы финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Деньги — это практичный инструмент в жизни,
и дети понимают это довольно быстро.
Другой вопрос, как объяснить ребенку,
что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен.
Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_finansovoy_gramotnosti.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей дошкольников
«Основы финансовой грамотности»
Деньги — это практичный инструмент в жизни,
и дети понимают это довольно быстро.
Другой вопрос, как объяснить ребенку,
что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен.
Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером.
«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.
Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт. (Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог)«Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.
Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. «Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма». (Эльвира Кетлер)
Советы родителям дошкольников:
Расширяйте словарный запас. Объясняйте и изучайте термины, связанные с финансами. «Каждый день выбирайте новое денежное слово — «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» — и объясните, как оно работает в повседневной жизни, когда вы идете на работу, покупаете продукты или откладываете деньги на что-то»
( Эльвира Кетлер).
Подавайте пример. Если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
Учите действием. Нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 руб.». Помогите ребенку вытащить несколько купюр из банки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция.
Стремитесь к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег. Лучше выбрать прозрачную банку — дети видят, как количество денег, которые они копят, увеличивается.
Не нарушайте правил. Маленькие дети берут пример с родителей. Если вы сами не нарушаете финансовые правила, то ребенок, скорее всего, будет действовать так же.
Не забывайте играть с детьми. Для игр не надо много времени или атрибутов. У всех дома найдется касса и посудка, деньги или монеты можно нарисовать вместе с детьми.
сюжетно-ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «папа и мама пошли на работу», «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.
Как учить финансовой грамотности дошкошльников:
▪ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
▪ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
▪Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
▪ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
Исследование ученых из Университета Массачусетса показало, что отношение к деньгам у детей формируется уже в раннем возрасте — с 5 до 10 лет. Понаблюдайте, как тратит деньги ваш малыш. Если заметите излишнюю расточительность, важно научить ребенка правильному отношению к тратам и в будущем уделять особое внимание планированию бюджета и контролю спонтанных расходов.
▪ Рассказать, что такое долги. Бывает, дети берут друг у друга деньги на спонтанные покупки. Разберите вместе, почему это может быть плохим решением и как правильнее поступить, если ребенок хочет купить что-то прямо сейчас, но у него нет денег. Или что делать, если кто-то просит оплатить покупку за него.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в современном мире становится все более актуальной. Дети с малых лет включаются в экономическую жизнь семьи. Роль родителей, их личный пример обращен...
Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они выраста...
Консультация для педагогов "Финансовая грамотность детей дошкольного возраста"
Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?. Экономическое воспитание способ...
Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников»
Консультация расчитана для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"
Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах"....
Консультация для родителей: «Финансовая грамотность»
Финансовая грамотность в воспитании детей - новое направление в дошкольной педагогике. Малыши уже в раннем возрасте сталкиваются с финансовой жизнью семьи: ходят с родителями в магазин, видят рекламу,...
Консультация для родителей "Финансовая грамотность"
Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели....