Конспект занятия по финансовой грамотности «Как Матроскин учился правильно деньгами распоряжаться».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Щербакова Александра Олеговна

Аннотация

 

Методическая разработка - конспект занятия «Финансовая грамотность», представленная на республиканский конкурс методических разработок «Повышение финансовой грамотности», разработан с целью формирования у детей среднего дошкольного возраста первоначальных представлений об основах финансово-экономических категорий, о содержании деятельности профессий, её результатах, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».

В предлагаемой методической разработке раскрывается подход к формированию начал финансовой грамотности, который будет полезен не только для педагогов, но и для родителей, заинтересованных в обучении своих детей по данному направлению.

 

Введение

 

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство»

Бертольд Авербах

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования главной целью и результатом образования является развитие личности. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни

от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Финансовая грамотность для дошкольника – это образование, направленное на

заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры.

У ребенка, начиная с детского сада, закладываются способности по управлению финансами (бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровая оценка результатов любого труда (товары или деньги), верное представление о финансовом мире). В будущем данные способности помогут стать дошкольнику успешным и самостоятельным человеком, готовым принимать взвешенные и грамотные решения в

будущем.

Актуальность данной тематики заключается в том, чтобы избежать ребенку многих ошибок в будущем в формировании важных привычек в финансовой сфере, надо начинать заниматься правильной его ориентацией в происходящих экономических явлениях, его подготовкой к жизни, начиная с раннего возраста.

В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Формируется экономическое сознание, которое приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них.

Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы дошкольникам.

     Конспект занятия по финансовой грамотности

Возрастная категория: 4 – 5 лет.

Тема: «Как Матроскин учился правильно деньгами распоряжаться».

Цель: создание благоприятных условий для расширения знаний детей в сфере финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей различать важные и второстепенные потребности;

- познакомить детей с монетами разного номинала, учить отличать их по внешнему виду;

- закреплять знания детей о различных видах трат и заработка;

- создать у детей представление о функции кошелька.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать функциональную грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к деньгам;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, сенсорная коробка.

Оборудование и материалы: колокольчик, следы кошки, Матроскин (игрушка), музыкальная колонка, распечатанная и вырезанная игра «Хочу-надо» мешочек, сенсорная коробка с крупами и монетами (1р., 2р., 5р.), три банки с нарисованными монетами (1р., 2р., 5р.) и закрытые пластиковыми крышками с прорезями, дерево без листьев на листе А1, вырезанные купюры, клей, салфетки влажные.

Раздаточный: готовые кошельки цветные карандаши.

 

Ход.

(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).

Воспитатель:

Колокольчик мой, звени,

Всех ребят в кружок зови.

Друзья, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Игра «Башенка дружбы».

Воспитатель: Сейчас мы с вами построим башенку дружбы из наших кулачков и произнесём слова:

1, 2, 3, 4, 5, нам занятие пора начинать!

(Дети из кулачков строят башню дружбы. Произносят хором слова. В конце игры педагог обращает внимание детей на следы на полу, которые педагог прикрепил до занятия).

Воспитатель: Ой, ребята, кто это тут наследил?

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдём по следам и найдём нашего гостя.

(Дети проходят по следам вместе с воспитателем в спальню. Там они находят Матроскина).

Матроскин (аудиозапись 1): Привет, ребята! Я давно хочу купить трактор для своей фермы в Простоквашино, но у меня никак не получается накопить достаточно денег. Наверное, я неправильно их трачу. Может, кто-нибудь из вас поможет мне научиться правильно распоряжаться деньгами?

Дети: Да, мы поможем!

Воспитатель: Как я рада, что вы такие добрые и отзывчивые!

Этап 1.

Воспитатель: Для начала нам нужно объяснить Матроскину, на что важно тратить деньги, а на что нет. Для этого мы поиграем в игру «Хочу и надо». Перед вами изображения того, что мы иногда хотим купить и того, что нам, действительно, нужно. Итак, мы будем складывать мышонку, который показывает класс только те примеры, на которых изображены очень нужные вещи. То, что покупать необязательно, но иногда хочется, мы будем складывать в мешочек к мышонку, который лежит на сыре.

(Дети достают кружочки из мешочка и распределяют их).

Этап 2.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у Матроскина деньги случайно попали в крупу. (Педагог показывает детям сенсорную коробку). Он неправильно их хранит, поэтому и не может накопить. Давайте поможем нашему гостю отыскать потерянные монетки и разложить по банкам. В первую банку будем класть монетки – 1 рубль. Вторую баночку наполним монетками – 2 рубля. В третью банку сложи монеты – 5 рублей. Внимательно посмотрите, как они выглядят, и приступайте к работе.

(Дети находят и сортируют монеты).

Воспитатель: Прекрасный результат, ребята! Мы уже давно помогаем Матроскину. Я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать для нашего гостя.

(Дети выполняют движения по показу воспитателя под музыку Е. Железновой «Головами покиваем»).

Этап 3.

Воспитатель: Друзья, сейчас мы должны разъяснить для Матроскина вот что: «Когда деньги тратятся, а когда зарабатываются».

Я буду называть вам разные ситуации. Если в ситуации деньги тратятся, то вам необходимо положить купюру в кассу. Если деньги зарабатываются, то вам нужно приклеить купюру на денежное дерево, которое будет всегда напоминать Матроскину, что его накопления растут.

1. Матроскин купил мешок конфет. (трата)

2. Матроскин продал много молока. (заработок)

3. У Матроскина сломался велосипед, и нужно купить новые детали. (трата)

4. Коровы Матроскина заболели, необходимо купить витамины для укрепления их здоровья. (трата)

5. У Матроскина перестал показывать телевизор, нужно купить новый. (трата)

6. Матроскин придумал новый вкус йогурта. Стаканчики с йогуртом купила сразу вся деревня. (заработок)

7. В доме стала течь крыша, нужно купить материалы для заделывания дыр. (трата)

8. Матроскину нужно отправить посылку в город. На почте за это необходимо заплатить деньги. (трата)

9. Коровы Матроскина стали давать больше молока, он может делать и продавать больше сметаны. (заработок)

10. У Матроскина сломался холодильник, негде хранить молоко. Срочно нужно купить новый. (трата)

Воспитатель: Друзья, вы прекрасно справились с заданием!

Этап 4.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что я знаю, почему Матроскин постоянно теряет деньги. Просто у него нет кошелька. Ведь именно в кошельке деньги находятся в сохранности. Давайте подарим Матроскину кошелёк?

Дети: Да, давайте.

Воспитатель: У меня есть вот такие заготовки для вас, которые нужно только раскрасить на свой вкус. Предлагаю перед началом работы сделать небольшую пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Массажик».

Карандашик мы катаем,

И ладони разминаем.

1, 2, 3, 4, 5 – нужно пальчики размять.

Карандаши нам помогают,

Пальцы ловкость обретают.

(Дети прокатывают карандаши между ладонями и пальцами).

Воспитатель: Теперь украшайте кошелёчки на свой вкус.

(Дети выполняют задание).

Матроскин (аудиозапись 2): Ребята, большое спасибо вам за помощь и за прекрасные кошельки!

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

 Список использованных ресурсов:

1. Стахович Л.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок / Л.В. Стахович. – М.: ВАКОША, 2019.

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности «Поможем коту Матроскину открыть магазин».

Конспект занятия по финансовой грамотности «Поможем коту Матроскину открыть магазин» в подготовительной группе....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Дети и деньги»

Занятие для подготовительной группы с целью введения культуры обращения с деньгаи для будущей самостоятельной жизни....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Как деньги попадают к нам в дом"

Познакомить детей с новыми экономическими понятиями «доход», «основные и дополнительные доходы»,  «заработная плата»; подвести к осознанию: чтобы у человека бы...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Что мы знаем о деньгах"

Занятие включает в себя интеграцию следующих образовательных областей: позновательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность. Сценарий НОД составлен с цел...

Конспект занятия по финансовой грамотности на тему: «Что такое деньги и как они появились»

Создание условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего возраста....